Простая радость от того, что «Пользоваться телефонами запрещено»
|
Несколько дней назад я ходил на концерт Джека Уайта. Это был замечательный вечер, и в немалой степени это было связано с новым правилом, которое Уайт ввёл на всех своих концертах: никаких телефонов.
Когда вы приходите, вы должны положить свой телефон в плотный резиновый мешочек от компании «Yondr», который затем запирается и возвращается вам. Если вы захотите воспользоваться своим телефоном во время концерта, вы можете выйти в холл и разблокировать его, прикоснувшись к одной из нескольких разблокировочных стоек. Но концерт вы при этом не видите.
Эффект почувствовался сразу же после входа в концертный зал. Прежде всего, возникает лёгкое ощущение путешествия во времени. Очень непривычно видеть толпу, лишённую синих экранов, и при этом – как бы странно это ни звучало – ощущающую себя так, как будто это совершенно естественно.
Люди явно получали удовольствие от выступления группы «на разогреве» – отчасти потому, что этой группе не приходилось конкурировать со всем Интернетом, чтобы привлечь к себе внимание толпы. И даже во время перерыва между актами те люди, которые болтались в проходах и переговаривались между собой, выглядели намного более оживлёнными. Люди осуждали что-то со своими соседями или приглашали их присоединиться к ним. Они принимали всех. Это было здорово.
Политика «без телефонов» высветила ту правду о наших смартфонах, которую трудно понять, когда они всегда рядом с нами: смартфоны высасывают жизнь из нашего общества. Они дают каждому кнопку, позволяющую полностью отключить свой мозг от реальности, и в то время как тело остаётся на месте, личность фактически уже далеко. По сути, у всех нас есть спасательный трос, которым мы можем воспользоваться в любой момент скуки или просто из желания новизны, и, конечно же, это желание возникает постоянно.
Каждый раз, когда кто-то из группы включает экран, это затрагивает всю группу. Каждый уткнувшийся в телефон человек похож на маленькую чёрную дыру, мёртвую зону для социальной энергии, излучающую заметное облако апатии по отношению к остальной части группы и ко всему, что вокруг происходит.
Мы все знаем, какое появляется чувство, когда кто-нибудь за столом «незаметно» переводит свой взгляд на экран смартфона. Даже если все остальные спокойно беседуют друг с другом, каждый чувствует присутствие «вакуума».
Сегодня нам трудно оценить в полной мере влияние этого «эффекта чёрной дыры» на нашу социальную жизнь, потому что мы нигде не можем полностью от него отстраниться. Однако оно стало очевидным в том месте, где каждому пришлось оставить у входа свой «спасательный трос». Внимание всех оставалось внутри, и это было ощутимо.
Я могу только представить, как исполнители в течение последних десяти лет наблюдали за изменениями среди своих зрителей. Они всё чаще видели лица, подсвеченные синим цветом экрана. Должно быть, это было ужасно. Любой исполнитель вам скажет, что связь между артистом и зрителем всегда двухсторонняя – качество любого живого выступления зависит от качества обратной связи между обеими сторонами.
И каждый из зрителей, чьё внимание в данный момент находится в другом месте – это место утечки обратной связи, и этих утечек становилось всё больше на протяжении десяти лет.
Я ожидал, что политика «без телефонов» может стать спорной, но похоже, что этого не будет. На самом деле большинство людей выглядели абсолютно счастливыми, временно оставшись без связи. Мне, и я уверен, что и большинству, этот вечер доставил удовольствие, причём очень простым способом: мы получили возможность всецело отдаться концерту, и этого оказалось достаточно.
Несколько раз я чувствовал знакомый порыв что-то сфотографировать. И каждый раз, когда я осознавал, что не могу этого сделать, я испытывал не раздражение, а облегчение. Было приятно осознать, что мне не нужно балансировать между наслаждением текущим моментом и потребностью задокументировать это наслаждение.
И, конечно же, на протяжении всего концерта мы имели возможность пользоваться своими смартфонами в случае чего-нибудь суперважного. Чтобы это сделать, нам было достаточно просто вежливо выйти в холл, но у большинства людей, как оказалось, не было причин для этого.
Возможно, это была самая интересная часть эксперимента: когда возможность мгновенной разблокировки телефона меняется на необходимость приложить пусть даже минимальные усилия (в моём случае – сделать двадцать два шага до холла), мы решаем, что этого делать не стоит. Это многое говорит о том, чего в действительности стоят те бесконечные часы, которые мы проводим у синих экранов.
Даже в конце 2018 года остаётся ещё множество мест, где по-прежнему не допускается общение с экраном: театры, симфонические залы, кинотеатры, церковные службы и (у большинства?) семейные обеды. Похоже, что и эти святые места могут оказаться под угрозой.
Но я надеюсь, что этого не будет. Электронная связь – это отключение от всех других видов связи, от нашего непосредственного сенсорного опыта, от энергетики личных встреч – и эта цена становится всё более очевидной. Концерт был идеальным способом проиллюстрировать это, потому что, как только вы проходили через турникет, вы могли увидеть, что вы теряете.
Вы могли реально почувствовать это: чувство физического присутствия в том же месте, что и люди вокруг вас. Это человеческое чувство настолько фундаментально, что оно должно присутствовать в нас, как я думаю, на каком-то базовом уровне, но за очень короткое время оно стало довольно редким.
Люди, отвлекающиеся во время концерта – это проблема, но она относительно небольшая. Я думаю, что мы ещё даже не начали понимать всё влияние устройств на нашу жизнь, особенно в плане социальных связей, развития наших детей и нашего общего психического здоровья. Когда начнутся полномасштабные долгосрочные исследования, то результаты нас поразят.
Я полагаю, что через одно-два десятилетия мы будем смотреть на это повальное увлечение 2010-х годов так же, как мы сегодня смотрим на курение. Я родился в 1980 году, и я помню, что в самолётах были целые отсеки для курящих – что сегодня немыслимо. Интересно, будут ли сегодняшние дети когда-нибудь вспоминать то короткое странное время, когда люди спокойно включали синие экраны своих смартфонов посреди тёмного концертного зала?
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по статье David Cain
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: