Почему мир сходит с ума
|
Пишет umair haque
Больше всего в эти дни меня поражает то, что мир понемногу сходит с ума, теряя свою ориентацию. Недавно я осознал, что «безумие» – это, как ни странно, почти идеальное определение для звеньев в причинно-следственной цепи, порочного круга, жертвой которого становится одна страна за другой. Того, который привёл нас в тёмную эпоху экстремистов, авторитаристов, клептократов и толп, которые всё это поддерживают.
И что мы имеем?
Неравенство. Это главный двигатель сегодняшних проблем. Неравенство внутри стран резко возросло – и оно есть в каждой стране мира, даже таких хорошо управляемых, как Канада и Швеция. С неравенством растёт и социальная дистанция. У богатых и бедных мало общего, поэтому общество начинает разъедать изнутри – оно теряет доверие. Политика становится поляризованной. Гражданская сфера рушится. За достойную работу люди получают минимум, и чтобы стать генеральным директором, нужно родиться в правильной семье. Высшие, непреходящие ценности распадаются, вырождаются, всех волнуют только деньги, деньги, деньги. Когда возникает неравенство, исчезают достоинство, стабильность, возможности, доброта – в конце концов, ощущение того, что общество – это достойное, здоровое место для жизни.
Стагнация и стратификация. По мере того как общества становятся всё более неравными, экономика – и жизнь внутри них – начинает стагнировать. Это происходит потому, что львиная доля прибыли идёт к людям, которые уже богаты – как, например, в Америке, где в последние два десятилетия более 100% прибыли приходится на верхушку, составляющую 0,1% населения. Когда возникает стагнация, социальная структура здоровой нации начинает разрушаться. «Средний класс» (к которому каждый может подняться, принадлежать и оставаться частью – ключ к динамичной демократии, чувству оптимизма, дружному обществу, стране, не являющейся жестокой, враждебной и безразличной) превращается в новых бедняков. Старые бедняки становятся нищими, а богатые – династическими. Для всех, кроме самых богатых, жизнь с достоинством, смыслом, целью, принадлежностью становится недоступной роскошью.
Жёсткая экономия и авторитаризм. Что происходит далее? Среднестатистический человек, обнищав, становится жертвой мифа о народной экономике: «Если я стал банкротом, значит, мы все должны обанкротиться!» Так появляются телевизионные эксперты и ненормальные экономисты, которые предупреждают нацию о надвигающемся финансовом крахе, в то время как верно противоположное: нация не может обанкротиться, только люди, и именно по этой причине стагнирующие экономики требуют больше всего инвестиций – и могут их получить, поскольку деньги накапливаются наверху, как правило, в колоссальных количествах, что является причиной спада в первую очередь – помните? Деньги изобилуют в стагнирующих экономиках – они просто сосредотачиваются в неправильных местах.
Но обычно побеждает народный миф, требующий затягивания поясов, и поскольку люди становятся всё беднее, они говорят: «Сократить государственные расходы!», не понимая, что это значит «Я не хочу, чтобы мои соседи инвестировали в меня!» И то же самое происходит со здравоохранением, СМИ, финансами, инфраструктурой, социальной защитой, выходом на пенсию, достойной работой. И тогда недавно обнищавший человек становится ещё беднее, поскольку всё это связано с его доходом, сбережениями, уровнем жизни. Он мог бы восстановить утраченную принадлежность, смысл, цель, чувство достоинства, которые он потерял и отчаянно жаждет. Но он сам отрицает их для себя.
Он сбит с толку. Ничего не работает! Он теряет то малое доверие, которое имел к системе, себе, будущему и своему обществу. Его сердцем овладевают отчаяние и ярость. Что делать? Теперь он – лёгкая добыча для авторитаристов.
Национализм и экстремизм. Что делают авторитарные власти, чтобы справиться с этой неразберихой – обществом, социальная структура которого рухнула, экономикой, которая нуждается в инвестициях, но не может их получить, и людьми, которым говорят совершенно неправильные вещи?
Ну, первое, что обычно делают авторитаристы – вводят в действие агрессивных националистов. «Это наша земля!» – кричат они. Замените слово «земля» на «здравоохранение», «финансы», «рабочие места» или «торговлю» – и суть останется прежней. Таким образом, авторитаризм – это способ нормировать сокращающееся процветание: если вы чистой крови, из правильного племени и так далее, то вам полагается кусок уменьшающегося пирога. Но проблема заключается в том, что пирог сам уменьшается в первую очередь – и на смену мягкому национализму спустя одно или два десятилетия приходит жёсткий, мстительный и беспощадный, при котором вчерашние счастливчики – сегодня нежелательные люди.
Таким образом, достаточно скоро национализм превращается в экстремизм, и на этом цикл заканчивается – с нациями, балансирующими на грани вражды, войны, насилия. Обычно они пускаются в это сломя голову, с энтузиазмом.
А теперь давайте обсудим, что всё это значит.
Вы правы, если думаете, что это была история 1930-х годов. Но в этом есть нечто большее. Это также была история падения Рима. Это была история погружения Афин в тиранию. Это была история падения майя и инков. Единственное, чем отличаются эти истории – это первопричины неравенства и стагнации: глупый человеческий выбор и гордыня (Рим), стихийное бедствие (майя и инки), голод и засуха (Афины). И это универсальная модель того, как разрушаются человеческие общества.
Вопрос для ныне живущих людей: какие общества смогут разглядеть модель, пока не станет слишком поздно? В конце концов, закономерности позволяют не повторять ошибок, понимать их и предотвращать.
Давайте на минутку подумаем об этом. В Америке происходит нечто странное и тревожное: СМИ и интеллигенция отрицают всё, что связано с вышеупомянутой моделью. По их мнению, авторитаризм, национализм и экстремизм – это всего лишь результат действий... плохих людей. Вы видите, как вышеупомянутая модель провоцирует враждебность и приводит к невежеству?
Конечно, безумие не может быть просто результатом действий плохих людей в Америке или людей в целом, поскольку это проблемы, которые внезапно охватили весь земной шар. Наследие Америки в виде рабства, расизма и фанатизма не может привести к краху Турции, Венгрии и Польши. Но американские мыслители отказываются открыто думать о мире даже в основных направлениях, таких как проведение глобальных сравнений.
Это раскрывает нам кое-что важное об Америке. Вероятно, она не собирается выходить из порочного круга, который американцам представляют не в истинном свете. Может быть, СМИ хотят продавать клики, может быть, политики не изучали историю – кто знает? Мотивы не имеют значения. Суть просто прагматична.
Если вы не способны увидеть эту модель, где общество окажется в конечном итоге? Ну, в конце модели. Им будут править самые безумные, самые крайние, самые враждебные, самые жестокие, самые невежественные.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: