Действительно ли люди стремятся к лучшей жизни?
|
Пишет umair haque
«Действительно ли люди стремятся к лучшей жизни?»
Недавно я дал интервью известному медийному деятелю, который преследовал меня месяцами. И я месяцами избегал его. Им нравится идея беседовать со мной, но реальность такова, что мы слишком разные. Я хочу лучшего будущего для всех – я полагаю, потому, что я рос слабым, обиженным, одиноким и преследуемым временем и благодатью. Когда они говорят: «Действительно ли люди стремятся к лучшей жизни?», они думают о жизни в относительном комфорте и с привилегиями. Но на самом деле это значит «Возможно, некоторые люди предназначены для того, чтобы их использовали и обижали».
Я засмеялся с ноткой грусти. Не потому, что я занимаю высокие моральные позиции. Нет. А потому, что я забыл, насколько потерянной является эта эпоха. И как легко мы смогли бы снова стать на путь истинный. Но я отвлёкся от темы.
Ответ утвердительный. Все хотят жить лучше. Такова человеческая природа. Но мы построили глобальную экономику, которая не обеспечивает этого. Именно поэтому мир разваливается на части – нацисты в Бундестаге, экстремисты, свергающие нации, как домино.
А теперь: «лучшая жизнь» не имеет отношения к тому, как мы учим людей желать её, и не определяется социальными и культурными аспектами. «Лучшая жизнь» сегодня, когда мы живём в материалистической индивидуалистической утилитарной системе, стала означать право наслаждаться большим количеством вещей, которые приносят вам краткосрочное удовольствие.
Проблем, связанных с этим, огромное множество, и они титанические. Одномерное стремление к мгновенным, бездумным, материальным удовольствиям истощает нас эмоционально, социально, культурно, экологически и цивилизованно. Оно подпитывает рост заболеваний индивидуального и коллективного разума, таких как депрессия, тревога, ярость и одиночество. Оно разжигает неравенство, бессмысленность, тщетность – всё это разъедает демократию, которая зависит от доверия, высоких ценностей и цели, сохраняющейся на протяжении поколений. Оно создает группы и классы «неудачников», заброшенных, забытых, которые не способны получить такие удовольствия или не могут себе их позволить (либо и то, и другое). Таким образом возникает озлобленный, разделённый, потерянный народ, который, в конце концов, обращается к экстремизму и авторитаризму.
Лучшая жизнь? Она больше похожа на классическое определение греков или Древнего Востока. Это жизнь, наполненная вещами, которые имеют значение. Если я спрошу вас: «Что важнее – деньги или отношения, образование, здоровье, здравомыслие и свобода?», вы засмеётесь (если, по крайней мере, вам хватит смелости). Последние – это цели, которые, как однажды выразился Аристотель, «преследует каждая жизнь», а первое – деньги – всего лишь средство. Если вы не можете достичь этих целей, тогда жизнь кажется пустой, не так ли? И эти цели более или менее одинаковы для всех нас и тех, кто когда-либо жил на Земле, согласно Аристотелю.
А теперь: именно так и сломалась глобальная экономика. Как бы вы назвали способность позволить себе эти основы хорошей жизни – здоровье, здравомыслие, отношения, свободу, принадлежность, цель, смысл и безопасность?
Я назвал бы её «количественным достоинством».
Но проблема двоякая. Глобальная экономика превратилась в место, где эти элементы достоинства стали недоступными для обычного человека – чьи родители когда-то наслаждались ими и чьё общество продолжало обещать их. Социальный контракт, предлагаемый среднестатистическому человеку: вы можете иметь приличный доход, однако вы никогда не позволите себе достоинство, жизнь, которая резонирует с внутренней ценностью.
Но вторая проблема заключается не только в том, что достоинство стало роскошным товаром, доступным лишь грабителям-баронам – само достоинство, как количественная величина в экономике, уменьшилось до крайнего предела.
Давайте снова вернёмся к определению достоинства: здравомыслие, смысл, принадлежность, цель, безопасность, здоровье, и так далее. Дело не только в том, что обычные люди не могут себе всё это позволить – суть в том, что экономика не обеспечивает им этого. Или обеспечивает, но не особо хорошо или достаточно. В зависимости от того, как вы это рассматриваете, общая сумма достоинства в мире сократилась – или его рост не поспевает за растущим спросом.
Взять, к примеру, среднестатистического американца. Он живёт с небольшим достоинством. Может быть, даже меньшим, чем у людей из гораздо более бедных стран. И хотя он живёт в большом доме и водит большой автомобиль, у него нет качественного медицинского обслуживания, образования или СМИ. Его детей могут расстрелять в школе, или же они могут умереть из-за недостатка инсулина. Он должен «работать» над плохими вещами, чтобы заработать себе на жизнь. Однако эти плохие вещи стоят ему города, общины, истории, демократии. Внутренней ценности, которую он не может купить за деньги. Оно того стоит? В данный момент мир следует американской модели.
Видите ли вы, как без достоинства весь проект цивилизации стремительно разваливается на части?
Итак, вернёмся к «спросу» на достоинство – человеческому аппетиту на него. Человек всегда будет стремиться к достоинству. До последнего дня. Даже извращёнными и парадоксальными способами, как, например, президент, пишущий детские твиты, чтобы получить нарциссическое восхищение. А всё потому, что достоинство составляет наши основные аппетиты. Мы не можем избежать потребности в достоинстве, поскольку достоинство – это набор наших элементарных «потребностей».
Каковы ваши самые высокие потребности? Ваши низкие потребности – вода, воздух и так далее. Поднимаемся по лестнице Маслоу – жильё, безопасность, уверенность. Ещё выше. Принадлежность, уважение. Смысл, цель. Ещё выше. Трансцендентность и милосердие. Снова элементы достоинства. Видите ли вы теперь, что достоинство – это то, к чему стремятся человеческий разум, психики и душа?
И как же глупо и смешно было построить глобальную экономику, которая не способна дать людям ни одной из этих вещей. Хорошая жизнь.
А теперь: что произойдёт, если мы построим такую экономику, которая не может обеспечить людей тем, что они действительно ищут? Ну, они будут искать это повсюду. В больших автомобилях и домах. В работе. В пластических операциях и ботоксе. В Instagram. Не найдя этого, они будут чувствовать злость, горечь, страх. Это вещь, которая постоянно ускользает от них, что бы они ни делали.
Кто сейчас предлагает людям кусочки достоинства? Авторитарная власть. «Вы принадлежите. Вы избранные, – кричат они. – Вы снова будете великолепны!». И, конечно же, люди верят им. Почему бы и нет? Основные потребности. Достоинство – это то, что нужно каждому человеку. Не каждый из нас достаточно мудр, чтобы понять, что авторитарный контракт сделан из глупости, ибо за принадлежность и смысл, которые он даёт вам, вы платите ценой индивидуальности, истины и свободы. У вас есть обещание достоинства, однако вы никогда его не получите. Таковы времена, в которые мы живём.
Надеюсь, теперь вы видите связь. Мы построили экономику, которая не может обеспечить людей тем, чего они действительно хотят – лучшую, достойную жизнь. Всё, что она может предложить – это бессмысленные удовольствия. Даже если они достижимы, их недостаточно, чтобы люди могли жить с мудростью, мужеством, истиной и благодатью. Или же со здоровьем, принадлежностью и возможностью. Таким образом, они обращаются к авторитарной власти и экстремистам, которые обещают им всё это. И они продолжат делать это до тех пор, пока мы не построим системы, организации и экономики, которые снова смогут обеспечить нам достоинство.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: