История «Тринити», первого в мире испытания ядерного оружия
|
Знак отмечает место первого в мире взрыва атомной бомбы, 2009 год
Сильная гроза и непредсказуемый ветер не давали Норберту Диру уснуть до поздней ночи. Накануне вечером он помогал задраивать бензоколонку недалеко от Сокорро (штат Нью-Мексико), думая, что ночью будет ливень. Когда на часах было 5:30 утра, Дира выбросило из постели апокалиптическим взрывом, который был гораздо страшнее, чем его банальные опасения по поводу затопления заправочной станции.
«Полиция штата заявила, что в армейском лагере произошёл случайный взрыв, – сообщил впоследствии Дир, согласно документам Министерства обороны, опубликованным в журнале Popular Mechanics в соответствии с федеральным законом «О свободе информации». – Но это больше походило на конец света».
Этот взрыв, который произошёл за несколько секунд до 5:30 утра 16 июля 1945 года, был, пожалуй, самым значительным событием 20-го века.
Однако прошёл почти месяц, прежде чем люди, ставшие его свидетелями, и весь остальной мир узнали о его истинной важности. Это было первое испытание ядерной бомбы.
Сотни учёных и тысячи человек обслуживающего персонала практически за одну ночь перебрались в малонаселённую часть страны. Огромное устройство в течение нескольких дней передвигалось по прерии Нью-Мексико на поезде в сопровождении строгой охраны. И хотя первый в истории взрыв ядерной бомбы потряс территорию вплоть до Эль-Пасо (штат Техас), военное ведомство сумело сохранить испытание в секрете.
Как они собрали бомбу – это история, которую будут рассказывать снова и снова. Однако гораздо более захватывающим является то, как им удалось скрыть опасное ядерное оружие.
Даже сегодня, спустя столько лет, сотни документов, которые относятся к первому испытанию ядерной бомбы, хранятся под грифом «секретно». До сих пор недоступен ряд документов, касающихся результатов радиационных испытаний после взрыва на объекте, который в данный момент является ракетным полигоном Уайт-Сэндс. Кроме того, до сих пор не раскрыты переписки, которые могли бы пролить свет на то, как много информации просочилось в период между испытанием и сбросом бомбы на Хиросиму в августе 1945 года.
Среди поразительных фактов, обнаруженных в ходе расследования Popular Mechanics, следует выделить следующие:
* Десятки документов, которые были доступны общественности, но никогда не использовались, внезапно стали засекреченными примерно в 1970-х годах.
* Губернатор Нью-Мексико в 1945 году не был проинформирован о характере испытания до тех пор, пока в следующем месяце на Хиросиму не была сброшена бомба.
* Агенты ФБР нанесли визит издателям нескольких крупных газет на следующий день после испытания, чтобы предотвратить публикацию историй, которые могли бы вызвать ненужную шумиху.
Чиновники Министерства обороны подготовлено несколько вариантов объяснения взрыва для общественности – даже на случай гибели гражданских лиц в районе Аламагордо (штат Нью-Мексико). (В конце концов, было обнародовано самое простое объяснение, поскольку жертв не было.)
Охранники, которым поручили следить за разработкой и испытанием ядерной бомбы, имели ничем не примечательный вид и были расставлены, начиная от главных ворот и заканчивая десятками лабораторий, где создавалась бомба. Однако под благородной поверхностью скрывалась твёрдая, как железный гвоздь, сеть безопасности, защищавшая тайну. И её возглавляла Дороти Маккиббин.
«Когда прибывали новички, моя задача заключалась в том, чтобы разместить их, обеспечив комфортными условиями, и сделать так, чтобы они не задавали лишних вопросов», – сообщила миссис Маккиббин во время интервью для Popular Mechanics. За два года до взрыва первой ядерной бомбы она выполняла те же самые обязанности на объекте в горном городке на севере Нью-Мексико. Она должна была встречать и размещать сотрудников, прибывающих в исследовательский лагерь.
Всех, кто прибывал без приказа, миссис Маккиббин, которой уже было за восемьдесят, прогоняла прочь.
Строго секретно
Физик Норрис Брэдбери сидит рядом с «Гаджетом», ядерным устройством, созданным учёными для испытания первой в мире атомной бомбы.
Чтобы получить представление о том, как трудно было хранить секрет, рассмотрим скорость, с которой рос Лос-аламосский комплекс. Когда в 1942 году армия захватила участок площадью почти 22 000 га, местное население составляло менее 250 человек, включая учителей и учеников Школы Лос-Аламос Ранч. К тому времени, когда бомба была готова к испытаниям, население Лос-Аламоса составляло около 7000 человек. Прямо или косвенно все они работали на Манхэттенский инженерный округ, армейское подразделение, название которого превратилось в «Манхэттенский проект».
Помимо Лос-Аламоса, в состав округа входили также ураноперерабатывающие предприятия в штатах Теннесси и Вашингтон. До запуска «Манхэттенского проекта» в этих двух районах проживало менее 30 000 человек, но к августу 1945 года около 90 000 человек жили и работали на этих двух объектах.
Под руководством генерала Лесли Гроувса, возглавлявшего «Манхэттенский проект», служба безопасности постепенно перешла под контроль специального отряда во главе с майором Джоном Ландсдейлом. ФБР, которое тесно сотрудничало с контрразведывательным корпусом военного ведомства в первый год реализации проекта, начало работать непосредственно с Ландсдейлом в 1943 году, когда безопасность стала его обязанностью.
Базовый лагерь и ядерный полигон Тринити
Кроме того, Гроувсу пришлось иметь дело с десятками немецких учёных-эмигрантов и рядом американских исследователей, которые симпатизировали Советскому Союзу.
Гроувс получил приказ от Белого дома быстро разработать бомбу. «Манхэттенский проект» действительно привёл к ядерному взрыву менее чем через три года после запуска. В условиях такой головокружительной скорости обычные проверки безопасности не годились. Кроме того, невозможно было тщательно проверить учёных, бежавших из нацистской Германии. Гроувс остановился на простейшем решении каждой проблемы безопасности, справедливо рассудив, что чем более тщательно будет продумана система безопасности, тем больше внимания привлечёт к себе «Манхэттенский проект».
К новому персоналу применялись стандартные протоколы безопасности. В бланках указывались имена друзей и супругов и названия организаций, к которым они принадлежали. ФБР предоставляло сотрудникам службы безопасности «Манхэттенского проекта» информацию обо всех прибывающих. Обязанности были чётко разграничены, чтобы ни один человек, работающий над проектом, не знал, чем занимается другой. По большей части, сбоев в системе безопасности не наблюдалось, но утечка всё же произошла.
14 июля 1945 года. Рабочие прикрепляют к детонационной башне первое атомное устройство, получившее название «Гаджет».
Уроженец Германии Карл Фукс, который получил образование физика в Англии, был арестован после разработки бомбы за передачу секретов русским. Ни судебные протоколы, ни документы, полученные в рамках закона «О свободе информации», не проливают свет на то, что Фукс сказал русским, и он никогда публично не раскрывал свою деятельность.
Держать прессу на расстоянии, вероятно, было большой головной болью. Однако, скорее всего, из-за войны СМИ оказались более сговорчивыми, чем ожидалось. Такие слова, как «ядерная энергия», исключались из новостных историй. Если в какой-нибудь техасской газете появлялась статья, раскрывающая какую-то деталь проекта ядерной бомбы, то на этом всё и заканчивалось. Чикагским газетам, к примеру, запрещали публиковать новости на эту тему.
В день взрыва на полигоне Тринити в Нью-Мексико житель Чикаго ехал через Нью-Мексико на поезде. Он ощутил волну и увидел, как загорелось небо. На следующей остановке, согласно одному опубликованному сообщению, он бросился к телефону и позвонил в чикагскую газету. Путешественнику показалось, что он стал свидетелем падения гигантского метеорита. Репортёр написала короткую статью и передала её редактору.
На следующий день, когда она пришла на работу, её уже ждали агенты ФБР. Они объяснили женщине, что она должна забыть об истории, которая, конечно же, так и не была опубликована.
Объяснение взрыва
Через 0,025 секунды после взрыва на полигоне Тринити, 16 июля 1945 год
Все сообщения о взрыве 16 июля основывались на кратком пресс-релизе, выпущенном Лос-Аламосом. Он гласил:
«Поступило несколько запросов относительно сильного взрыва, который произошёл сегодня утром в резервации авиабазы Аламогордо. Расположенный неподалёку склад боеприпасов, где хранилось значительное количество взрывчатых веществ и пиротехники, взорвался. Обошлось без жертв…»
Правда, в конце концов, всплывёт наружу, но после того, как на Хиросиму будет сброшена бомба. Чтобы предоставить общественности достоверную информацию, руководители «Манхэттенского проекта» позволили репортёру New York Times Уильяму Лоуренсу пожить в Лос-Аламосе в течение нескольких месяцев, предшествовавших взрыву. Он раскрыл тайну, написав знаменитую серию статей для Times, после атаки на Хиросиму.
За несколько дней до взрыва «Джамбо», 180-тонный стальной контейнер для испытания ядерной бомбы, пришлось переместить под брезентовыми чехлами на полигон Тринити. Он ехал в специально сконструированном 200-тонном грузовом вагоне. Даже военные полицейские, сопровождавшие поезд, ничего не знали о содержимом. Им сказали, что его планируют использовать для хранения взрывчатых веществ.
Тем не менее, брезент не мог скрыть отчётливую баллистическую форму контейнера, что породило множество легенд. Самая нелепая из них заключалась в том, что армия работала в пустыне над секретной подводной лодкой.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта popularmechanics.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: