Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
История о том, как в 1960-х годах правительство США проводило ядерные испытания под землёй в Миссисипи
Познавательное

История о том, как в 1960-х годах правительство США проводило ядерные испытания под землёй в Миссисипи

Админчег Muz4in.Net Тэги



СМИ на официальном наблюдательном пункте


По всем признакам было похоже, что тем утром четверга в Бакстервилл приехал карнавал.

Детям не нужно было идти в школу. Семьи собирались на пикники. Люди из правительства раздавали колу и бутерброды.

«Мы встали, оделись, и нам сказали идти в церковь Кэни, – говорит Дороти Бреширс, которой на тот момент исполнилось тринадцать лет. – Там были все, кого мы знали».

С наступлением 10 утра радостная атмосфера начала накаляться. И неудивительно: ведь в пяти километрах от города должна была взорваться ядерная бомба.

За десятилетия Холодной войны правительство США провело более 1000 ядерных испытаний. Большинство из них происходили в невадской пустыне или на далёких островах Тихого океана. Однако Бреширс и её соседи проживали в южной части Миссисипи, примерно в 160 километрах от Нового Орлеана. И 22 октября 1964 года Комиссия по атомной энергии США собиралась взорвать зияющую полость в земле под сосновыми лесами округа Ламар.

Это было первое из двух испытаний, проведённых там. Это почти забытая глава истории времён Холодной войны, которую трудно понять сегодня – даже тем, кто был там.

«Я никогда не понимал, по какой причине они захотели сделать это», – говорит Дональд Ноблс, которому сейчас 80 лет.


Слева направо: рабочие опускают в землю 5,3-килотонную бомбу в рамках испытаний «Лосось». Вторая бомба была взорвана в полости, появившейся в результате первого испытания двумя годами ранее.


Два фактора обусловили появление бомбы в Миссисипи: подозрения и соль.

К концу 1950-х годов Соединённые Штаты, Советский Союз и Британия запускали атомные и водородные бомбы на суше, под водой и в воздухе. Испытания спровоцировали распространение радиоактивных осадков по всему миру, вызвав распространённые опасения общественности по поводу онкологических заболеваний и врождённых дефектов. Поп-культура была переполнена образами насекомых и рептилий, которые превратились в жуткие чудовища из-за радиации. И страны, у которых было ядерное оружие, хотели усложнить присоединение к их «клубу».

Таким образом, они начали говорить о запрете ядерных испытаний. И в 1958 году эксперты, собравшиеся в Женеве, предложили идею о всемирной сети датчиков, которые могли бы обнаруживать ядерные взрывы.

Но как было узнать, что кто-то прибегает к обману?


Показания сейсмографа на наблюдательном пункте


В 1959 году американский физик Альберт Латтер предположил, что испытания бомбы в подземной полости могут заглушать взрыв. После проведения тестов с использованием обычных взрывчатых веществ Латтер написал, что детонация 100 килотонн (в шесть раз больше бомбы, сброшенной на Хиросиму) «производит настолько слабый сейсмический сигнал, что он вряд ли сможет быть обнаружен Женевской системой». По словам Джеффри Льюиса из Центра изучения проблем нераспространения имени Джеймса Мартина при Монтерейском институте международных исследований, его теория, получившая название «декаплинг» (ослабление сейсмического эффекта ядерного взрыва), стала объединяющим фактором для людей, которые хотели продолжать проведение испытаний.

«Им нужно было придумать причину, по которой они могли бы не соблюдать соглашение с Советским Союзом», – говорит Льюис. В 1963 году, после того как Карибский кризис столкнул мир с немыслимым, сверхдержавы подписали «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой». Он положил начало подземным испытаниям, и исследователи хотели убедиться, что их можно обнаружить.

Комиссия по атомной энергии пожелала проверить теорию Латтера, используя ядерное оружие. И соляные отложения считались идеальным местом для испытаний, поскольку они легко поддавались копке, а полученные полости служили в течение многих лет.

«Соляной купол должен был иметь определённый диаметр и размер, быть достаточно большим и находиться под землёй, но не там, где он мог помешать воде, нефти или чему-то другому», – поясняет Дэвид Аллан Бёрк, историк из Обернского университета, который написал книгу об испытаниях в Миссисипи.

Это привело агентство в южную часть штата Миссисипи, где полно соляных куполов. Правительство арендовало почти 600 гектар леса поверх одного из этих куполов и приступило к работе.


Мужчина осматривает ущерб, причинённый его дому испытаниями


Идея ядерных испытаний в районе с несколькими средними и крупными городами поблизости не была универсально популярной. Однако губернатор Росс Банетт был готов принять Комиссию по атомной энергии, даже когда он боролся с администрацией Кеннеди за гражданские права.

«Барнетт, хотя и был диксикратом и сегрегационистом, одним из самых громких, напыщенных и злых, был более чем рад образу штата Миссисипи, помогающего защитить Соединённые Штаты от коммунизма», – говорит Бёрк.

И Бреширс говорит, что когда она росла, округ Ламар был «маленьким и очень патриотичным».

«Если бы правительство сказало, что завтра Луна будет зелёной, все бы поверили», – говорит она.


Выдержка из засекреченных документов, показывающих количество скважин в радиусе 8 километров от места испытаний


Первый взрыв под кодовым названием «Лосось» был произведён при помощи 5,3-килотонного устройства. Второй взрыв, «Стерлинг», был всего 380 тонн; его произвели в полости, оставленной «Лососем». Комиссия по атомной энергии просверлила 825-метровое отверстие в соляном куполе, опустила в него первую бомбу, залила её бетоном толщиной 180 метров… и ждала.

Испытание «Лосося» было отложено почти на месяц в связи с рядом технических проблем и плохими погодными условиями, включая ураган Хильда. Семьи, которые проживали в восьми километрах от испытательного полигона, были дважды эвакуированы в рамках подготовки к взрывам. Им заплатили по 10 долларов за каждого взрослого и по 5 долларов за каждого ребёнка в связи с причинёнными неудобствами.

Наконец, 22 октября в 10 часов утра наступил бум.

Стив Томпсон и его семья покинули свой дом, чтобы устроить пикник у озера Колумбия, в пятнадцати километрах. Они стали свидетелями волны, которая промчалась по воде, а затем под их ногами.



«Нам казалось, будто мы находимся в лодке, – говорит Томпсон, которому на тот момент было 15 лет. – Было две большие волны и куча ряби».

Ещё одна очевидица, Бренда Фостер, говорит, что «земля вздымалась и опускалась».

«Окна в доме дожали и грохотали, а дымоход треснул, не выдержав нагрузки, – говорит Фостер, которой на тот момент было почти десять лет. – Это всё, что я помню, но мне вряд ли удастся об этом забыть».


Учёные проводят испытания


Впоследствии около 400 человек подали иски о возмещении ущерба, в основном из-за потрескавшейся штукатурки или кладки. На ферме отца Ноблс, в 12 километрах от места взрыва, две скважины перестали работать после взрыва. Однако дом одного мужчины, Горация Берджа, был «полностью разрушен».

«Внутри его дома всё было сломано. Вещи выбросило из шкафов, а фундамент был повреждён», – говорит Ноблс.

Спустя два года, в декабре 1966 года, Комиссия по атомной энергии опустила вторую бомбу в 35-метровое отверстие, оставленное после первой, и активировала её. Меньшее устройство осталось почти незамеченным на поверхности, и научные результаты тоже не были впечатляющими.

Льюис говорит, что, как оказалось, декаплинг не вызывает ничего, кроме очень маленького взрыва. Тем не менее, данные помогли сформировать более поздний договор, который ограничил подземные испытания 150 килотоннами.

И тот факт, что испытания не принесли ни вреда, ни пользы, был хорошей вещью, по словам Льюиса. Страна, которая стремится к созданию собственного ядерного оружия, вряд ли сможет скрыть испытания, как бы ни хотела – и большинство стремящихся к накоплению ядерного оружия держав, таких как Северная Корея, рады сообщить миру, что у них есть бомба.

«В Иране есть большие соляные купола, – говорит Льюис. – И мы не хотели бы, чтобы Иран знал, насколько масштабный взрыв они могут выполнить, не будучи обнаруженными. Так что есть вещи, которые нам лучше не знать».


Выдержка из рассекреченных документов, показывающих уровень запросов и жалоб на воду в скважинах после испытания «Лосось»


Бёрк говорит, что после испытания местных жителей охватило разочарование. Были надежды на то, что они помогут экономике Миссисипи благодаря созданию нового центра, однако в конечном итоге они переместились в Техас. Комиссия по атомной энергии не спешила рассматривать претензии, и поскольку работу свернули, «местных жителей это перестало касаться».

Некоторые люди боялись оставленных бомб больше, чем дыры в земле. У каждого, казалось, был знакомый, который умер от рака, включая дядю Бреширс, регулярно питавшегося рыбой из местных водоёмов.

«Все были счастливы, все смеялись, говорили, радовались, – вспоминает Бреширс. – И только спустя, наверное, пять или шесть лет люди начали бормотать что-то вроде: “Что же они наделали?!”»

Большая часть радиоактивных отходов, образовавшихся в результате взрыва, была смешана с окружающей солью. В начале 1965 года смесь воды и кислоты, вылитая в ещё горячую полость, спровоцировала выброс на поверхность загрязнённого пара. После проведения испытаний в полость были сброшены облучённые куски соли, грязи и жидкости для бурения.

В 1989 году, после того, как жители пожаловались тогдашнему сенатору Тренту Лотту, федеральное правительство обратило внимание на уровни заболеваемости раком в том районе. Результаты были неубедительными, однако правительство в конечном итоге провело воду к близлежащим домам, чтобы заменить испорченные скважины. Современные федеральные отчёты показывают, что сегодня уровень рака в округе Ламар ниже, чем в среднем по штату и стране.


Гранитный памятник на месте, где проводились испытания бомб под кодовыми названиями «Лосось» и «Стерлинг» (южная часть штата Миссисипи)


Сегодня гранитный памятник стоит на том месте, где были взорваны бомбы. Он возвышается над поляной в трёх километрах от песчаной грунтовой дороги. Испытательные здания и оборудование давно исчезли. Участок в 600 гектар ныне является государственным лесным заповедником, работники которого пытаются сохранить болотные сосны, перепелов и чёрных медведей.

Памятник окружён скважинами, вода в которых регулярно анализируется на наличие признаков загрязнения тритием, радиоактивной формой водорода. Вопреки опасениям местных жителей, результаты намного ниже максимального безопасного предела, установленного федеральным правительством, и часто слишком низкие, чтобы их можно было обнаружить. До того как штат взял под контроль территорию в 2010 году, учёные решили взять образцы десятков окружающих деревьев, чтобы провести проверку на радиоактивность, но также ничего не нашли.

Соединённые Штаты и Советский Союз прекратили ядерные испытания в начале 1990-х годов, когда закончилась Холодная война. С тех пор Индия, Пакистан и Северная Корея загорелись ядерными бомбами, и почти 200 стран присоединились к договору о будущих испытаниях. (Соединённые Штаты ещё не ратифицировали пакт.)

Бёрк заявил, что взрывы, которые потрясли округ Ламар, не только способствовали заключению договоров о контроле над вооружением, но и помогли создать сеть научных инструментов, которые сегодня имеют жизненно важное значение (например, оценка риска возникновения цунами после землетрясения).

«Это спасло много жизней, – говорит Бёрк. – Я думаю, что если посмотреть на это с данной точки зрения, то людям, которые проживают там, где проводились испытания, есть чем гордиться».

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по статье с сайта atlasobscura.com

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: