Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
Через какие фильтры вы смотрите на мир?
Познавательное

Через какие фильтры вы смотрите на мир?

Админчег Muz4in.Net Тэги




«Художник – участник, сопродюсер реальности». – Олафур Элиассон

Это очень странный опыт. Вы заходите в комнату, залитую ярко-жёлтым цветом. Вы видите знакомые формы и объекты, но они выглядят по-другому. Цветов не существует: всё либо жёлтое, либо чёрное.

В 1997 году исландско-датский художник Олафур Элиассон провёл выставку, которая бросала вызов чувству реальности. Большинство людей воспринимают цвет как неотъемлемый атрибут мира, однако Элиассон решил отбросить его.

Используя промышленные лампы, расположенные в верхней части комнаты, он создал невероятный эффект. Это были специальные лампы. Они испускали фотоны только на одной узкой частоте видимого спектра: длина волны составляла около 589 нанометров. Возник мощный жёлтый луч, окутавший всё пространство золотистым свечением.

Находясь в такой комнате, человек переживает совершенно новые для него чувства, меняя свой взгляд на то, как обстоят дела на самом деле. То, что в обычной жизни «белое», там «жёлтое». Остальные объекты чёрные.

Суть заключается в том, что реальность – в глазах смотрящего. Ваш мозг фильтрует внешний мир. Стимулы извне проходят через ряд ворот внутри вашей головы. Результат – интерпретация, ваша личная точка зрения.

И хотя я знаю, как выглядит та жёлтая комната, я никогда там не был. То, что я сейчас вам описываю, я видел только на экране. Это ещё один фильтр. Таким образом, моё восприятие художественной инсталляции Элиассона «Комната одного цвета» прошло через два фильтра: чьё-то видео и мой собственный мозг.

Именно это определяет существование в 21-м веке. Опыт фильтруется, а затем повторно проходит через ряд фильтров, оставляя вас со слабым ощущением присутствия в мире. Такое состояние часто является скрытым источником постоянно растущего несчастья для многих людей.

Для Элиассона чувства – это факты, но, к сожалению, современная жизнь играет с вашими эмоциями. Он пожуёт вас и выплюнет, оставив лишь дезориентированную оболочку. Жизнь не в соответствии с природой, как говорили древние стоики, влечёт за собой множество плохих последствий.

Новые фильтры реальности

Недавно я наткнулся на историю о парижском Лувре. Моё внимание привлекла одна фотография. На ней была изображена знаменитая «Мона Лиза», а также была показана часть выставочного зала музея. Комната была полна людей, но, несмотря на то, что это была, пожалуй, самая известная картина в мире, никто на неё не смотрел. Все стояли спиной к этому произведению искусства.

В наши дни это обычное явление. Если сто лет назад все смотрели бы на шедевр Леонардо да Винчи, то сегодня это случается редко. Вместо этого большинство людей смотрят на картину через узкий объектив своей камеры. Или, что ещё хуже, они поворачиваются спиной к искусству, чтобы сделать селфи.

Современная жизнь управляется серией фильтров, совершенно новых для человечества. Это заметил и Олафур Элиассон, гений перспективы в искусстве. То, как люди воспринимают его произведения искусства, дали ему представление о фундаментальных изменениях в человеческом поведении. Смартфон – это новейший из фильтров реальности.

«Технологии бросают вызов нашему идеалу внимания, создают дефицит внимания. Когда люди приходят в музей, они смотрят на выставку через телефон». — Олафур Элиассон

История восприятия мира

Несколько столетий назад человек не мог понять, как можно получить образ того, чего не было в вашем непосредственном окружении. Если в данный момент объект не был доступен вашим органам чувств, у вас не было возможности узнать его текущее состояние. Затем была изобретена фотография. Она позволила запечатлевать объекты в тот или иной момент времени.

Фотография изменила то, как люди воспринимают мир. До неё активным ходом развивались методы передачи реальности. От простых наскальных рисунков и маленьких резных статуэток до сложных картин и огромных скульптур, похожих на живые, творчество порождало всё новые и новые методы. В то время как методы продолжали совершенствоваться, то, что с их помощью создавали, всегда было лишь интерпретацией реальности художником.

Появление фотографии изменило всё. Вам больше не нужно было прилагать особых усилий, чтобы воссоздать то, что вы видели. Реальность превратилась из того, что вам нужно было выразить, в то, что вы могли инкапсулировать.

Технический прогресс изобрёл новые способы взаимодействия с миром. С помощью радио можно было услышать голоса за тысячи километров. С помощью телефона вы даже могли взаимодействовать с ними. Изобретение телевидения было поистине революционным в том смысле, что с ним в вашем доме появились живые сцены.

Это создало новые фильтры за пределами ваших непосредственных чувств. Видеть изображение объекта – это не то же самое, что наблюдать его своими глазами. Существует уровень абстракции, который ещё больше затуманивает контекст.

Изменения происходят всё быстрее и быстрее. Дополненная реальность меняет то, как вы воспринимаете своё окружение, а с появлением виртуальной реальности вы даже можете убежать от него. Дивный новый мир совсем рядом.

Ваше тело является важной частью переживаний

Представьте, что вы идёте по лесу. Впереди вы видите зелёные деревья с густой кроной. Нежный ветерок обдувает ваши щёки, а свежий утренний воздух наполняет лёгкие. Все эти переживания вы ощущаете благодаря органам чувств.

Феноменология – это философская школа, которая считает опыт главным в изучении мира. Вы не можете всецело постичь объективную реальность. Единственное, что вы знаете наверняка – это ваши чувства, эмоции и впечатления. Находясь в лесу, вы исследуете его с помощью органов чувств.

Морис Мерло-Понти, французский философ середины 20-го века, рассматривал тело как важнейшую часть познания окружения. Переживание реальности через тело – это то, что придаёт всему смысл.

Как чрезмерное количество фильтров влияет на ваш опыт

Поскольку переживание мира через тело – то, что придаёт всему смысл, представьте, какой эффект может иметь отделение вашего тела от реальности. Олафур Элиассон сделал это глубокое понимание своей путеводной звездой, создавая искусство.

«Мне было интересно, как мы взаимодействуем с миром, почему кожа – это вторые глаза. Если вы воспринимаете городской или природный пейзаж только умом, не подключая тело, он становится похожим на картину или представление, а не то, что вы в действительности переживаете». – Олафур Элиассон

Когда вы воспринимаете жизнь вокруг себя через устройство, что-то теряется в процессе. Устанавливая больше фильтров между телом и переживаниями, смысл, который вы находите, дешевеет. Фильтрация переживаний делает вас невосприимчивыми к их воздействию.

По словам Виктора Франкла, который рассматривает смысл как то, что делает жизнь стоящей, этот акт автоматически делает вашу жизнь пустой. Делать селфи вместо того, чтобы любоваться картиной, смотреть спортивный матч по телевизору вместо того, чтобы играть, тратить кучу времени на ролики YouTube-блогеров вместо того, чтобы пойти прогуляться и исследовать мир – всё это отделяет ваше тело от реальности. Это может привести к слабой связи с миром и депрессии.

Мерло-Понти считает, что всегда нужно делать акцент на «Я живу». По его мнению, целое больше, чем сумма его частей. Вот почему наличие слишком большого количества фильтров может вредить. Вы используете какой-то определённый орган чувств, а не все. С телефоном и желанием сделать селфи вы теряете суть.

Профессор Калифорнийского университета в Беркли Хьюберт Дрейфус исследовал чувство потери реальности, которое возникает при использовании Интернета. В своей работе «Об Интернете» он написал слова, которые можно применить не только к Всемирной паутине, но и ко многим аспектам современной жизни, таким как социальные сети и смартфоны.

«Использование Интернета уменьшает вовлечённость человека в физический и социальный мир. Это, в свою очередь, лишает ощущения реальности и смысла жизни». — Хьюберт Дрейфус

Верните себе право на реальность

Реальность состоит из объектов и событий, воспринимаемых вашим умом. Сегодня мы используем огромное количество фильтров, когда взаимодействуем с современным миром.

«Мы перегружены фотографиями в той или иной форме – фильмы, телевидение, газеты и так далее; камеры заменили саму реальность». – Том Блэкуэлл

«Фотографии» в данном случае олицетворяют любую форму новых технологий, таких как Интернет и смартфоны. Они новые фильтры реальности. Однако люди не стали счастливее, наоборот, сегодня они страдают от депрессии гораздо больше, чем раньше.

Почему так? Эта та же самая причина, по которой большинство людей никогда не захотят жить, будучи подключёнными к матрице. Нео, главный герой известного фильма конца 1990-х годов, обнаруживает, что его жизнь – на самом деле фальшивая реальность. Обнаружив этот факт, он жаждет сбежать.

Мысленные эксперименты, которые проводили такие люди, как Альберт Эйнштейн или Никола Тесла, полезны для раскрытия истин о мире. Один из них – «Машина опыта», предложенная американским философом Робертом Нозиком, чтобы дать людям понять, что в жизни есть нечто большее, чем просто чистое удовольствие.

Мнимый сценарий предлагает жизнь, наполненную сплошными удовольствиями. Все ваши потребности и желания мгновенно удовлетворяются. Однако загвоздка в том, что это станет возможным, только если ваш мозг подключат к машине, имитирующей реальность.

Удовольствия требуют, чтобы вы отказались от реальной жизни. Звучит заманчиво, не правда ли? Тем не менее, не многие люди решились бы сделать выбор в пользу этого. По словам Нозика, есть нечто ценное в проживании реальности в собственном теле.

Большинство людей не могут понять этого, но реальный жизненный опыт обладает высокой ценностью. Они не могут ответить, почему они предпочли бы жить в реальном мире, а не вести идеальную жизнь в виртуальном, но выбор очевиден. Подключение к матрице не привлекает их.

Выводы из этого небольшого мысленного эксперимента показывают, почему ощущение жизни становится всё слабее в современном мире. Фильтры, которые возникли благодаря современным технологиям, отделяют тело от переживаний. Это оказывает негативное воздействие на психическое здоровье. Теряется смысл.

Илон Маск был прав, когда сказал, что мы живём в матрице. Социальные сети, смартфоны и пузыри фильтров способствуют этому. К счастью, есть способ освободиться. Теперь, когда вы знаете правду, каков будет ваш выбор? Вы примете синюю таблетку или красную?

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по статье Peter Burns

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: