Времена, когда бегуны пили шампанское в качестве энергетического напитка
|
Олимпийский марафон, состоявшийся в Лондоне 24 июля 1908 года, вошёл в историю как адская гонка. Летняя жара изводила город, и недавно подготовленный трек был твёрдым, как камень, под ногами бегунов. В последнюю минуту расстояние было увеличено почти на две мили (3 километра), навсегда установив официальную продолжительность марафона в деспотические 26 миль и 385 ярдов (42 километра 195 метров).
Так много драматического было в этих адских условиях, что сэр Артур Конан Дойл (известный по Шерлоку Холмсу) написал статью для Daily Mail. "Я мельком увидел измученное, жёлтое лицо, остекленевшие, невыразительные глаза, длинные, тёмные волосы, прилипшие ко лбу", - описал он возможного победителя. Пятьдесят пять бегунов начали от Виндзорского замка, но только 27 добрались до финишной черты. Большинство бегунов выбыли ещё до отметки середины пути.
Для крайне необходимого повышения энергии многие соперники обратились к маловероятным, но распространённым в то время источникам: бренди, бокал шампанского и стрихнин (теперь известный как крысиный яд).
Это может казаться диким сегодня, но когда-то люди действительно полагали, что коктейль из алкоголя и стрихнина был эффективным средством повышения производительности. Напитки вроде Gatorade или энергетические гели выдавали уставшим спортсменам в небольших количествах. По словам доктора Мэтью Барнса, старшего лектора и заместителя главы Школы спорта, физических нагрузок и питания в Университете Мэсси в Новой Зеландии, накачивать спортсменов алкоголем начали ещё в Древней Греции и имперском Китае.
Современное использование алкоголя в спорте можно проследить до соревнований по спортивной ходьбе в 19-ом веке. Чрезвычайно длинные дистанции на десятки или сотни миль – эти соревнования очаровали Великобританию. Уставших ходоков подбадривали большим количеством шампанского во время соревнований. Несколько лет спустя марафонцам часто давали алкоголь в качестве энергетика тренеры или помощники, которые следовали за своими бегунами на автомобилях или велосипедах.
Распространёнными веществами были алкогольные напитки и опасные наркотики — от стрихнина до героина или кокаина — которые помогали замаскировать боль, увеличить агрессию или добиться быстрого увеличения энергии. У тренеров часто были свои собственные секретные коктейли, и люди не прекращали использовать героин и кокаин в качестве средства повышения производительности вплоть до 1920-х годов, когда наркотики стали доступны только по рецепту. И спортсмены пьянствовали во время соревнований вплоть до 70-х и 80-х годов.
Алкоголь в целом приветствовался из-за его возбуждающих эффектов и высокого содержания сахара (энергия). Шампанское было фаворитом благодаря своему, предположительно, бодрящему шипению. И, начиная с использования стрихнина, когда ещё не был обнаружен пестицид, низкие дозы, как полагали, повторно взбадривали усталых спортсменов.
В то время это, казалось, работало. В 1896 году на открытии современных Олимпийских игр греческий марафонец Спиридон Луи выпил стакан коньяка за шесть миль (9,6 километра) до конца гонки. Освежившись, он в итоге выиграл золото. В Олимпийском Марафоне 1904 года в Сент-Луисе спортсмены боролись с духотой и нечеловеческими условиями трассы при 35 градусах жары. Во время своего победного пробега Томас Хикс регулярно потягивал почти смертельные коктейли из стрихнина, бренди и сульфата в яичных белках. В 1908 году победитель Чикагского марафона, Альберт Кори обеспечил свою победу регулярным употреблением шампанского.
На Олимпийском марафоне 1908 года, по крайней мере, несколько бегунов употребляли коктейли из алкоголя или стрихнина во время гонки — включая первых четверых, которые пересекли финишную черту.
Благодаря своей недавней рекордной победе на Бостонском марафоне, канадский бегун Том Лонгбот был фаворитом на Лондонских играх. К сожалению, он так и не пришёл к финишу. После упорной работы над вторым местом 20-летний бегун пал жертвой жестокой жары. На расстоянии 17-ой мили (27-й километр), предположительно обезвоженный и уставший, Лонгбот замедлился до шага. В поисках энергии он обратился к шампанскому. Две мили (три километра) спустя он упал в обморок и выбыл из гонки.
Чарльз Хефферон из Южной Африки также потерял лидерство. В отличие от большинства бегунов, он, казалось, хорошо справлялся с жестокими условиями. К 15-ой миле (24-м километре) у Хефферона было двухминутное лидерство. Девять миль (14,5 километров) спустя он удвоил своё время отрыва, оставив золотую медаль в досягаемости нескольких минут. Или так казалось. Но за две мили (три километра) до финишной черты Хефферон "принял бокал шампанского", действие которого, как он позже признался, стоило ему соревнований. Напиток вызвал сильные боли в животе, и Хефферон был вынужден замедлиться и наблюдать, как два бегуна пробежали мимо него. Будучи так близко к золоту, Хефферон финишировал третьим.
На финишной черте Артур Конан Дойл и 80000 зрителей ждали "ликующего победителя". Вместо этого, перед ними предстал итальянский кондитер Дорандо Пьетри, "маленький человек с красными бегающими глазами, который пошатнулся, когда столкнулся с рёвом аплодисментов". В одной только последней четверти мили (0,4 километра) изнемогающий и ошеломлённый Пьетри упал в обморок пять раз, бежал в неправильном направлении и даже получил массаж сердца от вовремя подоспевших медиков.
На теперь известной фотографии Пьетри, пересекающего финишную черту, можно заметить пробковый клин в его руке. Сжимая пробки, усталые бегуны уменьшают напряжение на руки и пальцы, но эти пробки также использовали для закупорки вина, бренди и других сомнительных энергетических напитков. В итоге беспокойство о жизни Пьетри привело к тому, что бегуна поддерживал на финишной черте доктор, что могло привести к дисквалификации спортсмена и перераспределению медалей. Некоторые считают физическое состояние Пьетри результатом опьянения, в то время как другие верят, что и он, и Лонгбот были отравлены стрихнином.
Не все пьяные бегуны заканчивали плохо. Фактический золотой призёр Джонни Хейз признался в возбуждающем эффекте бренди во время гонки, и бронзовый призёр Джозеф Форшоу также прибегал к помощи бренди, чтобы справиться с суровыми условиями гонки. Он утверждал, что "чувствовал себя прекрасно" после порции и мог продолжать бежать на заключительном этапе. В то же самое время считалось, что обезвоживание лучше лечить вином, а не водой. На самом деле игры в Париже 1924 года печально известны состоянием регидратации из-за стакана вина.
Благодаря более поздним исследованиям влияния алкоголя на группы мышц и гидратацию, тренеры больше не предлагают спортсменам коктейли из стрихнина или бокалы шампанского. Однако алкоголь по-прежнему остаётся вариантом для бегунов, которые участвуют в марафонах других масштабов. В Marathon de Médoc во Франции 23 стакана различного вина (и другие гастрономические изыски) ждут бегунов вдоль 26,2-мильного маршрута (42,16 километра). Но, к счастью, никто уже не думает, что это на самом деле поможет им победить.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье с сайта atlasobscura.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: