Реальность никогда не бывает странной, а вот мы – да
|
Самое странное в реальности то, что на самом деле они вовсе не странная.
Позвольте объяснить.
Когда Ньютон открыл законы гравитации в 17-м веке, это было фундаментальным отклонением от господствовавшей в то время парадигмы. До Ньютона люди верили, что небесные тела вращаются вокруг друг друга в «естественном движении», однако они не понимали, почему.
Нам нравится верить, что Ньютон обновил природу реальности, что нам всем от этого стало лучше.
Но вот в чём дело.
Сама реальность ничуть не изменилась в результате открытий Ньютона. Миром всегда управляла гравитация, знали мы об этом или нет. И хотя он помог обновить наши представления о реальности, фундаментальные структуры Вселенной оставались нетронутыми в течение миллиардов лет до него. И Вселенная продолжила делать то, что всегда делала, даже после того, как он испустил свой последний вздох.
То же самое происходило, когда появился Эйнштейн. Он заметил, что ньютоновская гравитация была лишь малой частью более широкой картины. Это привело к появлению общей теории относительности, которая положила начало очередному сдвигу парадигмы, обновившему наши представления о реальности.
Но, конечно, в самой реальности ничего не изменилось. Ею всегда управляла общая теория относительности – или, по крайней мере, такова преобладающая точка зрения на сегодняшний день.
Я люблю напоминать себе об этом всякий раз, когда мне кажется, будто реальность странная.
На самом деле реальность никогда не бывает странной. Единственная причина, почему она кажется такой, заключается в том, что мы взаимодействуем с ней через призму человеческого сознания, которое обладает собственными предрасположенностями и атрибутами. Мы смотрим на реальность с определёнными ожиданиями, большинство из которых основаны на личном опыте и логической интуиции.
Бросая вам бейсбольный мяч, я ожидаю, что он полетит по определённой дуге и попадёт прямо в вашу перчатку. Когда вы бросаете его обратно мне, я ожидаю, что он сделает то же самое. Мы анализируем то, что наблюдаем, и используем выводы, чтобы сформировать свои взгляды на реальность. В результате мы не можем представить себе мир, в котором бейсбольный мяч летит не так, как мы привыкли.
Но если бейсбольный мяч вылетит за пределы земной атмосферы, всё изменится. Внезапно наши ожидания перестают иметь вес, и каждый раз, когда это происходит, всё кажется странным. Мы будем удивляться нелогичности происходящего и недоверчиво смотреть друг на друга, ожидая момента, когда бейсбольный мяч окажется в нашей перчатке.
Но разве реальность здесь, наверху, менее реальна, чем там, внизу? Нет. Реальность остаётся неизменной и вездесущей. Наши ожидания создали иллюзию странной реальности. Но, конечно, странной является вовсе не реальность.
А мы.
Почему мы думаем, что реальность можно объяснить через призму логики? Почему мы думаем, что можем найти закономерности во всём, тогда как на самом деле их не существует? Почему мы должны выводить причину и следствие для каждого понятия, с которым соприкасаемся?
Это любопытство?
Или гордыня?
Как бы это ни называлось, ясно одно: у нас есть ненасытное желание вписать реальность в рамки нашего понимания. Если мы чего-то не понимаем, мы стремимся сделать это понятным. «Я не знаю» – менее приемлемый ответ, нежели «Я выясню это». Однако неясно, является ли такой подход культурно опосредованным, или же он присущ нашему генетическому коду.
Когда мы пытаемся осмыслить реальность таким образом, мы сразу же начинаем искать решения. Всякий раз, когда мы обнаруживаем слепое пятно в нашем мышлении, мы хотим заполнить его как можно скорее. Это позволяет нам быстро обозначить реальность «разумным» образом, чтобы нас больше не озадачивало то, что мы нашли.
Такая поспешность в поиске решений – корень неуместной неуверенности. Когда он смешивается с нежеланием вносить изменения в предлагаемые решения, у вас развивается твёрдое ожидание относительно того, какой должна быть реальность.
Именно поэтому церковь заключила в тюрьму Галилея, который верил в то, что Земля вращается вокруг Солнца. Именно поэтому хирурги отказывались слушать Джозефа Листера, когда он призывал к применению антисептиков. Люди, оказавшиеся по ту сторону истории, не могли постичь странную реальность, которую предлагали им эти умы.
Но странной является не сама реальность, а наши ожидания от неё.
Итак, когда же мы считаем реальность странной? Когда я, к примеру, читаю о квантовой физике, первое, что приходит мне на ум – «Это странно». Проявляется элемент неожиданности, хочу я того или нет.
Всякий раз, когда мне кажется, что реальность странная, я, по сути, произношу одно из двух:
(1) Я ничего не сделал, чтобы увидеть её такой, какой она есть.
Или:
(2) Реальность настолько выходит за пределы человеческого понимания, что всё, что я могу сделать – это быть благодарным за неё.
В большинстве случаев я произношу первое. Квантовая механика кажется мне странной только потому, что я ничего не сделал, чтобы увидеть в ней точную модель мира. Моё удивление вызвано тем фактом, что я не пытался привести её в соответствие с моим ощущением истины.
В данном случае реальность является странной из-за моего умышленного невежества.
Иногда я произношу второе. Тем не менее, чтобы знать, что что-то находится за пределами человеческого понимания (и не только моего), я должен убедиться, что никто другой этого не понимает также.
Классический пример – Большой взрыв. Никто не знает, как это произошло, но данная теория о том, как возникла Вселенная, является преобладающей. Несмотря на отсутствие конкретных доказательств, именно эту идею научное сообщество восприняло как Евангелие.
Большой взрыв кажется странным нам, но это только потому, что мы не можем согласовать его с моделями реальности, которые мы уже успели построить.
С другой стороны, реальность не видит в этом ничего странного.
Независимо от того, как возникла Вселенная, я могу сказать со 100%-ной уверенностью, что я безмерно благодарен ей за это.
У меня есть чувства, я живу, я работаю, меня окружают люди, которых я люблю – всем этим я обязан одному событию, которое произошло давным-давно. Вместо того чтобы пытаться найти объяснение странности, я испытываю благодарность за такой ценный подарок, как жизнь.
Реальность кажется невероятно тонкой, но это только потому, что призма, через которую мы смотрим на неё, имеет бесконечные оттенки. Сама реальность имеет только один оттенок: оттенок вездесущности. Она существует с нами или без нас, и всякий раз, когда мы открываем что-то «новое», мы лишь обновляем то немногое, что знаем о ней, в то время как её фундаментальная природа остается прежней.
Вы можете либо обновить свою модель мира, либо быть благодарными за то, что человечество не способно познать.
Это единственные два варианта, которые у вас есть, ведь реальность никогда не бывает странной.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта moretothat.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: