Почему вино почти всегда пьют из стеклянных бокалов
|
Вопрос: почему все пьют вино только из бокалов? Ниже представлен развёрнутый ответ на данный вопрос.
Многие люди, чтобы увеличить удовольствие от пищи и времяпрепровождения с семьёй или друзьями, предпочитают пропустить бокал-другой хорошего вина. Независимо от того, когда или где вы пьёте это вино, вы практически в 100 процентах случаев будете делать это из типа сосуда, который у всех ассоциируется с вином и называется «бокалом». Если кто-то будет пить перебродивший виноградный сок из чего-либо другого, то даже непьющий человек предпочтёт дистанцироваться от него, посчитав его сумасшедшим. В самом деле, помимо того, что общество должно наслаждаться вином из изящного стеклянного сосуда, наиболее осведомлённые знатоки и ценители вин обычно настаивают на том, что для получения максимального удовольствия от этого благородного напитка его стоит пить из соответствующих типов бокала. Но действительно ли это имеет значение? И как вообще появился современный бокал для вина?
Начнём с того, что вино появилось задолго до того (по меньшей мере, за несколько тысяч лет), как люди начали изготовлять стекло. Первые археологические находки, связанные с виноделием, датируются примерно 9000 лет назад. Для сравнения: человечество начало изготовлять стеклянные изделия сложнее, чем просто бусины, примерно 4000-5000 лет назад. Ранние любители вина к тому моменту успели перепробовать различные сосуды. Как полагают, к ним относились бамбук, раковины моллюсков, маленькие тыквы, рога животных, шкуры и прочее.
Что касается упоминаний о первых винных бокалах, то они представляли собой непрозрачные стеклянные сосуды, используемые в рамках религиозных церемоний и не только: например, римская пателла, которая была названа так ввиду сходства с человеческой коленной чашечкой (patella – «оленная чашечка»).
С развитием производства, в особенности относительно прозрачного стекла примерно в 800 г. до н. э., а также появлением в Риме стеклодувов около 50 г. н. э., стеклянные сосуды постепенно стали становиться всё более популярными среди тех, кто мог себе их позволить. Тем не менее, богачи предпочитали наполнять вином не только стеклянные сосуды, но и невероятно дорогие золотые и серебряные кубки, искусно украшенные драгоценными камнями. Что же касается представителей низших слоёв общества, то на протяжении большей части современной истории они использовали для употребления вина сосуды из глины, дерева или кожи.
Перенесёмся в 15-й век, где всё становится намного интереснее благодаря хрустальным изделиям, которые могли себе позволить исключительно богатые люди. Помимо редкости, ценность хрусталя была в значительной степени обусловлена тем, насколько прозрачным он был, а также его уникальной способностью преломлять лучи света.
В 1673 году Джордж Рейвенскрофт выяснил, как достичь того же ослепительного эффекта, используя кремень (а позже песок) и оксид свинца. И хотя он был не единственным, кто экспериментировал с данным методом, он стал первым, кто решил использовать его в производстве. В конечном счёте, он популяризировал его сначала в Великобритании, а затем и во всём мире. Как только его патент истёк всего через 15 лет, из свинцового стекла стали производить люстры и стеклянную посуду, доступные не только богатым людям ввиду недорогой стоимости исходных материалов, в отличие от хрусталя, и более простой работы с ними.
Именно в этот момент ножка бокалов стала заметно удлиняться. Она становилась похожей на ту, что была присуща некоторым металлическим кубкам той эпохи, особенно тем, которые использовались в религиозных церемониях. Предполагается, что такое изменение в стеклянных изделиях было связано с желанием во всей красе продемонстрировать основную часть сосуда.
Помимо дошедшей до наших дней стеклянной посуды, в качестве примера более коротких ножек, которые были более распространёнными до этого, мы можем привести картину «Бокал вина», написанную Йоханнесом Вермеером в 1660 году. Если вы внимательно посмотрите на эту картину (а также другие примеры из той эпохи), вы заметите, что ободка, присущего современным бокалам, в то время не существовало. На самом деле он станет популярным лишь в середине 20-го века по причинам, которые мы вскоре рассмотрим.
Ещё одна вещь, которую стоит упомянуть при рассмотрении эволюции сосудов для вина, заключается в том, что, начиная с 19-го века, размер типичного винного бокала постепенно становился всё больше и больше, в то время как толщина – всё тоньше и тоньше.
Теперь, если вы были внимательными, вы, вероятно, заметили, что в течение большей части эволюции винного бокала до чего-то очень похожего на то, что мы имеем сегодня, речь шла исключительно об элементах дизайна, но никак не о повышении вкусовых качеств вина. Всё дело было в эстетике, однако это изменилось в 20-м веке.
По мере того как прогрессировало столетие, идея о том, что винный бокал оказывал непосредственное влияние на восприятие аромата и вкуса вина, начала набирать популярность, хотя и не без отсутствия критики. Например, создатель знаменитого путеводителя Good Food Guide и автор книги 1951 года Plain Man's Guide to Wine, известный гурман Раймонд Постгейт, выделяет пять распространённых в то время типов винных бокалов, а затем заявляет, что, несмотря на растущую популярность этого понятия, «ни один из них не улучшает вино вообще». Он далее утверждает, что, по его мнению, в некоторых случаях недобросовестные владельцы ресторанов просто использовали эти бокалы, чтобы создать впечатление, будто вы получаете больше выпивки, чем это есть на самом деле.
Спустя два десятилетия после того, как Постгейт написал эти слова, мир виноделия, кажется, навсегда изменился благодаря чешскому стекольщику Клаусу Риделю, владельцу метко названной компании Riedel Crystal. Сражаясь в немецкой армии во время Второй мировой войны, Ридель был в конечном итоге взят в плен. Возвращаясь на родину после войны, он решил спрыгнуть с поезда, который ехал через Австрию. Примерно через десять лет, в 1955 году, он и его отец решили возобновить семейный стекольный бизнес, который существовал с 1756 года и передавался из поколения в поколение.
Почти два десятилетия спустя, в поисках способа увеличить продажи, Ридель пришёл к довольно гениальной идее – создать новую линию стеклянных сосудов разных типов, предназначенных для определённых сортов вин. Это не только способствовало бы росту продаж, но и сделало бы его компанию – по крайней мере, поначалу – единственной, кто производил бы бокалы, улучшающие качество вина.
Используя карту вкусовых зон языка в качестве источника вдохновения, а также заручившись поддержкой сомелье, Ридель приступил к производству новых бокалов в начале 1970-х годов. Различный дизайн должен был влиять на ароматные и вкусовые свойства вина. Производитель обещал, что если вы будете пить свой любимый благородный напиток из его бокалов, то его качества раскроются наилучшим образом.
Люди поверили его обещаниям: продажи новых винных бокалов взлетели до небес. Все европейцы жаждали иметь такие в своих домах, а в 1970-х годах они стали распространяться по всей территории Соединённых Штатов.
Конечно же, вкусовые зоны языка вообще здесь ни при чём. Это должно быть ясно любому, кто перепробовал почти всё на свете. Как отметила в 2004 году эксперт по вкусу и запаху Линда Бартошук из Йельского университета по поводу работы, проделанной Риделем: «Вашему мозгу всё равно, откуда берётся вкус во рту. Учёным об этом известно уже тридцать лет».
Тем не менее, спустя десятилетия после появления винных бокалов Риделя сомелье почти единогласно стали поддерживать идею о том, что тип сосуда действительно влияет на вкус вина. Она настолько прочно укоренилась, что существует даже международный стандарт для винных бокалов, которые используются для тестирования вкуса вина, чтобы убедиться, что все эксперты пьют из одних и тех же типов бокалов, которые не отличаются ни по дизайну, ни по материалу.
Но есть ли какие-либо фактические доказательства в поддержку этой идеи?
Ну, если говорить о строгих научных исследованиях, то они не проводились вообще. Но, оказывается, помимо слов людей, которые посвящают свою жизнь вину, есть ряд причин полагать, что пить бокал действительно влияет на вкусовые и ароматные качества вина. Почему?
Исследование, проведённое в Японии в 2015 году на предмет испарения этанола из вина, показало, что влияние формы бокала и температуры действительно имеет место быть. Поскольку запах играет важную роль в том, как мы воспринимаем вкус чего-либо, особенно вина, которое считается относительно ароматным, степень испарения этанола будет слегка влиять на него. Таким образом, гипотеза о том, что вкус будет несколько меняться под воздействием данного фактора, не лишена смысла.
Тем не менее, тот факт, что какая-то вещь может слегка изменить вкус чего-то, не означает, что человек вообще заметит это в той или иной обстановке, не говоря уже о том, воспримет ли он это изменение положительно, ведь у всех разные вкусы.
Как бы там ни было, продолжим развивать эту тему. В то время как идея вкусовых зон языка – это миф, скорость употребления и то, какая часть языка покрыта вином при первоначальном контакте, также будут тонко влиять на вкус в целом. Это может подтвердить любой, кто когда-либо пробовал пить вино залпом или мелкими глотками. Но, опять же, всё зависит от человека: он может счесть тонкое изменение хорошим или плохим или вообще не заметить его.
Идём далее. Температура вина также может оказать влияние на вкусовые качества – отчасти это связано с испарением. Таким образом, часто утверждают, что лучше пить вино из бокала на ножке, а не из более универсальной чашки, поскольку в первом случае вы не нагреваете его при помощи рук. Тем не менее, мы крайне скептически относимся к тому, что это может оказать какое-либо существенное влияние, несмотря на то, что это часто указывается как одна из главных причин, по которой вино нужно пить из бокалов. Мы предполагаем, что в действительности её постоянно рассматривают как одну из главных причин, потому что в этом заключается самая заметная разница между винными бокалами и другими типами стеклянных сосудов.
Например, если вы отдыхаете на пляже во Флориде летом, шансы, что вы не заметите разницы, из чего вы пьёте вино, довольно высоки. Кроме того, в то время как температура влияет на скорость испарения и, следовательно, аромат, если вы просто ненадолго поднимете свой бокал, а затем, сделав глоток, поставите его обратно, температура окружающей среды, будь то высокая, низкая или средняя, всё равно будет доминирующей.
Если, однако, вы будете держать в руке сосуд с вином в течение длительного времени, это в некоторой степени повлияет на температуру напитка. Тем не менее, заметите ли вы это или нет, зависит от ряда внешних факторов – причём в такой степени, что, как мы предполагаем, даже самые опытные сомелье не смогут установить разницу, не говоря уже об обычных любителях вина.
Это плавно подводит нас к самой большой причине, по которой употребление вина из бокалов, вероятно, улучшает его вкусовые качества и повышает наслаждение. Оказывается, на то, как наш разум воспринимает вкус, влияют не только вкусовые рецепторы и запахи, но и окружающая среда, в которой мы находимся в тот или иной момент, а также наши предвзятые представления. Одно исследование за другим показывают, что не нужно прилагать особых усилий, чтобы убедить людей в том, что они пьют или едят совершенно не то, что им предлагают в действительности.
Как показывают результаты, если человек пьёт виски в помещении с большим количеством деревянного декора или бревенчатом доме, то он припишет напитку наличие древесного привкуса. Если испытуемому дать тот же виски, но попросить его выпить его на улице в месте, залитом солнечным светом, то он подберёт совершенно другие прилагательные для описания вкусовых качеств напитка. Было даже обнаружено, что на восприятие вкуса виски влияет не только освещение, но и цвет сосуда, из которого его пьют.
В ходе ещё одного исследования, посвящённого этой увлекательной относительно новой области, испытуемым подавали клубничный десерт на двух тарелках – розовой и чёрной. Когда они ели десерт с розовой тарелки, им он казался слаще, чем тот же самый десерт, но поданный на чёрной тарелке.
Учёные в этой сфере также исследуют то, как музыка меняет наше восприятие вкуса. Если вам действительно интересно это, мы скажем, что исследования с большой выборкой ещё предстоит провести, однако те, что у нас уже есть, показывают, что звучание высоких нот фортепиано или флейты заставляет блюда казаться более сладкими, чем это есть на самом деле. В то же время, тяжёлый бас усиливает их горечь. Естественно, некоторые компании, такие как Starbucks, Nestle и многие крупные сети ресторанов, в последние годы потратили немало денег на нейрогастрономистов, чтобы попытаться найти музыкальные плейлисты и типы посуды, которые сделали бы их товары вкуснее для людей, а также создали бы подходящую атмосферу в том или ином заведении.
Как утверждает физиолог восприятия (это название профессии, кстати) Йоханнес Ле Кутр из Nestle: «Мы начинаем более подробно изучать эти вещи. Мы не знаем наверняка, что у нас получится в конечном итоге, но ясно одно: контекстуальное восприятие связано с большими возможностями».
Таким образом, принято считать, что эстетика бокалов влияет на наше восприятие вкуса – в данном случае, по-видимому, в положительном ключе.
Таким образом, несмотря на отсутствие каких-либо убедительных исследований на эту тему, всё это вместе взятое привело к тому, что большинство ценителей вина выступают за то, чтобы употреблять этот благородный напиток только из изящных стеклянных бокалов.
Тем не менее, среди мировых винных экспертов находятся и те, кто не согласен с этим. Например, Хью Джонсон и Джансис Робинсон из Oxford Companion to Wine утверждают, что в то время как более утончённые знатоки вина могут заметить разницу во вкусовых качествах при использовании разных бокалов, по их мнению, большинство простых людей не способны на это.
Доказательством того, что об этом не следует особо беспокоиться, служит то, как различные крупные сети ресторанов подходят к решению данного вопроса. Например, менеджер ресторана Four Seasons в Хэмпшире Андреа Брави утверждает: «Когда-то в ресторанах отеля Four Seasons было принято подавать вино в сосудах разной формы. Сегодня мы считаем, что бокал Bordeaux отлично подходит для большинства красных вин, а для белых есть Montrachet и Chardonnay».
Итак, подытожим всё, что было сказано выше. Хотя нет никаких твёрдых научных доказательств того, что употребление вина из какой-либо формы бокала на самом деле оказывает существенное влияние на вкус, существует достаточное количество дополнительных фактов, подтверждающих гипотезу о том, что это может быть правдой. Однако, даже если предположить, что это правда, на самом деле не ясно, заметит ли обычный человек это изменение и как он его воспримет в таком случае, ведь каждый из нас обладает собственным уникальным вкусом. Как и всё, что касается вина, в то время как есть много экспертов, которые будут настаивать на «лучшем» способе употребления вина, это не обязательно означает, что вы должны соглашаться с ними или беспокоиться о том, что вообще не ощущаете разницы. Если вы хотите пить Chateau Cheval Blanc 1943 года из кофейной кружки с надписью «Старый пердун №1 в мире», потому что вам так нравится, пейте на здоровье. И если вы считаете, что каждый сорт вина следует пить в соответствующих бокалах, сделанных из самого дорогого в мире хрусталя, потому что это улучшает его вкус и усиливает наслаждение, это ваше право. Как бы там ни было, никто не может заставить вас чувствовать себя менее достойным из-за того, что вы наслаждаетесь мелочами в жизни так, как вам нравится.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта todayifoundout.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: