Первая моральная паника в СМИ
|
Горе безмерное (иллюстрация Жана Батиста-Симоне к роману Гёте «Страдания юного Вертера», XVIII век)
Сегодня культурные комментаторы сетуют на то, что люди не хотят читать книги, а в XVIII веке большинство выдающихся деятелей были, наоборот, обеспокоены угрозой, исходящей от тех, кто слишком много читал. Молодое поколение страдало от опасного заболевания, которое одни называли «книжной зависимостью», другие – «читательской лихорадкой». По всей Европе распространялись сообщения о том, что её захлестнула эпидемия чтения. Поведение, ассоциируемое с этой якобы коварной заразой, было жаждущим сенсации, морально распущенным и беспорядочным. Даже акты самоуничтожения были связаны с этим новым повальным увлечением.
То, что некоторые считали сумасшествием, на самом деле представляло собой «любовь к чтению». Возникновение данного феномена в значительной степени было обусловлено ростом популярности нового литературного жанра – романа. Появление коммерческих издательств и рост постоянно расширяющегося круга читателей в XVIII веке одобряли далеко не все. Многие культурные комментаторы опасались влияния этого нового увлечения на поведение индивидуумов и моральные устои общества.
Рост популярности чтения романов породил эпоху средств массовой информации. Такие произведения, как «Памела, или Награждённая добродетель» (Сэмюэл Ричардсон; 1740 год), и «Юлия, или Новая Элоиза» (Жан-Жак Руссо; 1761 год), стали литературными сенсациями, захватившими воображение европейских читателей. В обществе начали обсуждать потенциально опасное влияние, которое оказывали романы на людей, читавших их. Бытовало мнение, что они заставляли читателей, которые часто перенимали поведение главных героев, терять связь с реальностью. Страстный энтузиазм, с которым европейская молодёжь отреагировала на публикацию романа Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера» (1774 год), лишь подтвердил всеобщие опасения.
Любовные письма
«Страдания юного Вертера» – эпистолярный роман, повествующий о мучениях влюблённого молодого человека, Вертера. В своих письмах он признаётся в страстной любви к Лотте, которая обручена с другим мужчиной. Вертер не может смириться со своим затруднительным положением и приходит к выводу, что все его страдания облегчит только смерть. Его бескомпромиссность и готовность умереть за любовь были созвучны с идеалистическим и романтическим воображением молодых читателей.
Роман «Страдания юного Вертера» стал первой литературной сенсацией в Европе. Он был переведён на французский (1775 год), английский (1779 год), итальянский (1781 год) и русский (1788 год) языки и неоднократно переиздавался. В Германии за двенадцать лет вышло более двадцати пиратских изданий романа. Он также пользовался заметным успехом в США. До Англо-американской войны 1812-1815 годов произведение «Страдания юного Вертера» считалось одним из самых продаваемых романов в стране. Согласно сообщениям, оно оказало мощное влияние на раннюю американскую литературную общественность.
Судя по всему, поколение молодых людей приняло Вертера как своего героя. Многие из них наизусть цитировали отрывки из его писем и вели себя так же, как он. Сообщалось, что многие юноши и девушки днями и даже неделями оплакивали трагическую кончину Вертера. Некоторые почитатели героя также копировали его стиль в одежде. Молодые люди ходили по улице в жёлтых брюках, синем фраке и высоких ботинках, подражая внешнему виду Вертера.
Люди, охваченные «лихорадкой Вертера», даже начали изготавливать своими руками и продавать сувениры, связанные с романом Гёте – рисунки, гравюры и предметы быта. Производитель мейсенского фарфора также выпустил продукцию для почитателей романа, включая чашки и тарелки. Один предприниматель создал парфюмерный бренд "Eau de Werther". Влияние романа Гёте оказалось не кратковременным. Популярность Вертера не угасала вплоть до начала 1800-х годов. Спустя десятилетия после публикации «Страданий юного Вертера» Наполеон выразил своё восхищение романом и заявил, что перечитал его семь раз.
Источник страданий: первое издание романа «Страдания юного Вертера» (Лейпциг, 1774 год)
Бурная реакция на появление романа возмутила властей по всей Европе. Многие чиновники и критики восприняли яркую и благосклонную манеру, в которой Гёте описал путь Вертера к самоуничтожению, как оправдание акта самоубийства. Они заявили, что роман представляет собой опасность для впечатлительных юных читателей и общества в целом. Произведение обвинили в распространении по всей Европе эпидемии подражающих самоубийств среди молодых, эмоционально неуравновешенных и страдающих от неразделённой любви читателей. Многочисленные попытки запретить роман указывали на то, что власти считали ситуацию очень серьёзной. В 1775 году богословский факультет Лейпцигского университета подал прошение чиновникам наложить запрет на роман на том основании, что он пропагандирует совершение суицида. Городской совет Лейпцига согласился с данным мнением и привёл увеличивающуюся статистику самоубийств в качестве основания для запрета как романа, так и ношения костюма Вертера. Запрет, который был введён в 1775 году, отменили лишь через 50 лет. Роман был также запрещён в Италии и Дании.
Власти считали, что запрет произведения «Страдания юного Вертера» предотвращал ущерб, который подобные книги могли нанести молодому поколению. Пастор протестантской церкви из Гамбурга, Иоганн Гёце, назвал роман «гнусной книгой». «Поразмыслите, ради Бога, сколько молодых людей могут кончить свою жизнь так же, как и Вертер», – написал он в своей просьбе запретить книгу с целью защитить общественную нравственность. Епископ миланский, католик, разделял мнения своего немецкого протестантского коллеги. Он был настолько обеспокоен влиянием произведением Гёте на общественную мораль, что решил скупить все доступные экземпляры романа, дабы защитить миланских читателей от его пагубного влияния. Опасения по поводу воздействия главного героя романа «Страдания юного Вертера» на читателей проявляли не только богословы и общественные моралисты. Шведский поэт Юхан Хенрик Чельгрен (1751-1795) беспокоился о том, что «самоубийство Вертера может стать заразительным примером», и призывал остерегаться литературы, в которой эмоции играют доминирующую роль.
Один из самых выдающихся представителей немецкого Просвещения, писатель и философ Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), также говорил об отрицательном влиянии образа Вертера на молодых читателей. Лессинг признался, что книга ему понравилась. Однако в письме своему другу он заявил, что «роман может причинить больше вреда, нежели пользы». Лессинг был обеспокоен сочувственным отношением автора к главному герою и опасался, что «молодые люди с подобным характером» могли перенять его поведение. И хотя Лессинг и религиозные критики обладали интеллектуальным и нравственным мировоззрением, все они разделяли инстинктивное недоверие к способности своих читателей противостоять влиянию романа Гёте, в котором писатель явно пропагандирует романтическое самоубийство.
Эпидемия самоубийств
В ноябре 1784 года, спустя пять лет после публикации романа Гёте на английском языке, журнал "The Gentleman's Magazine" опубликовал следующее предупреждение под одним из некрологов:
«На улице Чейзсайд (Саутгейт) внезапно скончалась мисс Гловер, дочь покойного господина Г., в прошлом известного учителя танцев. Под её подушкой была обнаружена книга “Страдания юного Вернера”. Данное обстоятельство заслуживает внимания. Возможно, оно поможет побороть пагубное влияние этой работы».
Осуждение «пагубного влияния этой работы», которая, предположительно, несла ответственность за смерть мисс Гловер, обеспечило основу для создания легенды о разрушительном влиянии романа на английских читателей.
Известие о кончине мисс Гловер побудило корреспондента под псевдонимом Теофилиус написать письмо с осуждением «мрачных и жестоких страстей, которые будоражат и терзают разум Вертера».
В течение нескольких десятилетий по обе стороны Атлантического океана ходили слухи о самоубийствах, совершённых читателями романа Гёте «Страдания юного Вертера». Как правило, газеты шли на многое, чтобы подробно описать сцены суицида, совершённого людьми, которые привлекали внимание к своей трагической кончине тем, что сжимали в руках копию «Страданий юного Вернера» в свои предсмертные мгновения.
Истории о самоубийствах, вызванных романом Гёте, приобрели статус убедительного культурного мифа. Французская писательница Анна де Сталь (1766-1817) однажды заявила, что история о Вертере погубила намного больше людей, чем самая красивая женщина в мире. А говорил ли Байрон, что из-за «Страданий юного Вертера» погибло больше людей, чем во время войны с самим Наполеоном? По сути, это не имеет значения. Многие из подобных фраз были легко интегрированы в городские легенды, связанные с влиянием этого печально известного произведения.
В Соединённых Штатах кампания морального негодования против Вертера набрала обороты в 1790-х годах. Во время последней декады XVIII века американские издания регулярно сообщали о разрушительном влиянии романа Гёте на читателей. В 1798 году один из авторов журнала "Weekly Magazine" (Филадельфия, штат Пенсильвания) попытался убедить книготорговцев убрать книгу с полок своих магазинов, заявив, что она уже успела принести горе не одной семье. Тем не менее, в начале 1800-х годов роман продолжал оставаться бестселлером, в то время как критики становились всё более и более нещадными в своих нападках на его автора. Гёте обвинили в создании романа, который идеализировал самоубийство. Казалось, что американские моральные опасения были сублимированы через реакцию на этот роман.
В конце 1865 года немецкий писатель Дж. Аппель упомянул о двух случаях суицида, совершённого теми, кто прочитал «Страдания юного Вертера». В первой истории молодой человек покончил с собой, спрыгнув с высотного здания с копией книги в руках; во второй юноша совершил самоубийство сразу после прочтения злополучного романа. Это было воспринято как убедительное доказательство причинной связи между чтением произведения и самоубийствами, совершаемыми молодыми людьми.
Где доказательства?
Публикация романа Гёте привела к возникновению «лихорадки Вертера», которая через некоторое время превратилась в риторическую идиому, принимаемую на веру и связанную с моральными проблемами общества. Однако здесь интерес вызывает не столько поведение читателей романа, сколько беспокойство его критиков. Изучение литературы, посвящённой данным опасениям, указывает на поразительное отсутствие эмпирических доказательств. Постоянные ссылки на мисс Г., безымянных жертв и похожих описаний сцен смерти говорят о том, что все эти сообщения на самом деле ничем не подкреплены. Истории об эпидемии самоубийств были вымышленными, как и гибель Вертера в романе Гёте.
Вероятнее всего, читатели «Страданий юного Вертера» находились под влиянием не образа главного героя, а полемики, развернувшейся вокруг романа. Сам Гёте в автобиографии писал, что многие из его читателей чувствовали призыв «повторить сюжет романа и, возможно, застрелить себя». Однако, несмотря на ханжеское паникёрство, «Страдания юного Вертера» продолжали привлекать большую читательскую аудиторию. Доказательства того, что роман был ответственным за возникновение эпидемии подражающих суицидов, отсутствовали, однако он всё равно оказал мощное влияние на поколение молодых читателей. Появление того, что сегодня можно описать как культ поклонников с некоторыми атрибутами молодёжной субкультуры, является свидетельством неимоверной притягательности романа.
Ассоциация романа с дезорганизацией нравственного порядка представляла собой один из первых примеров моральной паники в средствах массовой информации. Внушительные, сенсационные и часто неправдоподобные последствия, приписываемые увлечению чтением книг в XVIII веке, обеспечили культурные источники, на которых основывались последующие реакции на кино, телевидение и Интернет. В этом смысле лихорадка Вертера упредила панику в СМИ будущего.
Любопытно, что с течением времени связь между лихорадкой Вертера и эпидемией суицидов не была полностью разорвана. В 1974 году американский социолог Дэйв Филлипс придумал термин «эффект Вертера», чтобы описать стимулирование средствами массовой информации суицидального поведения. Однако, несмотря на долговечность мифа о «Страданиях юного Вертера», паника в современных СМИ редко связана с романами. В XXI веке примитивная причина и модель «эффекта Вертера», скорее всего, будет выражаться через моральную обеспокоенность по поводу опасности подражающих киберсуицидов.
Материал подготовлен специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по материалу сайта historytoday.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: