Остров Акул – первый немецкий концентрационный лагерь
|
Люди из племени гереро, которым удалось сбежать с Острова Акул
Остров Акул – удалённое, пустынное и практически бесплодное место, отрезанное от остального мира. Единственными средствами защиты от палящего африканского солнца здесь служат небольшие пальмы.
Этот крошечный выступ у берегов Намибии имеет историю ещё более мрачную, чем его нынешние географические условия, и единственным свидетельством тому является небольшой мраморный мемориал в форме могильного камня.
Сегодня недалеко от Острова Акул находится часть суши в виде полуострова, выступающего из близлежащего Людерица, на крайнем юго-западе Намибии. С 1904 по 1908 год здесь находился жестокий концентрационный лагерь, неофициально именуемый «Островом Смерти».
Остров Акул стал последним пристанищем для множества представителей гереро и намакуа (также называемых нама), которые были наказаны за противодействие немецкому колониализму на их земле. Их жизнь была наполнена пытками, голодом и каторжными работами, связанными со строительством гавани и прокладкой железной дороги.
Будучи актом геноцида 20-го века, Остров Акул стал «симптомом», указывавшим на то, что надвигались эпидемия зверств, которой был европейский фашизм. И хотя он не был столь печально известен, как преступления Леопольда II в Конго, Остров Акул отличался не меньшей жестокостью.
Лагерь для военнопленных был особо вопиющим примером геноцида в регионе, результатом борьбы за Африку и предвестником холокоста. Эта «рана» не заживает и по сей день.
Геноцид в Намибии
Карта разделённой Африки в начале 1900-х годов
Между концом 19-го века и началом 20-го Африку постигло несчастье: европейские державы, которые жаждали заполучить больше ресурсов и власти, наводнили весь континент.
Франция, Англия, Португалия, Италия, Бельгия и Германия разорвали Африку на части и начали перестраивать её в угоду себе. Борьба за Африку означала конец самоуправления почти для одной пятой суши мира, поскольку к 1900 году европейцы правили более чем 90 процентами континента.
В 1880-х годах Германия претендовала на юго-западную часть Африки, сегодня известную как Намибия, с земельным массивом в два раза больше площади Германии. Они захватывали территорию силой, отнимая земли, отравляя колодцы с водой и угоняя скот.
Устав от постоянного сексуального и физического насилия со стороны колонистов, местное племя под названием гереро восстало в 1904 году, позже к нему присоединились представители нама.
Через несколько лет после этого восстания последовал немецкий ответ, который привёл к гибели около 100000 местных жителей, половина из которых погибла в лагерях смерти. К 1908 году немецкие войска уничтожили более 80 процентов гереро и 50 процентов нама.
Основание Острова Акул
Людериц (Намибия) был построен заключёнными Острова Акул
Остров Акул представляет собой точку в заливе Людериц, которая во времена колониализма называлась Немецкой Юго-Западной Африкой. Залив зажат между пустыней и широкими просторами южной части Атлантического океана.
Когда начались восстания, губернатор немецкой колонии, майор Теодор Лойтвейн, попытался достичь соглашения с мятежниками.
Однако генеральный штаб в Берлине рассматривал конфликт как возможность – почему бы не создать там угодную им инфраструктуру, одновременно избавившись от восставших племён?
На строительство концентрационных лагерей вдохновила аналогичная политика, которая была разработана британскими колонистами во время Южноафриканской войны. Немецкое слово Konzentrationslager было прямым переводом английского термина concentration camp – «концентрационный лагерь».
Вскоре после того, как 13 апреля 1904 года военные силы Лойтвейна были вынуждены отступить под натиском мятежников гереро, майора отстранили от командования и заменили генералом Лотаром фон Тротой.
Придя к власти, генерал Лотар фон Трота приказал: «Народ гереро должен покинуть страну... В пределах немецких границ каждый гереро, с винтовкой или без неё, со скотом или без него, будет расстрелян».
Вождь гереро Самуэль Махареро чётко приказал своим солдатам не причинять вреда немецким женщинам и детям, хотя четыре женщины-колонистки позже умрут во время стычек. В свою очередь, генерал Лотар фон Трота пообещал, что если его немецкие войска столкнутся с женщинами и детьми гереро или нама, то им будет приказано «отогнать их обратно к народу или расстрелять».
«Гуманная война не может вестись против тех, кто не является людьми», – рассуждал фон Трота.
Жизнь на Острове Смерти
Немецкие солдаты упаковывают черепа жертв на Острове Акул
Каторжный труд под палящим африканским солнцем был одним из испытаний, с которыми сталкивались заключённые народы на Острове Акул. Рабочие голодали, поскольку их кормили в основном сырым рисом и мукой.
Заключённым Острова Акул часто приходилось рыть могилы своим умершим товарищам по несчастью и родственникам.
Жестокое обращение было ещё одним испытанием, с которым столкнулись заключённые. Когда они падали, их пытали. Иногда пытки проявлялись в виде избиения кожаными плетьми. Иногда это были случайные выстрелы. Для многих хуже всего было трудиться в тяжёлых условиях, носить лохмотья и жить в наспех установленных палатках, будучи пленниками на собственной земле.
Смерть была главной целью Острова Акул. Миссионер на острове фиксировал гибель около двух десятков человек за ночь.
Суровые условия, в которых содержались заключённые на Острове Акул, привели к тому, что 80 процентов из них погибли.
Наследие Острова Акул
На Острове Акул сегодня можно найти ряд свидетельств его печальной истории
На Острове Акул были посеяны семена грехов Германии 1930-х и 1940-х годов: части тел жертв гереро и нама иногда отправляли в Германию в качестве образцов, предназначенных для подтверждения заявлений о превосходстве арийцев.
Женщин гереро заставляли осколками стекла соскребать кожу и плоть с голов 3000 мёртвых заключённых, чтобы потом отправить черепа в Германию с той же самой целью, которая была указана выше.
Немецкий врач Ойген Фишер проводил эксперименты над заключёнными, вводя им оспу и туберкулёз и проводя принудительную стерилизацию.
Некоторые грехи Германии были чисто психологическими: Намибия была колонизирована на основе теории социального дарвинизма, согласно которой европейцы нуждались в земле и ресурсах больше, чем люди, которым она принадлежала изначально.
Большая часть земель, захваченных во время колонизации, всё ещё находится под контролем потомков немцев; памятники и кладбища в честь немецких оккупантов по-прежнему превосходят по численности те, которые были созданы в честь гереро и нама.
Во время интервью для New York Times вождь племени нама Петрус Купер заявил, что гибель людей и потеря имущества и земель во время геноцида по-прежнему ощущаются в его общине, где нет мощёных дорог и многие люди живут в лачугах. Он сказал: «Именно из-за этих войн мы продолжаем жить на бесплодной земле».
Однако в Намибии основали движение за получение репараций от Германии.
Борьба за репарации
«Мы живём в перенаселённых резервациях – современных концентрационных лагерях – в то время как наши плодородные пастбища занимают потомки тех, кто совершил геноцид против наших предков, – заявила намибийская активистка Вераа Катууо. – Если Германия выплатит репарацию, тогда овагереро смогут выкупить землю, которая была незаконно отнята у нас с применением оружия».
«Важно рассматривать историю Германии в Африке как непрерывную, с тёмными главами 30-х и 40-х годов, – отметил Юрген Циммерер, историк из Гамбургского университета. – В Африке Германия экспериментировала с преступными методами, которые она позже применяла во времена правления Третьего Рейха, например, путём колонизации Восточной и Центральной Европы… Среди общественности существует тенденция рассматривать нацистский период как аберрацию в просвещённой истории. Но обращение к нашей колониальной истории ставит нас перед ещё более неудобным тезисом».
Ещё одна прямая связь существует между геноцидом в Намибии и холокостом середины века в Европе.
В 1922 году баварский старший лейтенант Франц Риттер фон Эпп, служивший командиром роты под командованием генерала Лотара фон Трота в Намибии, нанял Адольфа Гитлера в качестве информатора, чтобы искоренить коммунистов в армии. Именно в этой роли Гитлер встретился с заместителем Риттера фон Эппа, Эрнстом Ремом.
Рем в конечном счёте убедил Риттера фон Эппа предоставить 60000 марок, необходимых для издания нацистского ежедневного издания Völkischer Beobachter. Риттер фон Эпп также должен был обеспечить поставку колониальной военной формы для Гитлера и Рема.
Золотисто-коричневый оттенок униформы, предназначенной для маскировки на африканской территории, дал название этой нацистской военизированной организации – Braunhemden, или «коричневорубашечники».
Остров Акул – это свидетельство алчности, фанатизма и насилия, возникших в результате борьбы за Африку, которая в полной мере проявилась в зверствах нацистов. Эта часть Намибии заточила нож ужасов Второй мировой войны, и она служит печальным напоминанием о той жестокости, которую Африка переживала на протяжении веков.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта allthatsinteresting.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: