Любопытная история о радиоактивных квартирах
|
Однажды в октябре 1982 года 604 тонны металлолома прибыли на склад металлургической компании Hsin Jong Iron and Steel в Тайюане, Тайвань. Вскоре его расплавили и превратили в 20 тысяч тонн арматуры, которую в период с 1982 по 1983 год использовали при строительстве более 200 зданий по всему Тайваню, включая 30 школ и 100 многоквартирных домов.
На протяжении почти десяти лет люди в этих зданиях жили обычной жизнью, даже не подозревая об опасности, которая скрывалась в их стенах, хотя и были тревожные звоночки. Так, например, в 1985 году при плановой проверке стоматологу из Тайбэя запретили пользоваться рентгеновским аппаратом, поскольку инспекторы обнаружили в его кабинете недопустимо высокий уровень радиации. В том же году арматура спровоцировала радиационную тревогу на местной атомной электростанции. Но лишь в 1992 году стали известны все масштабы катастрофы, и тайна радиоактивных многоквартирных домов, наконец, была раскрыта.
31 июля того же года рабочий из Тайпауэра показывал сыну, как работает счётчик Гейгера, когда внезапно прибор начал показывать аномально высокий уровень радиации, исходившей от стен его квартиры. Вскоре об этой истории узнал репортёр из Liberty Times, который подтвердил, что здание – и многие другие подобные ему – излучают более 100 миллизивертов в год – в 100 раз больше рекомендуемой безопасной дозы облучения. Источником, как оказалось, была вышеупомянутая арматура, загрязнённая высокорадиоактивным кобальтом-60.
Откуда взялся кобальт, неизвестно; одни утверждают, что компания Hsin Jong приобрела металлолом у энергетического конгломерата Taipower, который управляет тремя атомными электростанциями в Тайване. Другие предполагают, что он был получен из источников, используемых для калибровки радиоизмерительных приборов, или из списанных аппаратов, применяемых для лечения рака.
Как бы то ни было, поначалу Комиссия по атомной энергии, тайваньское агентство по ядерному регулированию, действовала медленно, заверяя жителей, что уровень радиации на самом деле не превышает нормы. Однако под давлением Ассоциации радиационной безопасности комиссия, в конце концов, инициировала официальное расследование. Оно длилось четыре года и обошлось в 15 миллионов долларов; в ходе него было проверено около 30 000 квартир по всему Тайваню, и 2% из них были признаны опасно радиоактивными. В общей сложности около 10 000 граждан подверглись воздействию повышенного уровня радиации, у некоторых из них в результате развился рак, в том числе у маленького мальчика, который был облучен металлической оконной рамой в детском саду и позже умер от лейкемии. В 1993 году трём чиновникам комиссии было предъявлено обвинение в том, что они не предупредили о радиоактивном загрязнении, несмотря на то, что знали о нём ещё в 1985 году. А в 1997 году окружной суд Тайбэя вынес решение в пользу 57 жертв радиационного облучения и обязал правительство Тайваня выплатить им компенсацию за медицинские расходы. Сегодня большинство жителей загрязнённых домов эвакуированы, а сами здания либо обеззаражены, либо снесены. И поскольку с 1982 года прошло около восьми периодов полураспада кобальта-60, излучение, испускаемое оставшимися зданиями, снизилось до гораздо более безопасного уровня.
И хотя инцидент, безусловно, был трагедией, для научного сообщества он стал редкой и уникальной возможностью провести исследования. Большинство данных о воздействии радиации на человека поступает от жертв острого радиационного облучения, то есть тех, кто пережил атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки или Чернобыльскую катастрофу. Однако тайваньский инцидент стал первым крупным примером длительного хронического облучения большого числа населения.
В 2007 году команда из Тайваньской ассоциации ядерной науки и техники под руководством У. Л. Чиена опубликовала результаты исследования, в ходе которого было проанализировано состояние здоровья 10 000 жителей радиоактивных квартир; все из них подвергались облучению в течение довольно длительного периода – от 9 до 20 лет. В ходе исследования было установлено, что средняя мощность дозы облучения на одного жителя составляла 0,4 зиверта в год. Согласно общепринятой линейно-квадратической модели радиационного поражения, при такой мощной дозе можно было бы ожидать 7,8% избыточной смертности от рака и 1,3% видимых врождённых дефектов у детей жителей репродуктивного возраста – в данном случае 302 и 67 случаев соответственно. Но когда Чиен и его коллеги проанализировали данные, они обнаружили всего 7 случаев смерти от рака и 3 случая врождённых дефектов – около 3% от ожидаемых значений. Ещё более странным было то, что уровень заболеваемости раком на самом деле был ниже (всего на 3%), чем среди представителей тайваньского населения, не подвергавшихся радиационному воздействию.
Как это можно объяснить? По мнению Чиена, данное явление может быть связано с теорией, называемой радиационным гормезисом, которая утверждает, что низкие дозы радиации могут на самом деле быть полезными. Теория гласит, что низкие уровни радиации действуют как вакцина, стимулируя и укрепляя клеточные механизмы, которые восстанавливают повреждённую ДНК или заставляют раковые клетки уничтожать себя. Таким образом, в то время как линейно-квадратическая модель утверждает, что все уровни излучения, независимо от того, насколько низкими они являются, вредны в какой-то степени, согласно теории радиационного гормезиса, низкие уровни излучения оказывают либо нейтральный, либо благотворный эффект и становятся вредными только выше определённого порога дозы. Сторонники радиационного гормезиса считают инцидент с тайваньскими многоквартирными домами самым ярким примером этого принципа в действии.
Тем не менее, данная теория связана с рядом проблем. И хотя идея радиационного гормезиса возникла более 100 лет назад, она всегда была спорной, и до сих пор ни один эксперимент окончательно не доказал её истинность. Ещё одним важным показателем является тот факт, что исследование Чиена не учитывало возраст исследуемой популяции. Поскольку пострадавшие здания были в основном школами или многоквартирными домами, где люди проживали семьями, средний возраст их жителей был намного меньше, чем населения Тайваня в целом – и, таким образом, с самого начала исследователи имели значительно более низкие показатели заболеваемости раком. Исследование 2006 года, проведённое Хваном и другими, показало, что при соблюдении условия контроля возраста уровень рака вырос до 60% по сравнению с общим населением. Кроме того, исследования, проведённые Национальным университетом Ян Мин и Медицинской школой при Национальном тайваньском университете, выявили более высокие показатели повреждения ДНК, хромосомных аберраций, катаракты и заболеваний щитовидной железы, а также более низкое среднее количество иммунных клеток среди пострадавшего населения.
Однако стоит отметить, что размеры выборки, использованные в этих исследованиях, слишком малы, чтобы можно было сделать какие-либо окончательные выводы. Ещё больше усложняет ситуацию тот факт, что на уровень заболеваемости раком, как правило, также влияет образ жизни человека (например, питание, физические упражнения и курение), что затрудняет определение влияния факторов окружающей среды, таких как радиация. Следовательно, большинство не поддерживают радиационный гормезис; и хотя, несомненно, медицинские исследователи будут рады получить больше данных по этой проблеме, мы можем только надеяться, что такая ужасная и трагическая возможность никогда не представится снова.
Бонусный факт
Вы, наверное, слышали, что единственными живыми существами, которые переживут ядерную войну, будут тараканы. Это определённо не так. Было даже высказано предположение, что они способны пережить воздействие того количества радиации, которое высвобождается в эпицентре ядерного взрыва – но, конечно же, не сам взрыв, окажись они рядом с ним.
Однако истина заключается в том, что, хотя тараканы и способны выдержать дозы ионизирующего излучения, примерно в десять раз превышающие те, что безопасны для человека, на самом деле они являются относительно слабыми игроками на этой арене. На самом деле требуется взрыв около 1000 рад, чтобы существенно повлиять на способность тараканов размножаться, что, очевидно, привело бы к вымиранию вида, если бы все они подверглись воздействию такого уровня. Для справки: речь идёт об уровне радиации примерно в 24 километрах от Хиросимы непосредственно после взрыва бомбы. (Примечание: бомба Хиросимы была 15-килотонным оружием, что не идёт ни в какое сравнение с мегатонными ядерными бомбами, которые сегодня можно найти в большинстве ядерных арсеналов.)
Кроме того, при уровне около 6400 рад примерно 94% незрелых тараканов погибнут, а при уровне около 10 000 рад большинство взрослых тараканов не смогут выжить. Да, это весьма впечатляет, если сравнивать с людьми, которые способны пережить всего около 400-1000 рад. Тем не менее, тараканы намного отстают от других насекомых, которые способны выдержать гораздо более высокие уровни излучения, по данным Научного комитета Организации Объединённых Наций по действию атомной радиации.
Итак, какие же живые существа унаследуют Землю после всемирной ядерной войны? Ну, по причинам, которые мы вскоре рассмотрим, это трудно определить. Плодовые мухи погибнут, если уровень излучения будет около 64 000 рад. Ещё более впечатляющим является малый мучной хрущак, который способен выдержать до 100 000 рад. Его превосходят осы вида Habrobracon, которые способны пережить 180 000 рад! Однако всех их побеждает микроб Deinococcus radiodurans. Эта бактерия может выдержать уровень радиации до 1,5 миллиона рад при комнатной температуре и почти 3 миллиона рад при замораживании, например, во время гипотетической ядерной зимы.
Не совсем ясно, откуда взялся миф о том, что тараканы невосприимчивы к ионизирующему излучению, но, похоже, он был в значительной степени популяризирован антиядерными активистами в 1960-х годах, которые часто использовали образ таракана в своих лозунгах и кампаниях. Например, в рекламе New York Times, спонсируемой Национальным комитетом за разумную ядерную политику, говорилось: «В ядерной войне, если она начнётся, победят вовсе не американцы, русские или китайцы. Победителями Третьей мировой войны станут тараканы».
И если вам интересно, основная причина, по которой тараканы и многие виды насекомых так устойчивы к ионизирующему излучению, заключается в том, что их клетки не делятся между циклами линьки. Клетки наиболее восприимчивы к воздействию ионизирующего излучения, когда они делятся. Учитывая, что типичный таракан линяет примерно раз в неделю, а его клетки делятся всего около 48 часов в течение этой недели, около 3/4 подвергшихся воздействию тараканов не будут восприимчивы к воздействию ионизирующего излучения, по крайней мере, по сравнению с теми, чьи клетки находятся в процессе деления.
Это означает, что если излучение, которому подвергнутся тараканы, будет оставаться последовательным в течение длительного периода времени, они станут более восприимчивыми к проблеме, чем показывают цифры, приведённые во многих исследованиях. Эти цифры относятся к кратковременному воздействию излучения. Учитывая, что в тот или иной момент около 75% тараканов не испытывают клеточного деления, это количество окажется гораздо менее восприимчивым к повреждениям, связанным с кратковременным воздействием радиации, что резко изменит уровень излучения, который вид в целом способен пережить, когда речь идёт о глобальном сценарии ядерных осадков.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта todayifoundout.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: