Как ядерные взрывы использовались для сохранения окружающей среды
|
В конце весны 2010 года мир наблюдал, часто в режиме реального времени, как разворачивался новый вид экологической катастрофы: на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе произошёл взрыв, после которого последовал разлив нефти в воду. Глубина скважины (10680 м) стала самым большим препятствием на пути к ликвидации аварии. Фактически, она сделала невозможной герметизацию повреждённой трубы (повреждение произошло на глубине 1500 метров). Эта авария стала крупнейшим морским разливом нефти в истории.
В то время как компания BP безуспешно пыталась ликвидировать катастрофу, некоторые наблюдатели спокойно обсуждали довольно нетрадиционный подход: запуск подземной ядерной бомбы, чтобы загерметизировать повреждение. «Ядерная детонация на морском дне начинает звучать, как ни странно, как нечто выполнимое и уместное… Я никогда не думал, что скажу это», – написал инженер Техасского университета Стивен Уэббер. Но ядерный вариант был отклонён, поскольку взрыв мог вообще разрушить скважину. Целевая группа, собранная министром энергетики Стивеном Чу, исключила такую возможность; высокопоставленный чиновник заявил: «Это безумие».
Идея, возможно, не была такой безумной, как казалось – или, по крайней мере, её безумие не было совершенно беспрецедентным. Советский Союз успешно использовал подземные ядерные взрывы для тушения пожаров на вышедших из-под контроля газовых скважинах четыре раза в 60-х и 70-х годах. Это была лишь часть крупной советской программы по применению ядерных взрывов в различных мирных целях. У США была аналогичная, но меньшая по масштабам программа. Большая часть информации об этих усилиях в эпоху Холодной войны была засекречена вплоть до 1998 года, когда Майло Нордайк, бывший заведующий Ливерморской национальной лабораторией имени Э. Лоуренса, опубликовал авторитетный доклад на эту тему.
Сейчас кажется странным думать о ядерных бомбах как о ещё одном инструменте, формирующем нашу окружающую среду. Нам следует вспомнить о послевоенных временах, преисполненных энтузиазма по отношению ко всему, что было связано с ядерной отраслью. Тогда люди по обе стороны «железного занавеса» думали, что наши города, машины и жизни вскоре будут получать энергию от расщепления или объединения атомов. Советский представитель в ООН заявил: «Советский Союз не использовал атомную энергию для наращивания ядерного потенциала; он использовал атомную энергию во благо отечественной экономики: взрывая горы, меняя русло рек, орошая пустыни, прокладывая новые пути жизни в регионах, где не ступала нога человека». Президент Дуайт Эйзенхауэр озвучил нечто подобное в своей речи «Атомы для мира», также выступая на конференции ООН: «Недостаточно просто забрать это оружие из рук их солдат. Его нужно передать тем, кто будет знать, как снять с него военную оболочку и адаптировать к искусству мира». Конечно, в то время США и СССР активно наращивали ядерный потенциал, который был достаточно большим, чтобы уничтожить человечество много раз.
Первый конкретный шаг к использованию мирных ядерных взрывов был предпринят в 1957 году, когда США осуществили первый в мире подземный ядерный взрыв на глубине 270 метров под невадской пустыней. Испытание прошло точно по плану, не причинив значительного ущерба и не вызвав всплеска радиоактивности на поверхности земли. Это привело к возникновению «огромного всплеска энтузиазма и уверенности в том, что мирное использование ядерных взрывов является возможным, и его можно осуществить безопасно». В течение следующих 16 лет в рамках американской программы «Плаушер» было выполнено ещё двенадцать взрывов, большинство из которых были направлены на испытание ядерного оружия с целью добычи природного газа или раскопок земной поверхности. Один из планов предусматривал использование ряда бомб для того, чтобы создать замену Панамскому каналу.
Советский Союз вступил в игру позднее, но с огромным энтузиазмом. В 1965 году он осуществил свой первый мирный ядерный взрыв, чтобы создать кратер возле реки в Казахстане. Идея заключалась в том, чтобы направить воду в кратер для создания водохранилища, которое можно было бы использовать для орошения земель в засушливые сезоны. Испытание прошло успешно, и директор проекта Ефим Славский, как сообщается, прыгнул в новообразованное озеро, с гордостью став первым человеком, искупавшимся в нём.
Спустя год советские инженеры нашли другое применение ядерному взрыву. В то время в Узбекистане существовала вышедшая из-под контроля газовая скважина, которая горела почти три года, извергая 12 миллионов кубометров газа в день, достаточных для того, чтобы обеспечить весь Санкт-Петербург. Что ещё хуже, газ имел высокую концентрацию ядовитого сероводорода, что делало его опасным для рабочих, которые пытались устранить аварию, и жителей близлежащих населённых пунктов. После того как обычные подходы потерпели неудачу, было принято решение использовать ядерную бомбу. Возле старой скважины пробурили новую; в неё заложили специально разработанную бомбу; отверстие было залито бетоном. Через двадцать три секунды после взрыва бомбы аварию ликвидировали – спустя тридцать три месяца после того, как начался пожар.
Эти первые успехи положили начало активной программе, которая включала 122 ядерных взрыва и продолжалась вплоть до конца 1988 года, когда СССР начал распадаться. Ядерные бомбы использовались инженерами не только для тушения газовых пожаров и создания озёр, каналов и плотин, но и для увеличения добычи нефти и поиска геологических ресурсов. Возможно, самым удивительным было создание больших подземных пространств, изолированных от биосферы и водных источников: туда сбрасывались особо токсичные отходы. В постсоветские годы российские учёные предложили избавляться от отходов атомных станций, помещая их в камеру глубоко под землёй и взрывая там бомбу; таким образом, отходы сплавлялись бы с породами, и их радиоактивность безопасно рассеивалась бы в течение тысячелетий. Забавно думать, что ядерные бомбы могут быть самым эффективным способом избавиться от ядерных отходов.
В 70-х и 80-х годах ядерная энергетика совершила драматический переворот в общественном сознании, превратившись из футуристического чуда в экологическую катастрофу. США и СССР свернули свои программы, которые стали рассматриваться как «политически радиоактивные». Это объясняет внутреннее сопротивление даже мирному использованию ядерных бомб. Изобретение, которое когда-то символизировало удивительную изобретательность человечества, стало эмблемой нашей непреходящей гордыни.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по материалам сайта nautil.us
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: