Эрнест Беккер: как страх перед смертью тайно управляет нашей жизнью
|
Все знают, что они когда-нибудь умрут, но очень немногие люди действительно верят в это.
Я говорю о реальном, эмоциональном и интуитивном понимании того факта, что в один прекрасный день вы прекратите своё существование.
Это означает, что все ваши планы останутся нереализованными, и всё, что вы успели узнать, уйдёт вместе с вами. Это также означает, что в момент смерти вы в последний раз перед уходом в вечность будете в состоянии что-то почувствовать, что-то сделать, проявить свою любовь ко всем окружающим и ощутить себя любимым.
«У каждого индивидуума весь его комплекс жизненных дел, всех этих увлекательных и мучительных, захватывающих и скучных, спокойных и тревожных дел, вместе со всеми простыми и мирными, сложными и сумбурными моментами жизни когда-нибудь неотвратимо закончится». (Эрнест Беккер)
Это мучительное понимание, но оно включает в себя один из самых мощных призывов к реальной и настоящей жизни.
Лично я не знаю других поводов, кроме мысли о смерти, чтобы прямо сейчас почувствовать себя счастливым, приступить к достижению своей цели, больше узнавать и больше любить.
Сейчас уже ясно, что мы, люди – единственные существа на Земле, которые знают о том, что в один прекрасный день они умрут. Знание об этом факте имеет огромные психологические последствия. Оказывается, страх перед смертью является причиной намного большего количества наших поступков, чем мы можем себе представить.
Введение: Эрнест Беккер
«Человек живёт не только настоящим моментом, он помнит о вчерашнем дне и стремится узнать, что было столетия назад, он боится того, что через пять миллиардов лет Солнце остынет, и он надеется на вечность». (Эрнест Беккер)
«Человек не знает, кто он, зачем он был рождён, что он делает на Земле, что он должен делать и на что он может рассчитывать». (Эрнест Беккер)
В 1973 году культурный антрополог Эрнест Беккер опубликовал одну из самых значимых книг ХХ века – «Отрицание смерти». В ней он пытается объяснить, почему поведение людей именно такое, какое оно есть. Его глубокий, вдумчивый, мультидисциплинарный подход в 1974 году принёс ему Пулитцеровскую премию.
Эрнест Беккер
По иронии судьбы награда была ему присвоена через два месяца после того, как он умер от рака толстой кишки.
Это был человек, которого изгоняли почти из каждого университета, где он преподавал, но студенты в Беркли предлагали сами платить ему зарплату, когда университет отказался продлевать с ним контракт.
Однажды, для того чтобы описать теоретические взгляды на экзистенциальность человеческой свободы, его выбор, а также соотношение с безумием, Беккер использовал образ шекспировского короля Лира. Он пришёл в класс, одетый как король Лир, и даже использовал сценическое освещение и реквизит.
На мой взгляд, это является хорошим примером той жизни, какой он жил.
Тема свободы проходит через всю жизнь Беккера, начиная от армейских переживаний во время освобождения концлагеря и заканчивая его отказом остаться в Университете штата Сан-Франциско во время студенческих волнений в 1967 году. Беккер считал, что нельзя оставаться и учить свободе, когда лекционный зал окружён вооружённой полицией.
Поскольку даже чтение этого введения приближает вас к моменту вашей смерти, давайте перейдём к некоторым аспектам психологии ...
Отрицание смерти
Основной мыслью Беккера является идея о том, что функция общества – помочь нам поверить, что мы можем преодолеть смерть, создавая прочные ценности.
Поэтому различные сообщества являются в некотором смысле культурными системами, создаваемыми для удовлетворения потребности каждого человека в вере в его космическую особость.
Поскольку мы постоянно осознаём, что наше существование является нестабильным, мы цепляемся за образовательные, правительственные и религиозные учреждения, чтобы укрепить наше мнение о том, что человеческая жизнь является единственным, что значимо и вечно.
Хотя по своей сути в этом психологическом защитном механизме нет ничего «неправильного», одним из его последствий является то, что признание законности других систем ценностей означает порождение опасений, что от этого может пострадать наша собственная система.
В свою очередь, постоянный страх перед смертью проецируется на другие группы людей, которые определяются как «зло» и должны быть уничтожены.
Очерняя другие культуры и идеи, мы укрепляем веру в нашу собственную систему и этим защищаем себя от собственного подсознательного страха смерти. Конфликт с применением силы неизбежен.
Что может быть лучшим доказательством правильности нашего собственного взгляда на мир, чем переход других к нашему образу мышления?
«Если человек признает, что он абсолютно не контролирует смерть, которая подстерегает его на каждом шагу, и если он позволит этой мысли захватить своё сознание, он погрузится в такой страх и трепет, что окажется на грани безумия». (Эрнест Беккер)
Исходя из идей Беккера, становится ясно, что мы строим свою цивилизацию и формируем личный характер для того, чтобы оградить себя от разрушительного осознания нашей полной беспомощности и ужаса перед неизбежностью смерти.
Действительно, трагедия человеческих судеб заключается в том, что мы отчаянно пытаемся доказать свою исключительность во Вселенной, и это чувство собственного достоинства позволяет каждому из нас поверить, что мы важные существа, а не материал, которому суждено быть уничтоженным.
«Репрессии являются большим подспорьем, потому что в подавляющем большинстве случаев они позволяют нам жить в таком чудесном и непостижимом мире, полном красоты, величия и террора, что если бы животные смогли почувствовать всё это, они бы не смогли пошевельнуться». (Эрнест Беккер)
Буквально тысячи исследований показали, что после напоминания о смерти мы становимся более благожелательными ко всем тем, кто разделяет наши заветные убеждения, и более агрессивными в отношении тех, кто ставит их под сомнение.
Например, при разборе дел о проституции в тех случаях, когда судьям напоминали о смерти, они назначали штрафы в среднем около $455. В то же время те судьи, с которыми этого не делали, штрафовали, как правило, на $50.
Напоминание о собственной смерти заставляет судей наказывать жёстче, потому что они воспринимают действия обвиняемых как угрозу своей системе ценностей.
Вы можете чётко увидеть и другие проявления этого. Наличие богатства как предмет для гордости и его отсутствие как повод для унижения являются источником беспокойства для миллионов людей.
Подобно тому, как мы склонны сильнее цепляться за свои убеждения при воспоминаниях о смерти, мы используем богатство, славу и статус как «доказательство» того, что мы не просто животные, которым предназначено умереть бесследно.
Всё это позволяет провести в жизнь успокаивающую, хотя и ложную идею, что мы вечны, и что мы являемся объектами первичного значения во Вселенной.
Как мы видим, ложь, которую мы должны поддерживать, чтобы жить, обрекает нас на жизнь, которая никогда не будет действительно нашей.
Трагедия конформизма
В своей собственной жизни мне посчастливилось наткнуться на эти идеи относительно рано. Для меня эти книги были, как «красная таблетка» из «Матрицы». Я стряхнул с себя сонливость и начал жить полной жизнью.
К счастью, я не одинок в этом. Есть много людей, которые ценят тот шанс, благодаря которому мы и прямо сейчас живём на этой великолепной планете.
Действительно, один из моих образцов для подражания, психоаналитик Эрих Фромм считал, что:
«Цель жизни заключается в том, чтобы жить интенсивно, полноценно, чтобы пробудиться полностью. Для того чтобы расстаться с инфантильными идеями о своей грандиозности, нужно осознать свои реальные, хотя и ограниченные силы; нужно быть в состоянии принять тот парадокс, что каждый из нас является наиболее важным объектом во Вселенной – и в то же время не более важным, чем муха или травинка. Нужно уметь любить жизнь и всё же относиться к смерти без страха; терпеть неопределенность в отношении наиболее важных вопросов, с которыми нас сталкивает жизнь и всё же иметь веру в наши мысли и чувства, поскольку они реально наши. Нужно быть в состоянии жить в одиночку и в то же время чувствовать своё единство с любимым человеком, с каждым братом на этой земле, со всеми, кто жив. Следовать голосу своей совести, голосу, который зовёт нас за собой, но не ненавидеть себя в тех случаях, когда голос совести был слишком слаб, чтобы его услышать. Психически здоровый человек – это человек, который живёт с любовью, разумом и верой, который уважает жизнь, как свою собственную, так и своих ближних».
К сожалению, если мы посмотрим вокруг, то сможем увидеть, что это, возможно, мнение меньшинства.
Последнее, в чём человек может признаться самому себе – это то, что его жизнь непредсказуема. Поэтому мы видим множество всё более тщательно разрабатываемых механизмов, призванных оградить человека от подсознательного страха смерти.
«Общество состоит из механизмов защиты младенца, который боится остаться один в темноте». (Эрнест Беккер)
«Человек-автомат общества», как определяет его Эрнест Беккер, ограничен обществом, он раболепствует перед ним, он думает, что у него есть личность, если он платит страховые взносы, и что он имеет контроль над своей жизнью, если у него есть пистолеты в его спортивном автомобиле или он пользуется электрической зубной щёткой.
Этот же человек находится под защитой надёжных и ограниченных альтернатив, которые общество предлагает ему и, если он не свернёт со своего пути, он может прожить свою жизнь в некоторой тусклой безопасности.
В этом, в конечном счёте, и заключается трагедия нонконформизма.
Социальная система, в которой мы рождаемся, определяет пути, которыми мы должны следовать для того, чтобы себя проявить; мы формируем себя так, чтобы угодить другим и соответствовать чужим ожиданиям.
Это происходит потому, что людям чрезвычайно комфортно чувствовать себя защищёнными внутри своей тюрьмы, и они противостоят всем попыткам вырваться.
Примечание: я только что ощутил интенсивное покалывание во время написания этого раздела, потому что я вспомнил кое-что из подборки «Письма к друзьям, членам семьи и редакторам», где Франц Кафка объясняет своему другу, что великая литература должна быть как «топор для замёрзшего моря внутри нас». Да! Это именно то, что говорит Эрнест Беккер и говорю я!
Франц Кафка
Хорошо, давайте вернёмся к нашей теме...
Среди других примеров, поведанных Беккером в «Отрицании смерти» и в его другой фантастической книге «Значение рождения и смерти», есть мысли о том, что горе в связи со смертью наших национальных или религиозных героев вызывает глубокое состояние шока из-за того, что это подрывает нашу веру в защиту от смерти.
Рассуждая об этом, Беккер подчёркивает, что это не является основанием для цинизма. Это простое проявление в человеке животных черт характера показывает нам, по его словам, что когда мы видим, как наша специфическая система не может нас защитить, мы впадаем в ступор.
Стремление к бессмертию не является просто ответным рефлексом на боязнь смерти, оно является сущностью нашей жизни.
Мы хотим жить, мы хотим иметь значение, мы хотим чувствовать себя важными. Мы хотим создать то, что нас переживёт, и Беккер утверждает, что мы не должны уничтожать друг друга для того, чтобы создать это.
«Ирония человеческого состояния заключается в том, что нашей самой глубокой потребностью является желание освободиться от страха смерти и небытия; но этот страх пробуждается самою жизнью, и поэтому мы пытаемся уклониться от полноценной жизни». (Эрнест Беккер)
Представляется, однако, что человеку дано намного больше возможностей, чем животному, поэтому мы проводим свою нашу жизнь в тщетных попытках избавиться от этого.
Любая работа, даже самая бессмысленная и мучительная, отвлекает нас от зловещего ужаса смерти, и люди с удовольствием занимаются ею, хотя это и происходит подсознательно.
Некоторые люди настолько считают своё имущество, членов семьи и так далее, частями самого себя, что проявляют опасные уровни привязанности к этим людям и вещам.
Если вы когда-нибудь зададитесь вопросом, почему люди убивают себя после того, как потеряют деньги на фондовом рынке, вы сможете заметить, что они делают это, потому что их деньги – просто цифры, которые начинают уменьшаться, и когда эта цифра достигает нуля, то это означает, что они уже мертвы.
Космический героизм против страха смерти
Мы живём между двумя крайностями: стремлением к единству с Вселенной и нашей ненасытной потребностью в индивидуализации и космической особости.
«Моральное мужество, чтобы противостоять молчанию Вселенной, и опасение бессмысленности являются реальными проявлениями космического героизма». (Эрнест Беккер)
«Сговориться со смертью. После этого всё возможно». (Альбер Камю)
Альбер Камю
Одна из самых ярких идей, следующих из работ Беккера, заключается в том, что способность противостоять страху, это, вероятно, единственный подлинный героизм, данный человеку.
Мы все хрупкие, эфемерные существа, заполненные непрерывным потоком ощущений, эмоций и событий, накрываемые случайными волнами экзистенциального страха, пока этот опыт резко не закончится.
Но, окунаясь в страх, узнавая о нём, работая с ним, вырываясь вперед, несмотря на него, мы можем продвигать человечество вперёд, на одну индивидуальную жизнь за один раз.
Наряду с Беккером, я считаю, что иллюзия удобства сейчас представляет опасность для выживания человечества. Мы должны признать наш дискомфорт, это чувство отчуждения от мира, о котором мы никогда не просили.
Мы должны признать, что хотя мы не оставляем никаких следов на песке времени, наша жизнь имеет значение в каждый конкретный момент, и мы можем осуществлять нашу экзистенциальную свободу во все времена.
Я также считаю, что наша свобода приходит с ответственностью за улучшение жизни других людей. Потому что, в конце концов, для чего мы существуем, если не для того, чтобы облегчать жизнь друг другу?
«Мы все просто провожаем друг друга до дома». (Джалаладдин Руми)
В конце концов, невозможно преодолеть свой страх без ощущения тревоги. Без того, чтобы видеть мир со всеми его реалиями, разрушениями и страхами. Полная человечность неизбежно означает глубокий страх и трепет, по крайней мере, в течение какой-то части дня.
Как уже было сказано, эта жизнь – наш единственный шанс на счастье. По крайней мере, единственный шанс из всего, что мы можем представить себе сейчас.
«Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете». (Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»)
Есть много того, что отвлекает от осмысленной жизни; есть много людей, которые вольно или невольно мешают вашим намерениям жить осознано. Но теперь, когда вы немного более осведомлены о подсознательных мотивах, направляющих наши поступки, и о том, как подсознательный страх перед смертью мешает вашему пробуждению к жизни, вы можете проявить ту экзистенциальную свободу, которая у вас всегда была.
Послесловие
Последнее слово я предоставлю Эрнесту Беккеру, одному из самых экзистенциально мужественных людей, которые когда-либо жили:
«Кто знает, какую форму со временем примет поступательное движение жизни и что произойдёт с нашими мучительными поисками?» (Эрнест Беккер)
«Для того чтобы человек мог быть уверенным в том, что он действительно сделал нечто значимое, он должен реально понимать, что происходит в процессе эволюции на этой планете и в космосе. Если бы он знал наверняка, что должно получится в итоге и каков его личный вклад в это, он мог бы расслабиться и принять смерть, потому что его жизнь была бы Творением Истины. Но это именно то, чего он знать не может и никогда не сможет. И как горька защита его вымыслов, как отчаянна его притворная уверенность, что его культурная система является истинной». (Эрнест Беккер)
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье с сайта highexistence.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё:
-
sergioscabalero 03.10.2020 23:49 Материал