Закалка духа
|
И древнегреческий философ Эпиктет, и апостол Павел — несмотря на разность своих мировоззрений — использовали метафору атлетических состязаний для объяснения того, как человек должен бороться со слабостью, ошибочными убеждениями и всеми низменными побуждениями, чтобы получить в награду высшую добродетель.
Они были не одиноки в создании этой аналогии. Многие ранние мудрецы и святые также сравнивали человеческие попытки победить себя с физическими упражнениями и спортивными играми. Они призывали своих читателей становиться стоическими атлетами, христианскими атлетами — духовными атлетами. Эти философы и пророки понимали, что важно не только тренировать тело, но и закалять дух. Использовавшееся Эпиктетом и Святым Павлом греческое слово áskēsis, которое можно перевести как «тренировка», сначала ассоциировалось с физической подготовкой атлетов и солдат, но позднее стало использоваться для обозначения любой строгой программы тренировки, в том числе духовной борьбы за добродетель.
Эта парадигма, в которой упражнения в добродетели являются тренировкой, а борьба с личной слабостью представляет собой состязание, не исчезла полностью из современной культуры, но потускнела и была в некоторой степени утрачена нами. Отчасти по этой причине добродетель и духовная жизнь стали считаться «мягкими» и немужественными занятиями, несмотря на тот факт, что латинское слово, от которого происходит слово virtue (добродетель) — vir — на самом деле означает «мужественность».
Сходство закалки духа с тренировкой тела
Философы и богословы спорили и толковали природу души на протяжении многих тысяч лет, и мы не можем надеяться на предоставление здесь её чёткого определения. Но в рамках этой статьи давайте будем называть душой ту часть человека, которая отдаёт предпочтение целям высшего порядка перед побуждениями низшего порядка. Это ваш моральный компас, ваше влечение к совершению благородных поступков и выбору правильных вещей.
Ваша душа является вашим духовным центром и, традиционно, вашей вечной сущностью. Однако вера в бессмертие души является необязательной для веры в возможность её активной закалки. Даже если вы просто считаете её частью психики, которая является более человеческой и развитой и менее примитивной и рептильной, правила её тренировки остаются неизменными.
Вне зависимости от того, как вы рассматриваете душу, она, как тело, имеет так называемую духовную «конституцию», физические характеристики, которые нужно регулярно тренировать для поддержания хорошего здоровья, оптимально выполнять повседневные задачи и выходить победителем в происходящих время от времени состязаниях с высокими ставками. В обоих случаях эти физические характеристики даются вам в сырой, необработанной форме. Вы можете отдавать их формирование внешним силам или намеренно придавать им нужную вам форму. А теперь давайте внимательнее рассмотрим параллели, которые существуют между тренировкой тела и закалкой духа.
Физическая и духовная сила атрофируются без применения
Вся материя — как физическая, так и духовная — имеет тенденцию идти по пути наименьшего сопротивления. Без намеренных усилий по перемещению и тренировке наших тел мы обрастём жиром, будем задыхаться от лёгких действий и не сможем поднимать тяжёлые предметы. И в случае возникновения критической ситуации мы не сможем избегать или бороться с опасностью.
Точно так же игнорирование души ведёт к накоплению «духовного жира». Наши моральные мышцы атрофируются, и мы легче поддаёмся греху и слабости. Мы не можем отказываться от временных удовольствий ради достижения долговременных целей. В борьбе с соблазном или тяжёлыми моральными проблемами мы легко устаём и делаем свой выбор, исходя из удобства, а не принципа, или же вообще не ввязываемся в борьбу и плывём по течению. Мы теряем нашу моральную гибкость, нашу способность проявлять практическую мудрость и делать правильные вещи в нужное время и по правильной причине.
Физическая и духовная силы расширяют вашу свободу и поле деятельности
Слабая, атрофированная физическая конституция ограничивает ваши возможности: вы не можете играть со своими детьми, потому что вы слишком устали, вы не можете залезть на гору с вашими друзьями, потому что вы слишком слабы, и, наконец, вы не можете поднимать определённый вес, даже если бы вы этого хотели.
Слабая, атрофированная духовная конституция вообще огранивает вашу способность самостоятельно делать выбор. Например, если вы хотите сбросить вес, но не можете перестать переедать, вы получаете приказы от вашего желудка, а не от ваших высших целей. А если ваши настроения и реакции определяются внешними событиями, то вами манипулируют, а сами вы ничего не делаете. Вы не являетесь свободной моральной сущностью.
Закаляя дух, вы усиливаете ваш самоконтроль: вы получаете способность направлять свою энергию на выбранные вами цели, отдавать предпочтение долгосрочным идеалам, а не кратковременным импульсам, решать, как вы будете действовать, вне зависимости от обстоятельств. Вы становитесь хозяином, а не рабом. Следовательно, ваши возможности увеличиваются, ваше потенциальное поле деятельности расширяется.
Физическая и духовная сила требуют давления и противодействия для своего роста
Физическая тренировка, в сущности, является актом намеренной ломки тела стрессом с целью его перестройки в более сильной и лучшей форме. Без этого стресса никакое улучшение не происходит. В тяжёлой атлетике стрессором является поднимаемый вес. Тяжелоатлет, в сущности, противодействует силе тяжести, пытаясь оторвать штангу от пола, то есть сила тяжести является здесь противником.
Как и телу, душе для роста также нужно бороться с противодействующей силой. В этом случае антагонисты являются внутренними: наши грехи и слабости. Это борьба между нашими лучшими и худшими сторонами. Наши души также борются с внешними противниками, имеющими форму неподконтрольных нам событий и обстоятельств. Однако само существование этих препятствий не обязательно закаляет душу или приносит автоматические выгоды. В своей книге «Рассуждения» Эпиктет даёт ответ гипотетическому ученику, который хочет узнать, делает ли он успехи в следовании принципам стоицизма. Философ сказал, что если бы он говорил с атлетом, задавшим такой же вопрос, он бы попросил атлета показать ему свои плечи, а не тяжести, которые он поднимал. То есть здесь важен не доступ человека к спортивному оборудованию, а его надлежащее использование, доказательством чего является размер и сила его мышц. Точно так же, если вы хотите знать, улучшается ли ваша душа, вам нужно смотреть не на само присутствие трудностей в вашей жизни, а на то, как вы их встречаете, как вы их используете.
В борьбе с нашими внутренними и внешними демонами, с нашими недостатками и слабостями, развивается характер. Чем больше мы сопротивляемся гравитационной силе наших аппетитов, тем сильнее будет наш характер.
Физическая и духовная силы требуют усилий и боли
Поддержание себя в хорошей физической форме является всепоглощающим жизненным выбором. Он требует времени и усилий. Вы должны структурировать своё расписание и отказываться от других занятий в пользу тренировок, а также соблюдать особые правила в отношении того, что вы едите, а иногда и в отношении того, как и когда вы едите.
Конечно же, в самих тренировках также требуются усилия и боль. Напряжение, которое заставляет ваши мышцы расти, не является приятной вещью. Если вы не испытываете никакой боли — если ваши ноги не болят при приседании, если ваши лёгкие не пекут после бега — вы не становитесь сильнее или быстрее. Закалка духа требует такой же всеохватывающей приверженности и готовности разрывать и залечивать свои «духовные мышцы».
Отказ от пути наименьшего сопротивления требует больших усилий. Вы должны следовать определённым правилам, некоторые из которых кажутся необоснованными сторонним людям, а иногда – и вам самим. Вы должны намеренно уделять первостепенное внимание практикам духовной жизни и искать возможности, которые незакалённая и неподготовленная душа будет пропускать или отвергать. Вы также должны испытывать определённый уровень боли. Отказ от меньшей склонности к совершению более благородных поступков может быть болезненным. Вы должны убивать вашу природную лень. Вы должны подавлять свою гордость и учиться быть смиренным.
Точно так же, как тело требует пирожного, когда оно вынуждено питаться брокколи, плоть требует снисхождения, когда она вынуждена тяжело работать. Точно так же, как тело требует освобождения на вершине трудного подъёма, плоть всеми способами добивается освобождения от пут дисциплины. Но вне зависимости ото лжи, которой человек кормит себя в моменты кризиса, на пике искушения, правда заключается в том, что ничего нельзя слепить без напряжения, что ничего нельзя изменить и переделать без усилий и боли.
Физическая и духовная силы требуют последовательности и привычки
Тренировка не является «одноразовым» делом. Нельзя заниматься физическими упражнениями несколько дней, несколько недель или даже несколько лет, а затем перестать ходить в спортзал и ожидать сохранения хорошей физической формы. Это не деньги на банковском счету, сумма которых, если их не трогать, будет оставаться неизменной и даже приносить проценты. Поддержание хорошей физической формы больше похоже на бритье, чистку зубов, уборку или любое другое регулярное дело, которое мы должны делать снова и снова и никогда от него не избавимся. Закалкой души также следует заниматься регулярно. Никогда нельзя почивать на лаврах, на своей прошлой жизни или своих бывших хороших делах.
Аристотель говорил, что добродетель является такой же привычкой, как любые другие, и что точно так же, как мы начинаем лучше играть на пианино, играя на нём, мы приобретаем добродетель, делая добродетельные вещи. Всякий раз, когда мы отказываемся от низменного импульса ради более возвышенной цели, мы тренируем душу. Всякий раз, когда мы следуем привычке совершения добродетельных дел, мы поворачиваем наши души в более благородном направлении. В состязании за добродетель нет никаких остановок. Если вы не стремитесь вперёд, вы откатываетесь назад.
Физическая и духовная силы требуют выносливости
Силовые виды спорта требуют упорства, готовности бежать или ехать на велосипеде на очень большие расстояния. Вы не можете быстро пробежать первые несколько километров марафона, выдохнуться и ещё 20 километров просто идти до финиша. Вернее, вы можете так делать, но тогда вы точно не получите награду.
Упражнение в добродетели также является своего рода силовым видом спорта. Когда приходит духовная сухость, когда появляются проблемы, когда растёт сила соблазна, вы можете махнуть на всё рукой или придерживаться своих принципов и продолжать идти к далёкому финишу. Когда волнение и оживление, которые возникают в начале гонки, начинают ослабевать, можно отказаться от намеченной цели или перейти на более стабильное топливо обязанности и дисциплины и продолжать заниматься начатым делом.
Зачем закалять дух?
При проведении многих параллелей между тренировкой тела и закалкой духа мы также неявным образом показывали выгоды обоих видов тренировки.
Физическая тренировка поддерживает здоровье и силу тела, обеспечивая человека жёсткостью конституции, большей подвижностью и гибкостью, более широкими возможностями в плане видов деятельности, способностью выполнять повседневные задачи и способностью выживать и процветать в период кризиса. В сущности, каждый человек должен быть физически сильным.
Духовная тренировка поддерживает здоровье и силу духа, увеличивая его способность отсрочивать вознаграждение и отказываться от низменных побуждений в пользу высших побуждений, побеждать слабости и соблазны, поступать как самостоятельная моральная сущность, принимать важные решения с использованием развитой мудрости и охотно служить другим людям. В идеале, тренировка и тела и духа ведёт к большему желанию и способности помогать другим в ходе этого процесса, так что мы можем сказать, вслед за культуристом XIX века Джорджесом Хебертом, что мы становимся сильными, чтобы быть полезными. Конечные эффекты обоих видов тренировки можно выразить одним словом: сила. Человек с хорошо натренированными телом и духом обладает силой делать больше и быть чем-то большим.
Тем не менее, это не единственные причины для закалки духа. В сущности, вот что может быть важнейшей причиной: в современном мире победа над собой представляет собой последнее и наилучшее состязание.
Во времена роскоши и комфорта, когда большинству людей не нужно бороться с внешними трудностями — не нужно пахать землю или охотиться на диких зверей, а зачастую даже не нужно вставать со стула для зарабатывания на жизнь, не нужно бороться с силами природы и не нужно идти на войну — есть мало с чем бороться. В эти времена есть мало других противников, с которыми человек может храбро бороться, чтобы, как сказал Сенека, «узнать свои способности». В то же время в битве между нашими лучшими и худшими сторонами, в деле морального героизма, есть энергия и смысл, которые можно найти лишь в столкновении со стоящим антагонистом.
Дэвид Брукс, наверное, лучше всего понял привлекательность победы над собой, когда он описал её как шанс увидеть свою жизнь как «моральное приключение». В нём будут изгибы и повороты, драконы, которых нужно будет убить, новые пути, которые нужно будет открыть, и мириады поражений и шансов на искупление. И пока тело дышит, путешествие этого героя никогда не кончится. Как сказал Эпиктет, в отличие от атлетов, для которых возможность состязаться за награду приходит только во время происходящих время от времени игр, состязание за добродетель и шанс на победу снова начинается каждый божий день. И, как отметил Брукс, цель борьбы с грехами и слабостями заключается не в том, чтобы победить, так как это невозможно, а в том, чтобы стать лучше в этой борьбе.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье с сайта artofmanliness.com - перевёл Сергей Мальцев
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: