В поисках щей арктического исследователя, пропавшего без вести
|
Щи следует откопать в 1980, 2000 и 2050 годах
В 1886 году известный геолог, зоолог и исследователь барон Эдуард фон Толль стоял на берегу крупнейшего из Новосибирских островов, вглядываясь в воды Северного Ледовитого океана. Он был уверен, что там, вдали, находилась Земля Санникова, мифический остров, который очаровывал и ускользал от исследователей в течение столетия. Он поинтересовался у своего проводника, сможет ли он когда-нибудь добраться туда. Ответ соответствовал собственной решимости Толля: «Как только я окажусь там, я могу умереть».
В 1900 году, после долгих лет уговоров, Российская академия наук (РАН) наконец согласилась спонсировать экспедицию Толля по поиску Земли Санникова. На борту корабля «Заря» Толль отплыл в Арктику. Но экспедиция с самого начала столкнулась с серьёзными проблемами: путаница в навигации, нехватка угля, цинга, борьба за власть между Толлем и капитаном, смерть доктора, неустойчивые ветры, затопленные палубы, лютые снежные бури, голодные ездовые собаки и разъярённый белый медведь. Хуже всего была постоянная угроза в виде льда, который мог окружить корабль и сжать его деревянный корпус в своих тисках.
На этой фотографии лёд завладевает «Зарёй»
Тем не менее, Толль и его команда учёных продолжали работать. Они нанесли на карту неизведанные реки и острова, изучили ледники, собрали образцы окаменелостей и фауны и проанализировали свои находки в бортовых лабораториях корабля. Во время пребывания на суше они пользовались запасами консервированных и сушёных продуктов, зарытых и законсервированных в вечной мерзлоте полуострова Таймыр. Всё это время Земля Санникова оставалась призрачным фантомом, который манил Толля к северному горизонту.
Спустя 19 месяцев РАН отправила Толлю телеграмму с требованием завершить экспедицию. У него было одно последнее лето, чтобы найти остров. В мае 1902 года, когда путь «Зари» преградил лёд, Толль, судоводитель и два якутских матроса отправились на собачьих упряжках и байдарках на далёкий северный остров Беннетта. Там они надеялись создать базу, с которой можно было бы отправиться ещё дальше на север, к Земле Санникова.
Бесстрашный экипаж «Зари»
За три месяца пребывания на Беннете команда съела трёх медведей, бесчисленное количество морских птиц и небольшое стадо оленей, обитавших на острове. Надеясь на то, что «Заря» скоро заберёт их, они ничего не оставили на зиму. Но «Заря» оказалась в ловушке у льда, и к октябрю стало ясно, что спасения не будет. Толль понял, что если они останутся на острове, то не выживут. Таким образом, он и его команда отправились на юг, обратно к Новосибирским островам, погрузив байдарки с хрупким корпусом в смертоносную массу быстро замерзающего, острого, как бритва, льда. Больше их никто не видел.
Смерть Толля закрепила его легендарный статус в России, которая продолжала спонсировать поиски Земли Санникова в 1930-х гг. Вдова Толля опубликовала его дневники, и в 1959 году появилось новое поколение любителей арктических приключений.
Усатый барон Эдуард фон Толль
На одной из страниц дневника были описаны продовольственные запасы, которые Толль закопал на полуострове Таймыр в сентябре 1900 года, в начале своего путешествия. Сначала он описал их местоположение: точка в пяти метрах над уровнем моря, отмеченная деревянным крестом. Затем он описал саму яму, вырытую достаточно глубоко. И, наконец, содержимое: «ящик с 48 банками щей, запечатанная жестяная коробка с 15 фунтами ржаных сухарей, запечатанная жестяная коробка с 15 фунтами овсянки, запаянная коробка, содержащая около четырёх фунтов сахара, 10 фунтов шоколада, семь тарелок и один брикет чая».
После публикации дневника на русском языке исследователи бросились на север, чтобы найти запасы Толля. Но его описание географического местоположения склада оказалось невероятно расплывчатым. Более того, каждая экспедиция организовывалась весной, когда снег ещё был тяжёлым. Все они неизбежно возвращались домой с пустыми руками. Казалось, что продовольственный склад мог бы остаться таким же неуловимым, как и сама Земля Санникова, если бы не геополитическая путаница, произошедшая в 1973 году.
Вычурные этикетки на шоколаде Толля «фабрики М. КОнради» (1900 год)
В то время 31-летний Дмитрий Шпаро, российский профессор математики и по совместительству исследователь тундры, организовывал группу, чтобы попытаться совершить первое в истории путешествие на Северный полюс на лыжах. Его команда входила в состав научно-спортивной экспедиции, спонсируемой официальной газетой комсомола. Чтобы подготовиться к путешествию, они тренировались не только в лыжном спорте, но и в биомедицине, электронике и пищевой науке (отсюда и название – «научно-спортивная экспедиция»). Но в последнюю минуту комсомол отменил план. «Концепция "железного занавеса" стала почти что осязаемой», – объясняет Шпаро сегодня. Выйти за его пределы, в нейтральные воды Северного полюса, «было невозможно».
Но жаждущих приключений это не остановило. Они перебрались на побережье полуострова Таймыр (безопасно в пределах советской территории) и полностью пересмотрели план своей экспедиции. Они разделились на три команды, каждая из которых задалась целью раскрыть неразгаданную «арктическую тайну». Одной из таких тайн был продовольственный тайник Толля.
Как вспоминает Шпаро, продовольственный склад Толля «в то время не казался нам столь значимым». Действительно, более насущной задачей для команды Толля было создание предварительных запасов продуктов питания для двух других миссий. Охотники за спрятанной пищей терпели насмешки со всех сторон. Правда ли, спрашивали их, что Толль также закопал 17 бутылок французского коньяка?
В конце июля во второй половине дня вертолёт высадил команду в прибрежной тундре, которую предыдущие искатели определили как наиболее вероятное местоположение тайника. Через несколько часов после прибытия они стояли над замшелой грудой камней, рассматривая торчащий из центра пень. Это были остатки столба с металлическим гвоздём и надписью «1900». У них возник вопрос: неужели всё действительно было так просто?
Ящик, наполненный щами и кашей
Утром они вернулись на место. Потерев столб, они выявили ещё одно подтверждение: «Тайник "Зари": 1900». Они очистили камни и с помощью кирки начали долбить грунт; во все стороны полетели крошки чёрной земли и крошечные осколки вечной мерзлоты. Наконец, кирка ударилась о большой плоский камень, который было сложно достать. Под ним был слой льда. Один из членов экипажа постучал по нему киркой и легко пробил не только лёд, но и что-то металлическое под ним. А затем из ямы, смешиваясь со сладким запахом вечной мерзлоты, донёсся запах ржи, который ни с чем нельзя спутать.
После объятий и рукопожатий команда извлекла непомеченный металлический ящик, не тронув деревянную коробку с надписью «Щи, 48 банок». Затем они забросали яму землёй, отметили её местоположение и, как только смогли, вернулись в базовый лагерь с неожиданным угощением для двух других команд: 73-летними ржаными сухарями Толля. «Они были очень вкусными!» – вспоминает Шпаро 46 лет спустя.
Банки со щами Толля останутся на полуострове Таймыр для будущих поколений
Когда металлический ящик достиг Москвы, научно-исследовательский институт открыл и проверил его содержимое, которое включало овёс, чай, спички и шоколад. Овёс прекрасно сохранился, и из него получилась восхитительная каша. Эксперты в области сохранения пищевых продуктов были удивлены и проявили необычайное любопытство. Как и Шпаро, который теперь прекрасно осознавал, что это могло означать. Как он и Александр Шумилов объясняют в книге «Три тайны Арктики»: «Природа провела уникальный эксперимент, и человек должен был воспользоваться этим и продолжить его».
Следующим летом государственные СМИ и Министерство пищевой промышленности СССР профинансировали большую экспедицию, которая должна была вернуться к месту тайника. Там они извлекли 34 банки щей, оставив 14 нетронутыми. Они планировали три из них извлечь для исследований в 1980, 2020 и 2050 годах, соответственно, а остальные не трогать на неопределённый срок. Более того, команда зарыла несколько контейнеров с современной едой для того, чтобы её впоследствии смогли изучить будущие поколения.
В 1980 году была извлечена ещё одна банка щей
Через несколько дней в Москве, на глазах у бесчисленных продовольственных учреждений и институтов, государственных СМИ и Шпаро, первая банка щей была открыта с драматическим эффектом при помощи личного ножа Толля. Несмотря на то, что мясо быстро потемнело под воздействием воздуха, присутствующие попробовали щи чайными ложками. Церемониймейстер счёл вкус «приятным и характерным для щей с гречкой». Мясо, капуста и гречка – все три основных русских продукта одновременно, как пошутил он.
Мемориальная табличка, оставленная на месте тайника в 1980 году в память как о Толле, так и о нахождении его запасов
Вдохновлённые обнаружением продовольственных запасов Толле, эксперименты по хранению продуктов питания в вечной мерзлоте продолжались на полуострове Таймыр в течение следующих 45 лет. По словам руководителя Всероссийского научно-исследовательского института пищевой биотехнологии Владимира Леденева, смысл исследований не в том, чтобы наблюдать, что остаётся неизменным при длительном хранении в условиях вечной мерзлоты, а в том, чтобы понять, какие изменения происходят. И результаты оказались удивительными. Длительное замораживание приводит к тому, что на листьях чёрного и зелёного чая образуются крошечные трещины, улучшающие его вкус. Со временем замороженная водка становится «мягче», горечь уходит. Огромное количество продуктов питания, а также семян и топливных ингредиентов было подвергнуто долгосрочным исследованиям в вечной мерзлоте, при этом исследователи исчерпывающе документировали изменения в химических и физических свойствах и качестве.
Зерно, хранящееся под вечной мерзлотой, оставалось плодородным в течение многих лет
Но дело не только в аромате. Всё чаще российские военные строят базы за Полярным кругом. Из-за того, что доставка по воздуху и суше часто осложняется погодой, вечная мерзлота может быть спасением. «Если мы будем хранить пищу в природных "морозильных камерах", люди смогут оставаться там в течение любого периода времени, и они не будут голодать», – говорит Сергей Уланин, директор Научно-исследовательского института проблем хранения, который планирует, по крайней мере, сделать ещё одно хранилище в условиях вечной мерзлоты, помимо Таймыра. А поскольку 65 процентов территории России в настоящее время покрыты вечной мерзлотой, метод также имеет потенциал как недорогая система хранения на случай чрезвычайных ситуаций для всей страны.
Вдохновлённые тайником Толля, современные исследования продуктов питания продолжаются
Ирония заключается в том, что такие практические и конкретные решения проистекают из несбывшейся мечты. В мае 1974 года Шпаро стоял на том же самом месте на Новосибирских островах, где Толль думал, что он заметил Землю Санникова в 1886 году. К 1970-м годам было выдвинуто три гипотезы относительно того, что мог видеть Толль. Это мог быть осколок ледника, размытая земля или даже мираж. Но для Шпаро, который долгое время считал Толля героем и вскоре присоединится ко второй экспедиции, связанной с продовольствием, это место и этот момент были полны значения. Здесь началась одержимость, которая привела к смерти великого учёного. Но то, что осталось после Толля, приведёт к небывалым открытиям, что стало возможным только после его исчезновения.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта atlasobscura.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: