Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
Творческими гениями рождаются или становятся? (Часть 2)
Познавательное

Творческими гениями рождаются или становятся? (Часть 2)

Админчег Muz4in.Net Тэги




В предыдущей части мы обсуждали историю дебатов «Природа против воспитания». С одной стороны, природная теория твёрдо верит в то, что гениями рождаются, а гениальность можно наследовать через генетику. С другой стороны, воспитательная теория утверждает, что гениальность обретают путём сознательной практики и упорного труда.

Был сделан вывод, что ни одна из теорий не предоставляет убедительных доказательств, а значит, не может считаться победителем в дебатах. Это оставляет нам две возможности: гениями одновременно рождаются и становятся или гениями не рождаются и не становятся.

Если гений гениями не рождаются и не становятся, то какой недостающий элемент стоит за происхождением гениальности? Давайте начнём с изучения самых творческих мест в истории человечества.

Кластеры гениев

В то время как идеи Гальтона о гениальности быстро распространились по всему миру, антрополог по имени Альфред Кребер начал решительно выступать против них. В отличие от оппонентов Гальтона в лагере «гениями становятся благодаря тяжёлому труду», Кребер утверждал, что отдельные гении являются побочным продуктом культуры, то есть верований, норм и обычай группы индивидов.

В своей книге «Конфигурации роста культуры» Кребер использует данные Гальтона о гениях в истории, но вместо того чтобы располагать их в алфавитном порядке по фамилиям, как это делал Гальтон, Кребер решил выстроить их в хронологическом порядке по годам рождения.

Результат был потрясающим: Кребер обнаружил, что гении появляются в группах (кластерах гениев) в одно и то же время и в одном и том же месте на протяжении всей истории.

Одним из классических примеров кластера гениев является небольшой город Афины (450 год до нашей эры), который произвёл на свет таких выдающихся деятелей, как Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ и Софокл, и всё же продержался на своём пике всего двадцать четыре года!

Почти 2000 лет спустя новый кластер гениев появился в другом небольшом городе полуострова под названием Флоренция (Италия). В эпоху Возрождения Флоренция произвела значительную часть величайших художников, архитекторов и учёных в истории, включая Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Донателло, Боттичелли, Росселли и многих других.

Если гениальность – это просто побочный продукт генов и тяжёлой работы, то почему мы не видим сегодня подобных кластеров гениев в Афинах и Флоренции? Их гениальная генетика ослабла или они стали ленивыми со временем? И почему мы можем наблюдать, как кластеры гениев появляются в новых местах в разные моменты истории?

Кребер предположил, что кластеры гениев возникают или исчезают в зависимости от того, насколько процветает та или иная культура (или сколько у неё «культурных конфигураций»). Чем больше процветает культура в том или ином месте, тем больше вероятность появления гениев.

В книге «География гениальности» исследователь Эрик Вайнер отправляется в путешествие, чтобы проверить теорию Кребера, изучив самые творческие места в истории, где возникали кластеры гениев. К ним относятся древние Афины, ренессансная Флоренция, старый Ханчжоу, эдвардианский Эдинбург, бенгальская ренессансная Калькутта, Вена 18-го и 19-го веков и современная Кремниевая долина.

Вайнер развеивает миф о том, что красота, богатство или комфорт места влияют на его творчество. В случае с древними Афинами, они не имели особых преимуществ перед другими древнегреческими городами-государствами, такими как Коринф, который был богаче, или Сиракузы, которые были больше. Кроме того, древние Афины были грязным и узко построенным городом с домами, построенными из дерева и высушенной на солнце глины. Это было далеко от рая. Более того, древние афиняне не были самыми трудолюбивыми людьми, поскольку они часто предавались вину, разврату и пирушкам и тратили много времени на праздные разговоры.

Так почему же творчество процветало в древних Афинах больше, чем где-либо ещё в истории человечества?

Социальная сеть гениев

В 1970-х годах Дин Симонтон, ведущий мировой эксперт по гениальности и креативности, провёл обширный статистический анализ более 5000 творческих гениев в истории человечества, чтобы выявить взаимосвязь между гениями разных поколений.

Согласно распространённому в то время мнению, гении появлялись из ниоткуда. Но результаты исследования Симонтона доказали обратное.

Симонтон обнаружил, что число гениев в том или ином поколении положительно коррелирует с числом гениев в предыдущем поколении. Таким образом, чем больше гениев в предыдущем поколении, тем больше ожидается в следующем. Совсем не случайно, например, что великие философы большой тройки появляются один за другим: Сократ учил Платона, а Платон учил Аристотеля.

Эта передача гениальности из поколения в поколение происходит в пределах социальных сетей. Эмпирический анализ межличностных отношений 2026 учёных и 772 художников показал, что чем более совершенным был индивид, тем шире была его социальная сеть.

Например, социальная сеть сэра Исаака Ньютона включала в себя 24 выдающихся учёных, в том числе соперников, таких как Гук и Лейбниц, единомышленников, таких как Фламстед, и близких друзей, таких как Локк. Не говоря уже об учёных предыдущих поколений, таких как Бэкон и Галилей, которых Ньютон боготворил, и учёных следующего поколения, таких как Эйнштейн, которые восхищались работой Ньютона.

Поэтому неудивительно, что сам Ньютон предполагал, что если бы он родился до золотого века научной революции, то не стал бы одним из самых влиятельных учёных всех времён: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

Как оказалось, гении не появляются случайно из ниоткуда. Они питаются идеями из кластеров гениев предыдущих поколений, реализовывая свой потенциал.

Таким образом, остаётся открытым вопрос: почему эти кластеры гениев возникают в первую очередь? Ответ можно получить, рассмотрев пример древних Афин.

Гениальность – это о месте, а не о человеке

При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что древние Афины обладали тем, чего не было в других местах: культурой, открытой для новых радикальных идей.

В древних Афинах существовала свобода слова и открытые дебаты, где спикеры могли обращаться к тысячам людей одновременно и распространять идеи, какими бы безумными они ни были. Чужеземцам также разрешалось свободно бродить по городу и общаться со своей общиной.

Древние афиняне, отказывавшиеся участвовать в публичном диалоге по различным вопросам, назывались idiotes (идиотами). Как писал Фукидид: «Человек, который не интересовался государственными делами, не был человеком, который занимался своими делами, он был человеком, которому вообще нечего было делать в Афинах».

Древние афиняне также относились к экспертным знаниям с подозрением и вместо этого ценили универсалов с набором навыков в разных областях. Например, афинские воины писали стихи, а поэты также шли в бой.

Древние афиняне практиковали поговорку о том, что «великие художники воруют», ещё до того, как она появилась. Они не испытывали ни стыда, ни вины за то, что крали идеи у чужеземцев и делали их своими собственными. Они позаимствовали литературу у шумеров, математику у вавилонян, медицину у египтян и алфавит у финикийцев. Сегодня мы многим обязаны древней афинской цивилизации, включая демократию, спорт, философию, искусство, литературу, науку, кино и многое другое.

Современный пример силы культуры – Япония. В разные периоды своей истории Япония открывала и закрывала свои ворота для иностранных идей. Например, в период Асука Япония открыла свои ворота для иностранных идей из Китая, но в период Эдо они закрыли свои двери для иностранцев.

Анализ, проведенный Симонтоном, показал, что в период открытости Японии для иностранных идей и иностранцев в стране возник всплеск гениев, наряду с высокими достижениями в различных областях, таких как медицина, литература и живопись. Но в периоды закрытой культуры творчество испытывало застой, и гении внутри Японии исчезали.

Этот анализ хорошо согласуется с теорией Кребера о том, что кластеры гениев исчезают, когда культура становится более закрытой. Это также объясняет, почему золотой век Афин не продлился долго.

Помимо войны со Спартой, древние Афины закрыли свои границы для чужеземцев и внешних идей, построили большие дома и широкие улицы, которые сделали город менее близким, увеличили разрыв в неравенстве доходов и подавили универсалов в пользу экспертов.

В конце концов, высокомерие и тщеславие убили процветающую культуру, благодаря которой древние Афины когда-то считались самым творческим местом в мире.

Недостающий элемент

«Творчество с большей вероятностью процветает там, где новые идеи требуют меньше усилий для восприятия». – Михай Чиксентмихайи

Современное общество влюбилось в романтическую идею об обнаружении и воспитании следующего творческого гения и забыло об истине: одинокий творческий гений – это миф.

Каждый год тысячи организаций по всему миру тратят огромные суммы денег на обучение, призванное развить у сотрудников навыки творческого мышления, однако лишь в Кремниевой долине появляется несоразмерное количество глобальных инноваций. Недостающий элемент, обсуждаемый в этой статье из двух частей – культура.

Культура, открытая для новых радикальных идей, является питательной средой для творчества и гениальности, и наоборот. Поэтому неудивительно, что самые инновационные организации в мире появляются в Кремниевой долине, а наименее инновационные – в наименее открытых местах в мире.

На протяжении всей истории важность культуры в значительной степени игнорировалась, поскольку дискуссия о природе и воспитании отвлекала наше внимание от окружающей среды и направляла его на отдельную личность. Но если бы творческая гениальность сводилась исключительно к отдельной личности, то группы гениев не появлялись бы и не исчезали бы на протяжении всей истории.

Кластеры гениев доказывают: «то, что почитается в стране, будет культивироваться там» (эти слова принадлежат Платону). В наше время мы почитаем технику и науку гораздо больше, чем классическую музыку, поэтому, если бы Моцарт родился сегодня, он, возможно, никогда бы не стал признанным творческим гением. Аналогичным образом, современный технологический гений никогда не был бы признан древними афинянами.

Тропы истории усеяны подсказками, которые помогают разгадать тайну происхождения творческой гениальности, а именно: творчество и гениальность возникают на пересечении личности и места. Они являются побочным продуктом реакции индивида на культуру и ограничения его окружения.

Индивид – это семя, а культура – почва. Независимо от того, насколько совершенным является семя (благодаря тяжёлой работе и/или генетике), оно не сможет вырасти и в полной мере раскрыть свой потенциал без хорошей почвы. Но если почва хорошая, то даже несовершенное семя может вырасти и раскрыться в полной мере.

Если мы действительно заботимся о будущем человечества, то будет лучше, если мы направим свою энергию на развитие открытой культуры в семьях, школах и организациях, вместо того чтобы тратить время на создание совершенной личности.

Есть старая африканская пословица, которая гласит: «Чтобы воспитать одного ребёнка, нужна целая деревня». Эти мудрые слова, переведённые на современный язык, напоминают нам, что для того чтобы вырастить гения, нужна процветающая культура.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта mayooshin.com

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: