Первый порнографический бестселлер в Европе был создан в Ватикане
|
Часть иллюстрации, взятая из книги «Позы Аретино» (конец XVIII века)
Все паломники, которые посещают Ватикан, непременно желают увидеть Станцы Рафаэля. Украшенные знаменитыми фресками Рафаэля, эти помещения в Папском дворце Ватикана не оставят равнодушным ни одного туриста. Они вызывают благоговейный трепет даже у менее благородных и великодушных людей.
Как гласит легенда, в этих выставочных залах Ватикана, апартаментах римских пап, некогда хранилось ныне исчезнувшее произведение искусства, которое можно считать первым порнографическим бестселлером Западного мира. (Примечание: эта история сопровождается откровенными иллюстрациями.)
Крупнейшей из комнат Станцей Рафаэля считается Сала ди Костантино. Сейчас она изображает сцены из жизни Константина, первого римского императора, принявшего христианство. Некоторые искусствоведы считают, что стены комнаты некогда украшали другие, более непристойные картины.
Портрет Тициана, созданный художником Джулио Романо
И хотя зал Сала ди Костантино относится к Станцам Рафаэля, великий итальянский живописец уже умер к тому моменту, когда начались работы над её созданием. Некоторые из произведений искусства, представленных в ней, принадлежат его талантливому ученику, Джулио Романо. Он занимался проектированием дворцов и оформлением апартаментов кардиналов, но приобрёл дурную славу после того, как нарисовал серию из шестнадцати откровенных картин влюблённых, изображённых в различных сексуальных позах.
По словам искусствоведа Линн Лоунер, в 1523 году Джулио Романо приступил к оформлению зала Сала ди Костантино в Ватикане. Когда Климент VII отказался платить ему за своевременно выполненную работу, Романо разгневался и нарисовал на стенах комнаты шестнадцать различных сексуальных поз.
Репродукция «Сатир и нимфа», на которой представлена одна из шестнадцати поз
Это не так безумно, как звучит. В XVI веке секс, искусство и католическая церковь переплелись настолько же тесно, как и тела влюблённых на картинах Романо. Ходили слухи, что папа римский Лев X хотел сделать Рафаэля кардиналом, однако тот умер от лихорадки после ночи сексуальных излишеств с молодой любовницей. Согласно записям, в домах, принадлежавших церкви или священнослужителям, часто проживали молодые женщины, фамилии которых не были известны. Предположительно это были любовницы церковных чиновников.
Даже эротическое искусство на стенах Ватикана не было беспрецедентным. В 1516 году кардинал Биббиена вошёл в историю церкви после того, как поручил Рафаэлю украсить ванную комнату изображениями купающихся обнажённых нимф, за которыми подглядывают сатиры.
Благочестивые жильцы впоследствии побелили ванную, однако искусство, в конечном счёте, победило религию, и картины Рафаэля были обнаружены и сохранены, хотя и по сей день являются недоступными для широкой общественности. (Некоторые историки полагают, что Романо на самом деле создал шестнадцать эротических поз по велению кардинала Биббиены. Считается, что на этих картинах изображены самые знаменитые куртизанки Рима.)
Портрет кардинала Биббиены, созданный Рафаэлем
Ванная комната кардинала – это личное пространство. Эротические фрески на стенах Сала ди Костантино (неважно, как они были нарисованы: по заказу или назло) скрывались от посторонних глаз. И, возможно, никто никогда не услышал бы о работах Романо, если бы не усилия, приложенные другим художником. Маркантонио Раймонди был талантливым копиистом и гравёром, который приобрёл популярность благодаря копированию и печати творений Рафаэля. Его репутация подпортилась, когда он решил скопировать эротические картины Романо.
«Шестнадцать поз» (название, под которым они стали известны) распространились по всему Риму. В дело пришлось вмешаться церкви, которая ранее просто стояла в стороне. Папа Климент VII посадил Раймонди в тюрьму, однако у копииста были влиятельные друзья, которые вступились за него.
«Вакх и Ариадна»
Среди тех, кто ходатайствовал за освобождение Раймонди, был Пьетро Аретино, поэт, сатирик и совершенно бесстрашный человек. Реакция церкви задела его любопытство. Позднее он писал своему другу: «Я хотел бы увидеть картины, которые заставили Ватикан кричать во всю, что те, кто их создал, должны быть распяты».
Вдохновлённый откровенными гравюрами, Аретино решил сочинить к каждой из них сонет. Впоследствии он объединил изображения Раймонди и свои слова в брошюре, которая приветствовала читателей такими строками:
На того взгляни, кто свои желанья
Повсеместно в жизнь воплощает,
Кого ноша неги не отягощает,
Кто несет свой пыл страсти на закланье!
Не в лицеях это дается знанье,
Каждый сам его себе добывает.
Если плоть твоя наслаждений чает,
Не ленись, в любви приложи старанье!
«Анжелика и Медор»
Повсеместно в жизнь воплощает,
Кого ноша неги не отягощает,
Кто несет свой пыл страсти на закланье!
Не в лицеях это дается знанье,
Каждый сам его себе добывает.
Если плоть твоя наслаждений чает,
Не ленись, в любви приложи старанье!
«Анжелика и Медор»
Брошюра имела много названий: «Позы Аретино», «Шестнадцать поз», «Любовные позы», "De omnibus Veneris Schematibus" (на латинском языке) и так далее. Но как бы она ни называлась, люди любили её. При помощи печатного станка, Романо, Раймонди и Аретино создали первый в истории порнографический бестселлер.
Люди по всей Европе с радостью отдавали деньги за скандальную книжонку, которая была одной из тех редких порнографических произведений, превратившихся из нишевых в популярные. Как и «Пятьдесят оттенков серого» или «Глубокая глотка», «Позы Аретино» стали тем, что в приличном обществе можно было обсуждать лишь в шутку. Некоторые считают, что Шекспир ссылается на «Позы Аретино» в «Зимней сказке», когда речь заходит об исключительном «итальянском мастере, Джулио Романо». По словам Эрика Берковича, автора книги «Секс и наказание: 4000 лет осуждения желаний», в итальянском разговорнике XVI века, предназначавшегося для английских туристов, содержались фразы, которые позволяли им спросить у книготорговцев о «сочинениях Аретино».
Незаконно напечатанные копии «Поз Аретино» оставались популярными на протяжении более ста лет. Сколько их было напечатано, установить невозможно. К сожалению, ни одна из них не сохранилась до наших дней. Церкви и правительства находили и уничтожали брошюры с таким же энтузиазмом, с каким люди их покупали. До нас дошли только сонеты Аретино.
Фрагменты из брошюры «Позы Аретино», обнаруженные в Британском музее
За исключением нескольких аккуратно вырезанных фрагментов (без гениталий), хранящихся в Британском музее, оригинальные картины бесследно исчезли. Если эти непристойные «произведения искусства» действительно создал разъярённый художник, то неудивительно, что они были уничтожены. Но даже если они и были нарисованы по поручению кардинала, то их всё равно настигла та же печальная участь. Церковь, которая побелила работы Рафаэля и «прикрыла» обнажённые тела мужчин, нарисованных Микеланджело в Сикстинской капелле, явно не собиралась бережно хранить изображения людей, занимающихся сексом.
Чтобы отдать дань литературному бестселлеру, на который вдохновил Джулио Романо, возможно, стоит поехать в Ватикан и посетить зал Сала ди Костантино с изображениями сцен из жизни римского императора, принявшего христианство и ставшего примером для большей части Западного мира. Может быть, за ними Вы увидите едва заметные черты совершенно иного вида живописи…
Материал подготовлен специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по материалу сайта atlasobscura.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: