Первая в мире автокатастрофа со смертельным исходом
|
Паровая карета 1860-х годов, похожая на автомобиль. Именно с такой упала Мэри Уорд.
В августе 1869 года Мэри Уорд взяла отпуск, который решила провести в замке своего кузена к западу от Дублина (Ирландия). Уорд была активным натуралистом и астрономом; она упорно трудилась, чтобы найти себе место в мире викторианской науки, где доминировали мужчины. Она также одна воспитывала восьмерых детей. Ей нужно было немного отдохнуть, и когда кто-то из обитателей замка предложил прокатиться на самодельном автомобиле его кузена, Уорд согласилась.
В 1860-х годах автомобили были, по сути, большими игрушками, и когда компания отправилась в тот день кататься по зелёной местности, кто-то вряд ли мог предположить, что всё оберёнтся смертью. Но в то время автомобили были опасными игрушками, и 31 августа 1869 года закончилось тем, что Уорд попала под колёса автомобиля. Эта авария сделала 42-летнего учёного первым человеком в истории, попавшим в автомобильную катастрофу, прервав её жизнь и карьеру.
Уорд начала заниматься наукой довольно рано. Она собирала бабочек в возрасте трёх лет, а в 1835 году, в возрасте 8 лет, она наблюдала за кометой Галлея через небольшой телескоп, о чём она позже объявила гостям на званом ужине. Семья Уорд также совершала поездки к торфяным болотам недалеко от Биллилина, места её рождения. Стены их дома украшали ящики с насекомыми и сухими цветами. В конце концов, отец Уорд, пастор, который поощрял её интерес к науке, подарил ей мощный микроскоп за £48 (примерно $4200 сегодня).
Микроскопы тогда были дорогими и довольно экзотическими инструментами; до того момента Уорд использовала вместо них слабые увеличительные стекла. Микроскоп открыл ей целый новый мир, и она с энтузиазмом принялась изучать мельчайшие детали флоры и фауны, от волосяного покрова летучей мыши и чешуйчатых крыльев мотыльков до глаз сверчка и трески, которых она препарировала самостоятельно.
Исследования с помощью микроскопа легли в основу первой книги Уорд, которую она написала и проиллюстрировала сама. «Эскизы с микроскопом» (позже названные как «Мир чудес, открываемых микроскопом») приняли форму серии писем к её подруге Эмили Филгейт, предлагая тщательный анатомический анализ ошибок и практические советы по использованию инструмента. Книга выдержала восемь изданий, и сочетание доступных научных объяснений и детальных рисунков, по словам одного историка, сделало микроскоп невероятно популярным.
Вторая книга Уорд, «Энтомология спорта», была менее серьёзной. Она была основана на длинном стихотворении, написанном Уорд и её сестрой Джейн в подростковом возрасте, и включала как точные рисунки, так и различные причудливые иллюстрации, такие как изображение жуков, танцующих вокруг цветущего майского дерева.
Уорд также занималась астрономией. В «Телескопических учениях» она использовала свои художественные навыки, чтобы создать потрясающие картины небесных тел, одни из лучших в ту эпоху. Она также опубликовала исследования по кометам и прохождению Венеры и заслужила честь быть одной из трёх женщин, которым разрешили получать ежемесячный бюллетень Королевского астрономического общества (наряду с королевой Викторией и американским астрономом Марией Митчелл).
Стать частью научного сообщества было непросто. Как женщина, Уорд была лишена университетского образования и членства в профессиональных научных обществах – обычных путей к признанию. Даже её первая широко читаемая книга была напечатана сначала в частном порядке, по-видимому, из-за убеждённости в том, что никто не будет публиковать научную книгу, написанную женщиной. Успех Уорд является свидетельством её настойчивости.
Возможно, самое удивительное заключается в том, что Уорд проделала всю эту работу, несмотря на 11 беременностей (включая одного мертворожденного и два выкидыша) за 13 лет брака. Её муж – младший брат виконта – был армейским капитаном, но после ухода со службы он никогда не работал. Уорд в основном должна была заботиться о своих детях одна, так как она не могла позволить себе помощь. А когда наследство её мужа уменьшилось, семья была вынуждена скитаться по обветшалым арендованным домам. Какой бы продуктивной ни была Уорд, наука всегда конкурировала с домашними обязанностями.
Отсутствие времени и денег должно было угнетать ещё больше, учитывая, что один из кузенов Уорд, Уильям Парсонс, третий граф Росс, щедро тратился на собственные исследования. Замок Парсонса в Бирре, примерно в 16 километрах от места рождения Уорд, мог похвастаться самым большим в мире телескопом во второй половине 19-го века. Прозванный «Левиафаном Бирра», он имел длину 15 метров, а его двухметровое зеркало весило четыре тонны. (Жюль Верн упоминал о нём в своём романе «От Земли до Луны».) Парсонс также использовал тяжёлую технику промышленной революции: посетители хорошо помнили печи, изрыгающие чёрный дым, когда они приближались к его замку.
К сожалению, эта любовь к технике обрекла на гибель его кузину. В конце 1860-х годов Парсонс построил один из первых в мире автомобилей. Он был паровым и имел три толстых колеса, сделанных из железа, чтобы сражаться с ухабистыми местными дорогами — одно маленькое колесо спереди и два больших сзади.
В августе 1869 года, когда Уорд посещала замок своего кузена, кто-то предложил прокатиться на паровом автомобиле, и она согласилась. Нет никаких записей о том, кто где сидел, но четыре других человека тоже упали. Компания решила прокатиться по зелёной местности Бирра. По словам одного свидетеля, водитель «ехал в лёгком темпе». Он приблизился к поворотному пункту возле церкви Святого Брендана и завернул за угол.
Что произошло дальше, не совсем ясно. Возможно, колесо наскочило на камень или выбоину. Возможно, самодельные автомобили в 1869 году просто не были столь хорошими. Как бы там ни было, переполненную карету тряхнуло во время поворота, и Уорд упала вниз. Через секунду одно из огромных железных колес наехало на неё.
Местный врач прибыл через две минуты, но было уже слишком поздно. Колесо сломало Уорд шею и челюсть, а из ушей текла кровь — признак перелома черепа, как подумал доктор. Её лицо побледнело, а язык подёргивался, когда она дышала. Через минуту после прибытия доктора она была мертва. Согласно семейным преданиям, автомобиль был разобран и, возможно, похоронен во внутреннем дворе замка.
Смерть Уорд была особенно мучительной, учитывая судьбу её семьи. Десять лет спустя старший брат её мужа умер, и тот унаследовал титул виконта вместе со всеми его атрибутами. Внезапно у семьи появились деньги, прекрасное поместье и слуги, которые помогали готовить и ухаживать за детьми. Уорд наконец-то освободился от тяжёлого труда.
Научные достижения Уорд были достаточно впечатляющими. И если бы в тот день всё сложилось по-другому, кто знает, чего бы она добилась ещё. С тех пор десятки миллионов людей погибли в автомобильных авариях по всему миру. Автомобиль стал самым смертельным изобретением всех времён. Но эта первая смерть выделяется не только своей новизной, но и тем, что она преждевременно погасила одну из редких женских звёзд викторианской науки.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта theatlantic.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: