Омерзительные развлечения в парижском морге
|
За зеркальной витриной, обрамлённой величественными дорическими колоннами, покоятся три тела. Если не считать кожаных набедренных повязок, они полностью голые. Из трубы над каждой койкой струйка холодной воды стекает по их лицам. Их глаза закрыты. Они несут на себе следы смерти: одно раздулось от утопления, другое получило порезы в результате несчастного случая на производстве, третье зарезали. У витрины собирается толпа людей, чтобы поглазеть на трупы. Это парижский морг, 1850-й год.
Теоретически цель таких «выставок» заключалась в том, чтобы с помощью общественности установить личности умерших. Но на рубеже веков морг приобрёл репутацию жуткого публичного зрелища, которое ежедневно собирало огромные толпы людей. Морг даже значился в туристических путеводителях как одна из главных достопримечательностей города: Le Musée de la Mort. Толпы, собравшиеся в морге, привлекали торговцев закусками и уличных артистов, создавая едва ли не праздничную атмосферу.
Парижский морг был продуктом своего времени. С наступлением индустриализации всё больше и больше людей из деревни перебирались в город, чтобы работать на заводах. Вместе с тем, несчастные случаи — взрывы механизмов, аварии поездов, удушье угольным дымом — становились всё более и более распространёнными. Промышленные рабочие, ставшие жертвами этих несчастных случаев, чаще всего умирали вдали от дома и людей, которые их знали. Именно они превращались в безымянные тела за зеркальной витриной морга.
Огромные витрины с выставленными на всеобщее обозрение трупами придавали моргу неприятное сходство с универмагом. Французский драматург Леон Гозлан писал: «Вы идёте туда, чтобы увидеть утопленников, словно это писк последней моды». И в самом деле, одежда покойных висела над телами, словно в витрине магазина. Как заметил Эмиль Золя: «Морг – это зрелище, которое доступно каждому кошельку: и бедные, и богатые могут получить к нему доступ бесплатно. Дверь открыта, зайти могут все желающие».
Когда тела убирали, штору на витрине задёргивали, после её снова открывали, чтобы продемонстрировать новый набор трупов. Писатель и фотограф Максим Дю Камп писал, что «дети, которые ходят туда, как на театральные представления, называют выставленные трупы артистами. Если выставочный зал пуст, они говорят, что театр временно закрыт».
Морг служил визуальным сопровождением для популярной прессы, которая сообщала о зловещих подробностях последних преступлений в городе. Это удовлетворяло желание увидеть ужас во плоти. Можно было прочитать об убийстве в газете, а потом отправиться в морг, чтобы осмотреть тело жертвы. Истории о преступлениях и скандалах пользовались огромной популярностью. В ту же эпоху парижский Музей восковых фигур Гревен славился тем, что воссоздавал сцены недавних убийств. Цель музея состояла в том, чтобы «создать... живую газету». Если Музей восковых фигур Гревен был имитацией «живой газеты», то морг был реальной «мёртвой газетой».
Что чувствовали люди, которые собирались перед зеркальной витриной, чтобы поглазеть на безымянные трупы? Нам их любопытство кажется омерзительным. Но газеты совершенно иначе представляли публику. По их словам, те, кто стекался в морг, были не случайными зеваками, а обеспокоенными людьми, которые были преисполнены сочувствия и желания помочь. Пребывание толпы в морге рассматривалась как выражение солидарности, порождённой трагедией.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта daily.jstor.org
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: