Необычные музыкальные техники (часть 2)
|
Олег "Solid" Булыгин продолжает нас просвещать на тему необычных музыкальных техник.
Для тех кто не читал первую - ВОТ ссылка
Хоректээр
Техника пения хоректээр достаточно удивительна: исполнитель может извлекать несколько нот одновременно. Такие певцы, в основном проживающие в Тыве, используют вокальную технику, являющуюся подтипом горлового пения, которое известно во всем мире. Горловое пение, скорее всего, возникло в Монголии в горных регионах. Изначально исполнителями были исключительно мужчины, но все больше и больше женщин постигает это искусство.
Когда вы слушаете горловое пение впервые – это захватывает, оно не похоже на все то, что вы слышали ранее. Исполнитель начинает пение с глубокого низкого гортанного гудящего звука и потом разбивает его на составные тона так, что их можно услышать раздельно. Это чрезвычайно трудная для освоения техника, которая включает в себя особую технику дыхания, которая позволяет голосу звучать непрерывно, а также умение полностью контролировать различные части своего горла и рта (губы, язык, челюсти, нёбо, гортань) для того, чтобы создавать эффект эхо-камеры в своих голосовых складках. Именно так эти певцы создают отчетливый многогранный и поистине уникальный звук.
Причитания
Знакомы со скорбным и тревожным звуком, который издают банши? Подобная техника в музыке называется «причитанием», и обычно она ассоциируется с Ирландией, хотя она существовала во множестве форм в разных культурах.
«Причитать» - издавать громкий и долгий горестный плач. Хотя сейчас подобного в Ирландии не услышишь (традиция почти умерла еще в начале 1900-х годов), это было нормальной практикой на похоронах, когда «причитала» одна или сразу несколько женщин.
Когда-то «причитающие» пели на поминках и на похоронах для того, чтобы сплотить свою общину перед лицом скорби и беды. Они помогали общине справиться со смертью и, в отличие от просто оплакивающих, брали на себя духовные функции, включая проводы умершего в загробный мир.
Такая практика существует еще с Колен Израилевых (племена, образовавшие израильский народ), которые передали эти традиции Восточным цивилизациям, а затем грекам и римлянам. На ирландском языке название данной техники образовывалось от слова «cine», что очень похоже на слово «cina» на иврите, которое обозначает «рыдание и плач с хлопаньем в ладоши».
Ханнес Кутзее и его ложечная гитара
Ханнес Кутзее живет в маленьком городке ЮАР под названием Herbertsdale. Он зарабатывает на жизнь тем, что собирает экстракт алоэ из пустынных растений. Однако, всему миру он известен благодаря его уникальному стилю игры на гитаре – он называет себя «ложечный слайд-гитарист». Он держит ложку в зубах и использует ее при игре вместо слайда, извлекая особые звонкие звуки из своей гитары. Эта техника называется «optel an knyp», что означает «цепляй и щипай», и, насколько известно, эту технику придумал лично Кутзее.
Кутзее получил более широкую известность после выхода документального фильма «Karoo Kitaar Blues» в 2003 году. Фильм повествует о попытке южноафриканского певца Дэвида Крамера организовать концерт с участием всех лучших неизвестных музыкантов из ЮАР.
Циркулярное дыхание
Циркулярное дыхание – это очень сложная дыхательная техника, которая позволяет держать музыкальную ноту (или последовательность нот) очень долгое время. На первый взгляд, все не так уж и сложно, певец дышит почти нормально, но оставляет у себя небольшой запас воздуха за щеками, и если воздух в легких закончится, есть возможность продолжать дышать через нос, а запас за щеками использовать для игры на инструменте. Технику не сложно понять, но чтобы ее освоить требуется много практики. На некоторых инструментах, самый малоизвестный из которых возможно, диджериду, возможно играть только с помощью этой техники. Происхождение циркулярного дыхания неизвестно, но вероятно, австралийские аборигены изобрели эту технику специально для игры на диджериду.
Многие музыканты прославились частично благодаря тому, что владеют техникой циркулярного дыхания: мексиканский трубач Рафаэль Мендез, британский саксофонист Энди Шепард, американский бэнд-лидер Ирвин Мейфилд, а Кенни Джи смог установить мировой рекорд, используя этот навык. В 1997 году он исполнял мелодию в тональности ми-бемоль мажор на своем сопрано-саксофоне на протяжении 45 минут 47 секунд, удерживая ноту благодаря технике циркулярного дыхания.
Говорящие гитары
Самый известный музыкант в этой технике – Питер Фрэмптон, который пел в свой «говорящий ящик» (анг. Talk Box) в хитовых синглах «Do You Feel Like We Do» и «Show Me The Way». «Говорящий ящик» – это приспособление, которое позволяет певцу «подсоединить» свой голос к музыкальному инструменту. У Фрэмптона была собственная линейка «говорящих ящиков» и своим успехом он во многом обязан своему характерному голосу, звучащему из его электрогитары.
Фрэмптон, однако, вряд ли был первым музыкантом, который экспериментировал с говорящими гитарами. Алвино Рей, американский музыкант эпохи свинга, которому приписывают изобретение педальной слайд-гитары, впервые использовал угольный ларингофон, который менял тональность его электрогитары. Рей закреплял ларингофон на горле своей сестры, которая что-то говорила, и так возникло то, что Рей назвал «поющей гитарой». Во многих песнях Рея учувствует кукла-гитарист по имени Стринги, которая выступает в роли певца, озвученного гитарой.
В 1964 году музыкальный новатор Пит Дрейк выпустил альбом «Forever», одноименный сингл в котором стал большим хитом. Стиль «поющей гитары» был возрожден, и песня заняла 22 место в чартах журнала «Billboard». Мастерство Дрейка, и по части «говорящей гитары», и по части обычной, привело к тому, что он был приглашен на участие в записи многих хитов 1960-х, включая «Lay Lady Lay» и «Stand By Your Man».
Чанкинг
Чанкинг – это техника игры на гитаре, которая используется в таких жанрах как панк, регги, ритм-н-блюз и других. Она заключается в том, что исполнитель прижимает струны к грифу гитары и одновременно играет на ней. Название техники произошло от слияния двух слов «choke» (душить) и «yank» (дергать). В результате получается скрипучий повторяющийся звук, который был прославлен Джеймсом Брауном и его гитаристом Джимми Ноленом. Отчетливо услышать его можно в их хите 1965 года «Papa’s Got a Brand New Bag».
Чанкинг очень близок к «куриному царапанью» – похожей технике, которая отличается тем, что исполнитель очень легко и быстро перебирает струны рукой на ладах. Чтобы издать царапающий звук гитарист слегка прижимает струны и быстро отпускает, в то время как другая рука очень быстро перебирает струны около бриджа гитары.
Copyright Muz4in.Net © - Олег "Solid" Булыгин
Интересно, можно ли звуки превратить в картину? Есть ли такие люди, которые преобразуют музыку в картины? Если есть, то они используют только профессиональную технику, например, Epson Stylus Photo TX659. Лучше проверенное качество, чем привлекательный ценник с неизвестным будущем...
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: