Монополия была изобретена для того, чтобы продемонстрировать зло капитализма
|
«Покупайте землю – ведь её уже больше никто не производит», – сказал однажды Марк Твен. Это изречение, несомненно, сослужит вам хорошую службу во время игры в «Монополию», которая стала самой популярной настольной игрой. Вот уже на протяжении многих лет она учит детей покупать недвижимость, вкладывать деньги в отели и требовать от других игроков заоблачную арендную плату за привилегию случайно оказаться на их собственности.
Малоизвестная изобретательница «Монополии», Элизабет Мэги, добровольно согласилась бы отправиться прямиком в тюрьму, если бы она узнала, насколько влиятельной оказалась современная переделанная версия её игры. Почему? Да потому, что она призывает игроков прославлять ценности, абсолютно противоречащие цели, с которой изначально создавалась игра.
Элизабет Мэги родилась в 1866 году. Она открыто выступала против общественных и политических норм того времени. Мэги гордилась тем, что в свои сорок с лишним лет была незамужней, независимой женщиной, и сделала это рекламным трюком. В одной из газет она опубликовала объявление, в котором выставила себя на продажу как «молодую американскую рабыню». По её словам, она хотела шокировать читателей и подчеркнуть подчинённое положение женщин в обществе. «Мы не бездушные машины, – заявила она. – У нас есть разум, желания, надежды и мечты».
Помимо противостояния гендерной политике, Мэги решила взяться за капиталистическую систему собственности – на этот раз не посредством рекламного трюка, а при помощи настольной игры. Вдохновение пришло к Мэги после прочтения книги, которую ей подарил отец, Джеймс Мэги, антимонопольный политик. Из классического труда «Прогресс и бедность», написанного Генри Джорджем в 1879 году, она узнала о том, что «равное право всех людей на пользование землей столь же ясно, как их равное право дышать воздухом, – это есть право, устанавливаемое самым фактом их существования».
Путешествуя по Америке в 1870-х годах, Джордж столкнулся с ужасной нищетой на фоне растущего богатства. Он считал, что во многом это было обусловлено неравными правами на земельную собственность, которая связывала две силы – бедность и прогресс – вместе. Однако он не стал призывать сограждан покупать землю, как это делал Твен; вместо этого, он предложил государству облагать землю налогами. На каком основании? По его мнению, ценность земли зависела не от того, что было построено на участке, а от природных даров (вода, минералы, лежащие под поверхностью, и прочее) или совместно созданного окружения (близлежащие автомобильные и железные дороги, процветающая экономика, безопасные районы, хорошие местные школы и больницы). Джордж также утверждал, что налоговые поступления должны инвестироваться от имени всех.
Решив доказать справедливость предложения Джорджа, Мэги изобрела и запатентовала в 1904 году игру под названием «Землевладелец». Она представляла собой доску, на которую были нанесены улицы и различные объекты для продажи. Ключевая особенность игры состояла в том, что она включала два набора правил.
Согласно набору правил «Процветание», каждый игрок получал прибыль всякий раз, когда кто-то приобретал новую собственность (это отражало политику налогообложения земли, предложенную Джорджем). В игре побеждали (все!), когда игрок, который начинал с наименьшим количеством денег, удваивал своё состояние. Согласно набору правил «Монополист», игроки получали прибыль, приобретая собственность и собирая арендную плату с тех, кому не повезло «приземлиться» на ней. Игрок, которому удавалось обанкротить остальных, становился единственным победителем (звучит знакомо, не так ли?).
Мэги хотела, чтобы игроки испытали «практическую демонстрацию нынешней системы захвата земель со всеми вытекающими последствиями» и осознали, что разные подходы к владению собственностью приводят к совершенно различным социальным результатам. «Её вполне можно назвать “Игрой жизни”, – отмечала Мэги, – поскольку она содержит все элементы успеха и неудачи, с которыми можно столкнуться в реальном мире. И цель в ней такая же, как и та, к которой стремится человеческая раса в целом, то есть накопление богатства».
Игра быстро стала популярной среди интеллектуалов левого толка, студентов колледжей, включая Уортонскую школу бизнеса, Гарвардский и Колумбийский университеты, и квакерских общин (некоторые из них изменили правила и названия улиц). Среди тех, кто модифицировал «Землевладельца» Мэги, был безработный мужчина по имени Чарльз Дэрроу. Впоследствии он продал права на свою версию компании "Parker Brothers".
Как только правда о том, кому на самом деле принадлежали права на игру, всплыла на поверхность, "Parker Brothers" выкупила патент Мэги и начала выпускать игру под названием «Монополия» и только с одним набором правил: теми, согласно которым победитель может быть только один, и ему достаётся всё. Хуже того, компания утверждала, что изобретателем игры был Дэрроу, который сказал, что придумал её в 1930-х годах, продал "Parker Brothers" и стал миллионером. Это была фабрикация в стиле «из грязи в князи», которая, по иронии судьбы, ярко иллюстрировала скрытые ценности «Монополии»: погоню за богатством и уничтожение оппонентов ради того, чтобы оказаться на вершине.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье с сайта aeon.co - перевела Rosemarina
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: