Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
Хрупкий баланс человеческого мышления
Познавательное

Хрупкий баланс человеческого мышления

Админчег Muz4in.Net Тэги


Саморефлексия полезна, однако она легко может превратиться в размышления и беспокойство.



Пишет More To That

Если бы человек, которого вы любите, описал вас как того, кто «много думает», как бы вы себя чувствовали? Вы бы интерпретировали это заявление как комплимент? Вы бы гордились тем, что вас определили как мыслителя?

Или вы чувствовали бы себя немного оскорблённым? Стали бы вы беспокоиться о том, что склонны к чрезмерному анализированию вещей вместо того, чтобы действовать по умолчанию?

Наше отношение к тому, что нас называют людьми, которые «много думают», отражает наши постоянные отношения с мышлением.

Например, когда я рос, я часто задавался вопросом, почему всё так, как есть. Но когда я делился своими случайными мыслями с мамой, она говорила, что слишком много думать – непродуктивное использование моего времени.

На самом деле она продолжает говорить мне это по сей день.

Моя мама считает, что частое мышление не приводит ни к чему плодотворному. По её мнению, слишком большое количество вопросов мешает принимать меры и достигать результатов. Я, в свою очередь, нахожу много радости в процессе мышления. На самом деле всё, что я публикую – это продукт моих размышлений о том, как работают знания, почему мы увлечены путешествиями и переосмыслением смерти.

Согласны ли вы с моей мамой или со мной, последствия человеческого мышления неизбежны. Фактически, почти всё, что вы испытываете, является продуктом мысли. Смартфон или ноутбук, который вы используете для чтения данной статьи – это результат тысяч умов, совместно думающих о том, что нужно, чтобы извлечь сырьё из земли, собрать всё в единую форму, которую вы видите сейчас, наполнить её свойствами вычислительной мощности и умело продать полученное устройство вам в обмен на ваши с трудом заработанные деньги. Деньги сами по себе являются ещё одним продуктом коллективизированного человеческого мышления, а язык (ещё один продукт) используется в качестве инструмента для облегчения их создания и распространения в качестве средства сбережения.

Почти всё, с чем мы сталкиваемся каждый день, когда-то было всего лишь мыслью. Это также верно в отношении всех неосязаемых сил, которые управляют и формируют наше мировоззрение — идеологий и систем, таких как закон, религия, наука, искусство, философия, права человека и история. Мысль — это незаменимое топливо нашего существования, приводящее в действие все механизмы и компоненты, необходимые человечеству для выживания.

Итак, если мысль — это великая вещь, ответственная за эволюционный костяк нашего вида, почему моя мама постоянно предупреждает меня о вреде чрезмерного мышления? Вместо того чтобы ссылаться на использование мышления, она выражает свои убеждения относительно его врождённого характера. На базовом уровне текстура частых мыслей может быть гладкой, что обеспечивает устойчивый, текучий поток оценки. Или она может быть грубой, вызывая сильные волны, которые возникают и разбиваются в океане вашего ума. Моя мама склонна ассоциировать длительное мышление с последней, рассматривая его как источник бессмысленного беспокойства и страха.

Между тем, мне нравится рассматривать длительные периоды мышления как единственный доступный путь исследований и созерцания.

Эти две перспективы можно представить себе как конечные точки качелей, представляющие наше качество мышления – с пустыми размышлениями с одной стороны и осмыслением с другой.

Хотя мысленные качели обладают двумя выдающимися сторонами, истина заключается в том, что мы редко сидим на одной из конечных точек. Хотя мне хотелось бы думать, что длительное мышление – надёжный путь к глубокому пониманию, я легко могу оказаться на пути мысли, которая ведёт к тревоге и страху. На самом деле я оказываюсь в таких ситуациях так часто, что иногда это заставляет меня задуматься, стоит ли глубоко думать о том, что представляет собой потенциальные затраты. Я могу начать изучать свою жизнь вдумчивым образом, только чтобы в конечном итоге оказаться втянутым в беспокойства и пустые размышления о тех самых вещах, которые я изучаю.

Реальность такова, что качели больше похожи на спектр, и в любой момент мы можем находиться где угодно между конечными точками. Мысли роятся и атакуют нас каждое мгновение дня. Большую часть времени мы находимся в их власти, будучи ведомыми их содержанием.

Мысли настолько сильны, потому что каждая из них предлагает глубоко убедительную интерпретацию нашей реальности. Они обладают уникальной способностью придавать значение тому или иному событию, поскольку само событие, по сути, не связано с вызванной эмоцией. Например, если нас увольняют с работы, увольнение само по себе является просто объективным событием без присущего эмоционального характера — только возникающий в результате набор мыслей, интерпретирующих увольнение, вызывает страх и беспокойство. Как сказал философ-стоик Эпиктет: «Людей беспокоят не сами события, а их суждения о них».

Мы, люди, научились отождествлять своё существование с тем, что мы думаем о нём. Нам нравится верить, что мы сознательные авторы своих мыслей — что наши намерения и указания исходят из структурированного, упорядоченного места, где царит сила воли. Тем не менее, если мы на мгновение замолкаем, мы замечаем, что природа мышления совсем не такая. Многие из нас постоянно погружаются в немедленные, безжалостные размышления о вещах, которые мы должны сделать позже, вещи, которые мы предпочли бы не делать, вещи, которые мы сказали ранее в тот день, вещах, о которых мы сожалеем, вещах, которые мы сделали в прошлом, вещах, которые мы планируем осуществить в будущем... Поток бесконечен. Эта минута тишины может показаться часом непрерывной болтовни, когда каждая мысль требует внимания.

Такова истинная природа неконтролируемого мышления – случайные, незваные, спорадические проявления в сознании. И когда мы позволяем очарованию этих случайных проявлений диктовать направление нашей жизни, это заставляет нас переходить на импульсивную сторону качелей мышления.

Не осознавая, что каждый момент затягивает нас в этот поток, мы подчиняемся капризам своих импульсов, слепо поддаваясь каждой волне, которая ударяет по нейронам нашего обезьяньего разума. Если мы не сделаем паузу и не посмотрим на структуру этих волн, как можно ожидать, что мы будем кататься на них без неудач? Если мы не тратим время на изучение содержания наших мыслей, как мы можем перемещаться по океану наших умов в надежде благополучно прибыть на берег?

Чтобы правильно ориентироваться в этих волнах, нам требуется осмысление, или то, что мне нравится называть «правильной стороной мышления».

В этот момент некоторые из вас могут спросить: «Быть на правильной стороне мышления – это здорово, но действительно ли так важно тратить своё время на осмысление? В конце концов, оно не материализует пищу и, чёрт возьми, не заставляет мою задницу работать. Так в чём же суть?»

Это справедливый вопрос, и хороший ответ на него приходит из книги профессора философии Саймона Блэкберна «Думай»: «Осмысление имеет значение, потому что оно перемежается с практикой. Ваш подход к тому, что вы делаете, влияет на то, как вы это делаете или делаете ли вы это вообще. Это может направлять ваши исследования, определять ваше отношение к людям, которые делают вещи по-другому, или даже всю вашу жизнь».

То, что вы думаете о мире, оказывает сущетсвенное влияние на действия, которые вы в нём совершаете. Если вы считаете, что люди, как правило, открыты к сотрудничеству и добродушны, это хорошо скажется на том, как вы с ними будете взаимодействовать. С другой стороны, если вы считаете, что люди по своей природе ненадёжны и эгоистичны, это повлияет на ваш подход к отношениям и работе. Структура мышления является предпосылкой для любой формы действия, и она может быть создана при помощи идей, которые вы приняли. Идеи – это программное обеспечение, которое работает на оборудовании нашего разума, а осмысление – единственный инструмент, который мы должны надёжно поддерживать и обновлять.



К сожалению, наш мозг не развился как надёжный источник рациональности, поэтому идеи, занимающие его, могут быть ошибочными. Мы восприимчивы ко всякого рода психическим явлениям, которые склоняют наши мысли к негативу и ошибочно связывают преобладание информации с её достоверностью. Когда все эти силы работают против нас, неудивительно, что каждая из наших мыслей, если её не остановить, имеет тенденцию одеваться в «эмоциональный плащ», увлекая нас вниз к стороне качелей с пустыми размышлениями.

Осмысление может означать многое, но, по сути, я думаю, всё сводится к нашей способности снимать эти эмоциональные заряды с наших мыслей. Что будет, если, вместо того чтобы позволять эмоциональному багажу каждой мысли диктовать каждое наше действие, мы отбросим эту энергию и будем наблюдать за самой мыслью без какого-либо суждения? Одно из упражнений, которые мне нравится делать, когда я сижу в тишине – это представлять поле моего сознания, как если бы оно было чёрно-зелёной сеткой перспективы.

Поскольку я в какой-то степени нормальный человек, через несколько мгновений мысли начнут атаковать меня. Мысль о приближающемся событии в моём списке дел создаёт ощущение срочности. Мысль о какой-то глупости, которую я сказал ранее, вызывает чувство сожаления. Вместо того чтобы оказаться поглощённым ими, я стараюсь рассматривать каждую из этих мыслей как простые точки на радаре моего сознания, которые появляются и неизбежно исчезают.

Одна вещь, которую я замечал снова и снова, выполняя это упражнение, заключается в том, что каждая из моих мыслей имеет определенную текстуру. Колючая сосновая шишка вызывает дискомфорт, когда вы прижимаете её к руке. Аналогичным образом, мои сердитые мысли обладают той же грубой, шероховатой текстурой, провоцирующей дискомфортные ощущения.

Мои беспокойные мысли, кажется, обладают текстурой турбулентного водоворота с острым, болезненным эпицентром, окружённым медленной, притуплённой рябью дискомфорта.

Мои комфортные мысли, с другой стороны, кажутся светящимися тёплыми шарами, которые естественным образом притягивают меня.

Даже гул моей скуки имеет оттенок.

Наблюдение за уникальной структурой каждой мысли помогает мне идентифицировать её и рассматривать объективно, не реагируя. Мысль именно там, где она должна быть, и нет необходимости её интерпретировать. Это похоже на разницу между тем, чтобы увидеть ошибку в вашем доме и увидеть ошибку в природе. В первой ситуации это может напугать вас, потому что ваш дом – это не место, где вы ожидаете появления ошибки. В природе, однако, внешний вид жука полностью соответствует его присущему окружению, поэтому вы не найдёте причин реагировать на его присутствие. Наблюдение за текстурой каждой мысли в моём сознании похоже на наблюдение за насекомым, порхающим в своей естественной среде — нет необходимости реагировать на что-либо.

Когда я могу объективно идентифицировать негативную эмоцию, такую как гнев, по её структуре, становится намного легче отбросить её, когда она возникает. Это то, в чём я терпел неудачу снова и снова, из-за моего предыдущего статуса маньяка дорожной ярости.

На самом деле однажды я решил проследовать за случайным парнем несколько километров, потому что он показал мне средний палец на знаке «Стоп». Я сигналил ему на каждом шагу, кипя от злости, и при каждой возможности пытался напугать его. В конце концов, парень испугался и уехал, а я почувствовал странное ощущение, как тогда, в детстве, когда чего-то добивался... Но потом я вспомнил, что моя тогдашняя девушка (теперь жена) сидела на пассажирском сиденье, пребывая в ужасе от психического состояния того человека, с которым она согласилась пойти на свидание.

Это пример неспособности уловить мысль, прежде чем среагировать на неё. Если бы я воспользовался тем кратким моментом, чтобы рассмотреть злую мысль как грубый шаблон хаотизированной энергии, мне показалось бы нелепым действовать в соответствии с ней. Когда я могу избавиться от физиологии этих отрицательных эмоций, я обнаруживаю, что они перестают иметь надо мной власть. Убрав эмоциональную оболочку мысли, я оставляю только содержание события.

Именно тогда я просыпаюсь от пьяного оцепенения, в которое меня изначально ввели меня сильные эмоции. С этой точки зрения само событие может быть представлено в совершенно ином свете. Что, если тот парень показал мне палец потому, что он только что потерял работу, у него есть семья, которую нужно кормить, и он так напряжён, что сделал то, чего не хотел делать? Что, если он везёт члена семьи в отделение неотложной помощи и волнуется, потому что я преграждаю ему путь? Что, если я действительно стою у него на пути?

Удаление суждения из моих мыслей также помогает отвлечься от себя. Поскольку я воспринимаю мир только через одну единственную линзу (свою собственную), естественно, что центром каждой истории являюсь я. Однако реальность такова, что в подавляющем числе ситуаций я не в центре дерьма. Я просто ещё один сознательный мешок с водой, кровью и мясом, который сосуществует с миллиардами других сознательных мешков с водой, кровью и мясом и старается изо всех сил быть на правильной стороне качелей мышления.

И насколько я знаю, самый надёжный способ быть на правильной стороне – это осознавать каждый момент. Когда я нахожусь в беспокойном, задумчивом состоянии, могу ли я уловить тот факт, что в действительности я нахожусь не на той стороне, изучить объективную природу этой мысли и отбросить её как ненужную? А ещё лучше, как скоро я смогу сдвинуть свою задницу в нужную сторону?

Постигать природу мыслей становится легче с последовательной практикой. Точно так же наши мышцы не растут без физических упражнений, наш ум не будет хорошим без соответствующей умственной подготовки. Созерцательные практики, такие как медитация и молитва, помогают, но большая часть из них начинается с того, чтобы спросить себя: в настоящий момент я нахожусь на правильной стороне мысли?

Наши мысли обеспечивают линзу, через которую мы смотрим на мир. Мы сами создали всё, что мы переживаем сегодня. Отрицание их существования сделало бы нас иллюзорными, но предоставление им неограниченной власти превратило бы нас в рабов наших собственных эмоций и импульсов. Истинная сила мысли находится где-то между этими полюсами, и добраться до этой точки можно только путём тщательного изучения содержимого нашего ума.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: