Как люди развлекались до появления электричества
|
1. Вечеринки с мумиями Викторианской эпохи
Сегодня вечеринки на египетскую тематику ограничиваются чёрной подводкой для глаз, мексиканскими чипсами в виде пирамид и египетской музыкой. Но в Викторианскую эпоху хозяева более серьёзно подходили к вопросу достижения аутентичности атмосферы. И вечеринка тогда не считалась удачной, если вы с гостями не размотали настоящий мумифицированный труп, свеже извлечённый из египетских гробниц.
В XIX веке Британия переживала небывалую египтоманию, и мумии превратились в очередной вид сувениров. Туристы привозили домой якобы прОклятые тела древних покойников, как вы в свою очередь привозите сегодня магнитики из заграницы. В конце концов спрос на мумии вырос настолько, что местные жители начали мумифицировать преступников, чтобы затем продать их как внучатых родственников фараона.
Зачинателем же вечеринок с мумиями был Томас Петтигрю (Thomas Pettigrew), выдающийся хирург и любитель антиквариата, чьи торжества пользовались огромной популярностью. Однако начавшиеся как познавательное приключение подобные мероприятия вскоре скатились до уровня фрик-шоу, лишившись даже малейшего намёка на человеческое достоинство.
Дошло до того, что гости иногда забирали с собой религиозные талисманы, кусочки льна и даже кости развёрнутой мумии в качестве сувенира.
Хотите проклясть следующие шесть поколений своей семьи? Теперь вы знаете, что нужно делать.
2. Коллекционирование папоротника
Самое безудержное безумие Викторианской эпохи привело к громким преступлениям, недозволенным романам и даже одной схватке с племенем апачи. И безумие это называлось… коллекционированием папоротника. Серьёзно. В прошлом британцы собирались в целые группы и отправлялись в грандиозные путешествия лишь для того, чтобы удовлетворить свою страсть к этому офисному растению.
Всё началось после того, как Натаниэль Багшоу Уорд (Nathaniel Bagshaw Ward) придумал раннюю версию террариума, позволявшего выращивать экзотические растения в суровом климате туманного Альбиона.
Вскоре его помощник начал распространять слухи о том, что папоротник демонстрировал признаки наличия интеллекта, а также улучшал мужскую потенцию.
Затем ещё сосед Уорда опубликовал книгу «История британских папоротников» (A History of British Ferns), в которой он настаивал на том, что среди прочих плюсов папоротники могли излечивать безумие. Их маркетинговый трюк сработал, и в скором времени папоротники стали показателем положения в обществе.
Цена некоторых видов, не встречающихся на территории Британии, могла достигать 1,000 фунтов по сегодняшним меркам. И всё же ничто не могло сравниться с личной охотой за диким папоротником. Бывало, люди собирались вместе и состязались между собой, пытаясь первыми отыскать редчайший вид этого растения. Вы не поверите, но это был и довольно опасный вид спорта, которым занимались только хардкорные спортсмены, готовые умереть даже ради одного грёбаного листочка. Так, к примеру, во время одной такой охоты по меньшей мере двое упали с обрыва. А новобрачные Джон и Сара Леммон предположительно вступили в бой с индейцами апачи во время своего медового месяца, исключительно ради того, чтобы обезопасить редкий вид папоротника. Если у нас когда-нибудь будут дети, мы и близко не будем любить их так, как британцы любили папоротники.
3. Экскурсии по лечебнице
Наскучили папоротники? Тошнит от мумий? Тогда как насчёт прогулки по местной психлечебнице и встречи с каким-нибудь безумцем? Хотите верьте, хотите нет, но в Лондоне XVII в. эти прогулки являлись популярным семейным досугом. В былые времена психбольницы мало походили на медучреждения, где больных пытались вылечить, и больше — на «импровизированную сценку из Ада Данте». Хотя, судя по популярности программы Бедлама — она же Бетлемская королевская больница — наблюдать за умалишёнными было для людей сущим удовольствием.
Бетлемской больнице сильно не хватало денежных средств, поэтому руководство решило открыть двери медучреждения для общественности, дабы продемонстрировать ей свою острую нужду в щедрых пожертвованиях. И разумеется, изначально благородная идея быстро скатилась до низменного, превратив лечебницу в человеческий зоопарк. Помимо простого наблюдения посетителям разрешалось приносить с собой разные предметы и с их помощью тыкать несчастных больных и всячески доводить их до исступления.
Подобному поведению способствовало и то, что в те времена безумие зачастую воспринимали как наказание за грех. Более того вы могли прийти в лечебницу, увидеть обнажёнку, безнравственность и насилие, и за это вас бы сочли филантропом. В скором времени всего за один пенни — бесплатно по вторникам, приводите детей! — лечебница стала принимать ежегодно не менее 96,000 посетителей, которые приходили поглазеть на больных, как вы смотрите смешные видео на Youtube. Гостям разрешалось орать на пациентов и, как мы уже говорили, бросаться в них разными предметами, ибо хрен с ними, вам всё равно уже заказана дорога в Ад, так можно хоть оттянуться и попытаться побороться за место рядом с Дьяволом.
4. Состязательная ходьба
На протяжении большей части XIX в. любимым зрелищным видом спорта американцев был педестрианизм, если буквально — состязательная ходьба. Для нашего современного сознания состязательная ходьба не особо воодушевляющее занятие. Однако раньше педестрианизм собирал толпы народа, у него были свои звёзды и даже первые допинговые скандалы — элемент, присущий для всех великих видов спорта.
Популярность в США педестрианизм получил, благодаря Эдварду Пейсону Уэстону (Edward Payson Weston), этот джентльмен изображён с палкой на иллюстрации выше. В 1860 году Уэстон заключил с другом спор, пообещав в случае проигрыша пройти пешком от Бостона до Вашингтона. Спор касался президентских выборов: Уэстон поставил на то, что Авраам Линкольн уступит своему сопернику в гонке. Когда же Линкольн победил, Уэстон выполнил своё обещание. Люди были так ошеломлены, что Уэстон стал первой суперзвездой нового вида спорта.
Первые состязания по педестрианизму являлись ультрамарафонами, в которых участники должны были идти в течение нескольких месяцев; останавливаться разрешалось только для сна и, надеемся, чтобы справить нужду. Спортсмены даже есть должны были на ходу. Но награда того стоила: главный приз мог достигать $20,000 (для британцев это порядка 20 редких папоротников). В конце концов предприниматели начали строить круглые трэки под тентами и в зданиях, дабы у любителей этого вида спорта было где посмотреть состязания.
А любители педестрианизма, к слову сказать, были людьми суровыми. Так, в 1879 году в Нью-Йорке начались беспорядки из-за того, что не всем желающим хватило места в секции для зрителей. В дальнейшем официальные состязания могли длиться максимум 6 дней.
5. Личный декоративный садовый отшельник
Представьте, вот вы сидите в саду с друзьями, ведёте беседу за чашечкой чая, когда вдруг из кустов выходит, прихрамывая, неумытый старик в рваном тряпье. Ваши гости в шоке и требуют объяснений. «Ах, это,» — говорите вы смущённо. — «Это всего лишь мой личный садовый отшельник».
Молчание. Вы чувствуете на себе осуждающие взгляды.
«Это уже слишком?» — думаете вы. — «Проклятье, та тётка в приюте для бездомных была права: это дикость какая-то».
И тут ваши друзья взрываются аплодисментами.
Как бы безумно это ни звучало, но декоративные отшельники действительно являлись модной причудой в Англии в 1700-х гг., суть которой сводилась к трём простым шагам:
Шаг первый: нанять старикашку и поселить его в хибарке или пещере на своей земле, чтобы он жил как самый настоящий неумытый средневековый отшельник в течение… ну скажем, лет семи. И бонусные очки, если он при этом будет выглядеть так, будто проиграл битву с Энтом: весь вымазан в грязи, с ветками и желудями в волосах.
Шаг второй: пригласить друзей на чашечку чая.
Шаг третий: показать им отшельника.
После этого можно приготовиться пожинать плоды своего гения и наблюдать, как женщины изнывают от вожделения вас, а мужчины завистливо подкручивают свои усы.
За свои услуги отшельник мог зарабатывать до 600 фунтов, что по сегодняшним меркам составляет порядка $180,000. Однако эта на первый взгляд милая игра требовала определённых жертв. Так, британский политик по имени Чарльз Гамильтон (Charles Hamilton) разместил объявление в газете о найме декоративного отшельника. Мужчина подчеркнул, что отшельнику «предоставят Библию» и другие жизненно необходимые вещи, однако изгою «ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не разрешается стричь волосы, бороду или ногти, выходить за пределы земли мистера Гамильтона или разговаривать с прислугой». Несмотря на это, даже в следующем столетии — как ясно видно на представленном ниже объявлении, опубликованном 11 января 1810 года — всё же находились люди, желающие стать живой садовой декорацией:
«Молодой человек, мечтающий отойти от мирской суеты и жить как отшельник в каком-нибудь уютном местечке в Англии, желает познакомиться с аристократом или знатным джентльменом. Письма на имя С. Лоуренса (предоплаченные) отправлять по адресу: Плимут, переулок Колмана, 6. Просьба указать в письме размер пособия, а также обязанности и другие детали».
6. Коллекционирование частей тела
Сегодня принято считать, что коллекционированием частей человеческого тела занимаются только страшные психопаты. В прошлом же это занятие делало вас разве что страшно модным. Но вы и сами знаете, как это бывает: начинается с того, что вы собираете всего пару зубов, и вот не успеете оглянуться, как вы уже тратите все свои сбережения на комнату со скелетами и деформированными эмбрионами.
Некоторые части человеческого тела пользовались такой популярностью, что только ради них устраивали целые приёмы. Так, к примеру, наш старый знакомый египтоман и эксцентрик Томас Петтигрю приобрёл голову австралийского лидера аборигенов Ягана, убитого охотниками за головами, украсил её шнурами и перьями, после чего поставил перед специально заказанной для этого случая картиной и пригласил друзей, чтобы те полюбовались на его интерьерную обновку.
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: