Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
«Dönme» («Дёнме»). Мистическая иудейская секта, которая веками скрывалась у всех на виду
Познавательное

«Dönme» («Дёнме»). Мистическая иудейская секта, которая веками скрывалась у всех на виду

Админчег Muz4in.Net Тэги




Один стамбульский художник в рамках нового проекта задокументировал сотни сепированных фотографий членов турецкого тайного общества «Дёнме» («Dönme») – некогда процветающей религиозной секты, которая придерживалась уникальных убеждений, основанных на иудаизме и суфийском мистицизме. Она прекратила свое существование после того, как было раскрыто ее истинное нутро, хотя и сегодня у нее остается еще немало последователей.

«Dönme» («Дёнме») в переводе с турецкого означает «сворачивать с одного пути на другой» или, в данном контексте, «менять взгляды, убеждения; отступать». Первоначально общество состояло из последователей раввина-еретика Шабтая Цви, жившем в XVII столетии; он отверг многие традиционные еврейские верования в погоне за мистицизмом, бросающим вызов традициям и авторитетам. Провозгласив себя Мессией, Цви, обладающий уникальной харизмой, начал странствовать по Османской империи, обещая евреям скорое избавление от долгого изгнания. Властям не понравилось, что Шабтай сеет смуту среди людей. Они решили положить этому конец и предложили ему выбор: умереть или обратиться в ислам.

Цви согласился на изменение веры, оставив тысячи своих преданных последователей на произвол судьбы. Тем не менее, около 300 семей вслед за Шабтаем приняли ислам. В конце 1600-х годов они создали тайное общество в Салониках, городе с наибольшим числом еврейского населения в Османской Греции.

Пару слов об истории тайного общества «Дёнме»

Это турецкое общество не было похоже на конверсо – испанских и португальских евреев, вынужденных обратиться в католицизм веками ранее и впоследствии втайне практиковавших иудаизм. Члены «Дёнме» приняли ислам по собственному желанию, несмотря на то, что их религиозные верования сформировались под влиянием убеждений основателя еврейской секты, которая и свела их вместе.

На протяжении двух следующих веков они вели независимую общественную жизнь, практикуя эндогамные браки, строя школы раздельного типа обучения и кладбища, передавая свои тайные традиции из поколения в поколение.
Члены «Дёнме» не были «невидимками». Многие из них принадлежали к числу выдающихся граждан и богатых людей, которые способствовали превращению города Салоники в космополитический и коммерческий центр. Кроме того, они сыграли заметную роль в младотурецком движении начала XX века, участники которого выступали за свержение деспотического режима султана Абдул Хамида II, введение конституционного строя и жизнь в современном государстве.

1912 год стал роковым в судьбе тайного общества. После того как город Салоники захватили греки, большинство членов «Дёнме» вынужденно перебрались в Стамбул, где было труднее затеряться и оставаться незамеченными. Адам Кирш, редактор Интернет-издания «Tablet Magazine», в своей статье о «Дёнме» писал следующее:

Здесь они попали в поле зрения широкой общественности; о них начали писать газетные статьи и книги… В 1919 году в одной из анонимных публикаций членов общества обвинили в инбридинге, который представляет собой угрозу биологического вырождения и гибели человечества… Также поговаривали, что «Дёнме» «всегда занимались только коммерцией. Других они за людей не считали, поэтому по их законам, помимо прочего, было приемлемым и даже похвальным проворачивать грязные дела, плести интриги и обманывать всех и каждого».

Невозможно не упомянуть о том, насколько сильно критика общества «Дёнме» напоминала антисемитскую риторику в плане современной биологии и традиционной экономики. Члены «Дёнме», возможно, и не имели еврейское происхождение, но, по мнению турков, проявляли себя отнюдь как евреи – среди них процветала клановость, их считали ненадежными и опасными, поскольку они весьма долгое время притворялись мусульманами.

В 1920-е годы, после того как было основано (на расовых и националистических принципах) современное турецкое государство, члены «Дёнме» подверглись жесткой дискриминации. Даже один известный журналист, некогда принадлежавший к тайному обществу, писал, что «эту проблему необходимо решительно ликвидировать. Те члены «Дёнме», которые на самом деле являются турками и мусульманами, не должны терпеть нападки со стороны общества и страдать от социальной стигматизации».

В скором времени «проблема» была устранена при помощи смешанных браков и ассимиляции.


К середине XX века тайное общество «Дёнме» прекратило свое существование. Все его члены после смерти были похоронены на одном из стамбульских кладбищ – место, где они продолжают «существовать» как отдельная группа.

Портреты членов тайного общества «Дёнме»

Именно это уединенное кладбище, скрытое от посторонних глаз, и привлекло внимание художника и исследователя К. М. Коузмана (C.M. Koseman).

«В конце 2011 года во мне внезапно появился необъяснимый страх перед смертью – я боялся, что умру от руки убийцы или кто-то из моих близких совершит самоубийство, – вспоминает он. – Я вырос параноиком, поэтому всегда причинял боль тем людям, которые были важны для меня. В конце концов, я осознал, что должен побороть свою фобию. Чтобы избавиться от страха, я начал бродить по старым кладбищам Стамбула». Во время одной из таких прогулок Коузман обнаружил старые надгробия с фотографиями, под каждой из которых стояла подпись «Осман Хасан».

В течение трех лет молодой художник собирал и документировал надгробные портреты членов тайного общества «Дёнме», большинство из которых были похоронены на кладбище Бюльбюльдереси (Bülbülderesi – «соловьиная долина»), расположенного на азиатском берегу Стамбула. В своих работах Коузман запечатлел не только удивительные портреты, но и множество важных архитектурных и литургических деталей надгробий на могилах членов «Дёнме». «Проект стал постепенно разрастаться в масштабах, поэтому я был вынужден посетить те кладбища не единожды», – говорит Коузман. – Меня познакомили с одним из последних оставшихся в живых потомков Османа Хасана. Он рассказал мне о том, что на других кладбищах Стамбула также есть могилы членов «Дёнме» с надгробными портретами, сделанными Османом Хасаном. Помимо фотографий, я обнаружил такие символы, как антропоморфные орнаменты из бабочек, звезд и планет – странные аллегории перевоплощений и метаморфоз. Я думаю, что многие из них ни в каких источниках ранее не встречались».

Человекоподобная бабочка, вырезанная на надгробии одного из членов «Дёнме», могила которого находится на стамбульском кладбище Бюльбюльдереси. Она служила для членов тайного общества символом перевоплощения.



Обелиск с замысловатым декором и фотографией умершей.



Портрет красавицы Метафет, которая умерла в молодом возрасте, предположительно, покончив жизнь самоубийством.



Имя на могиле этого мужчины затерлось от времени. В память о нем осталась лишь одна фотография, сделанная Османом Хасаном.



Портрет молодого мужчины по имени Осман Ферид. Большинство фотографий, обнаруженных на надгробиях могил членов «Дёнме», принадлежат молодым людям, которые умерли в период между 1890-ми и 1930-ми годами.



Портрет некой мадам Хасиб.




Завершив свой проект, Коузман опубликовал книгу под названием «Осман Хасан и надгробные фотографии членов "Дёнме"». «Сегодня в Турции дёнме считают безликими, коварными «скрытыми евреями», которых можно обвинить в чем угодно, – говорит художник. – Литература, посвященная этой группе, изобилует теориями заговора и антисемитизмом. Надеюсь, что моя книга поможет взглянуть на дёнме как на обычных, реальных людей, а не тех, кого сделали невидимыми "козлами отпущения"».

Материал подготовила Rosemarina - по материалу сайта io9.com

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: