Для немногих евреев, оставшихся в Йемене, время остановилось
|
Хотя их сообщество в Йемене насчитывает 2500 лет истории, на сегодняшний день их осталось менее 90 Они живут в осаде за высокими стенами.
Прозвучали праздничные выстрелы. Молодые люди бежали вниз по узким улицам столицы и взволнованно кричали. Это было 25 февраля 2012 года, Али Абдулла Салех, который управлял Йеменом в течение 33 лет, ушёл в отставку — его сверг другой диктатор, и началась Арабская Весна.
Йеменцы, взволнованные перспективой нового будущего, заполнили Чандж-Сквер, Сулейман Хабиб сидел в нескольких шагах от своего дома на окраине столицы. Наблюдая взрывы фейерверка в городе, он думал о том, что больше двух тысячелетий истории его народа в этой стране закончились навсегда.
Измождённый мастер серебряных дел слегка за 60 и один из последних членов древнего сообщества евреев, живущих в Йемене, Хабиб боялся будущего без диктатора, которого он рассматривал как опекуна. Спустя почти два года после национального восстания против Салеха, он не чувствовал энтузиазма по поводу демократического пробуждения своей страны.
"Салех был деспотом. Он управлял Йеменом как феодальным владением, он пренебрегал людьми и воровал природные ресурсы, но как евреи, я и моя семья были защищены им. Кто сделает это теперь, когда он ушёл?" говорит Хабиб.
Это - чувство, которым резонирует Ближний Восток, где массивные волнения потрясли правительства от Дамаска до Туниса, но также развязало волну сектантства. С коптскими христианами под огнём в Египте и религиозными и этническими отчужденцами, укрепляющимися в гражданской войне Сирии, область стала опасным местом для меньшинств. Выглядит очень сомнительно, что эти группы впишутся в новый общественный строй, если вообще впишутся.
Йеменские евреи говорят, что они достигли южной Аравии больше чем 2500 лет назад как торговцы, посланные легендарным царём Соломоном, чтобы торговать золотом и серебром и украсить его храм в Иерусалиме. В течение многих столетий они процветали, живя в городах и деревнях рядом с мусульманами и работая плотниками и серебряных дел мастерами, потому что они были исключены из других профессий.
При шиитских имамах, которые управляли Йеменом в течение большей части прошлого тысячелетия, евреев классифицировали как "дхимми" — немусульманские граждане, которые имели право проживать и практиковать их веру в обмен на выплату налога. Но были погромы, и евреи стали вне закона. В 1792 году старшие мусульманские клерикалы восстановили разрушенные синагоги. Согласно религиозному декрету, евреям запретили носить новую или хорошую одежду, запретили служить в армии или ездить на мулах, и запретили ношение драгоценностей или джамбии, традиционных изогнутых кинжалов, которые носят йеменские мужчины.
Во время войны 1948 года, которая привела к созданию Израиля, антисемитское волнения усилились и в Йемене и на Ближнем Востоке. Мятежники убили приблизительно 80 евреев в портовом городе Адена и разграбили большинство еврейских магазинов. После чего 49000 йеменских евреев, две трети сообщества, были переброшены по воздуху в Израиль. Всё это произошло между 1948 и 1951 годами в результате секретной британской и американской операции "Ковёр-самолёт".
Сегодня, когда Йемен пытается проложить путь к демократии и более сдержанной политической системе, последняя волна эмиграции идёт полным ходом. В августе Еврейское Агентство Израиля, полуправительственная израильская организация, помогла перевезти 17 йеменских евреев в Израиль. Осталось менее 90...
"Евреи, которые жили своими жизнями там и сопротивлялись эмиграции в течение долгого времени, теперь уезжают. Пришло время..." - говорит Михаил Гальперин, глава международного департамента Еврейского Агентства Израиля, добавляя, что недавняя воздушная перевозка была "тайной операцией", потому что у Йемена и Израиля нет дипломатических связей.
Приблизительно 20 семей, которые остаются в Йемене, включая Хабиба, живут за стенами правительственной территории для эмигрантов около американского посольства в Сане под названием Туристический Город. Старшие никогда не уезжают. Время от времени младшие мужчины решаются продать драгоценности на соседнем рынке и выходят.
Постоянные обходы территории солдатами и немецкими овчарками превращает существование евреев в тюремное заключение. Там тихо и всё покрыто листвой. Детская площадка, ресторан, аптека и автобус, чтобы перевозить людей по территории - всё это похоже на пенсионное сообщество где-нибудь во Флориде.
Евреи, которые разводят коз и цыплят на земельных участках рядом с домами российских нефтяных баронов и олигархов, редко оставляют территорию. Вместо этого они полагаются на ежемесячную стипендию на еду и аренду, обеспеченную правительством.
В скромной квартире, заполненной дымом, свободный Хабиб и несколько других еврейских старейшин лежат на подушках, куря шишу и жуют кату. Портрет Салеха висит на одной из стен. Коварный командир танка, ставший политиком, Салех был известен заботой о еврейском сообществе. Он часто появлялся на государственном телевидении с раввином сообщества, и когда-то доставлял бараньи ножки к Пасхе семьям в Туристическом Городе.
Именно Салех в 2009 позволил Хабибу и его семье бежать в столицу после того, как их дом разбомбили в Саадахе, северной области, которой управляет шиитская группа, названная Хоузис, лозунгом которых является "Смерть Израилю, проклятие евреям".
Жизнь на территории позволяет Хабибу и другим евреям, которые бежали из других частей Йемена, иметь в значительной степени религиозную свободу. Женщины, которые носили паранджу публично из уважения к их мусульманским соседям, ходят между зданиями в ярко-зеленых платьях, неся горшки с тушёным мясом ягнёнка, и громко болтая, их лица открыты. Мужчины, многие в длинных белых галабиях с их завитками и кипах, сидят в синагоге и читают стихи Торы, что ранее разрешалось только в их домах.
Но возрастающее беззаконие после отъезда Салеха и отказ включать евреев в продолжающийся национальный диалог, питает веру среди евреев, что они остаются лишь правительством переходного периода. В прошлом году чиновник, отвечающий за Туристический Город, отключил продовольственные поставки на восемь месяцев, и один из жителей, Аарона Зиндэни, был заколот уличным продавцом на соседнем рынке, где он был со своими детьми.
В то же самое время антисемитское чувство в Йемене не такое и отрицательное, как кажется. Йеменцы, когда их спрашивают, часто называют евреев своими "братьями". Многие оплакивают отъезд самого старого религиозного меньшинства их страны как потерю для Йемена.
"Они - йеменцы," - говорит Ашуок Алджоби, который работает в Организации Sawaa по Борьбе с дискриминацией, неправительственной организации, которая защищает евреев Йемена и других маргинализованных народов. "Если они хотят уехать, это их право. Но если они остаются здесь, это всё ещё их страна."
Хабиб расстроен. Йемен - его родина, он говорит, что планирует умереть здесь. Но члены его семьи уезжают один за другим. Его старший сын Ибрагим, подгибает свои завитки под кепку Янки, когда он оставляет безопасную территорию, чтобы не привлекать внимание, и говорит, что планирует присоединиться к своим кузенам в Тель-Авиве позже в этом году.
"Жизнь в состоянии изгнания в твоей собственной стране … это не жизнь." говорит уныло Ибрагим. "Это - печально, потому что Йемен всегда будет частью меня, но я больше не могу быть частью него."
Перевод статьи с time.com - переводчик GusenaLapchataya
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: