Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
Дьявольский напиток: 8 фактов из истории кофе
Познавательное

Дьявольский напиток: 8 фактов из истории кофе

Админчег Muz4in.Net Тэги


Кофе является вторым самым продаваемым товаром в мире, после бензина, и неотъемлемой частью рациона питания современного человека. Родиной кофе считается Эфиопия. На Ближнем Востоке 16-го века этот напиток использовали в качестве средства, способствующего концентрации. Но знаете ли вы о том, что кофе породил социальную революцию в Британии в 17-м веке? Далее представлены восемь любопытных фактов из истории кофе…



Кофе находили множество применений на протяжении всей истории, начиная от духовного напитка и заканчивая эротическим стимулятором. Автор знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев в период Стюартовской Реставрации Сэмюэл Пипс часто упоминал о кофейных домах 17-го века. Кофе также вдохновил на создание «Женской петиции», которая описывала его как «горькую мутную воду с тошнотворным запахом». В этой статье Пол Кристал, автор книги «Кофе: дьявольский напиток», делится восемью фактами об открытии кофе и исследует британскую любовь к этому «греховному» напитку…

1. Кофе, возможно, был обнаружен благодаря «возбуждённым козам»

Легенда гласит, что Калди, одинокий козий пастух, живший в Эфиопии 9-го века, обнаружил возбуждающие и бодрящие эффекты кофе, когда он увидел, как его козы оживились, съев несколько ягод с дерева. Калди рассказал об этом настоятелю местного монастыря, и тому пришла в голову идея сушить и заваривать ягоды, чтобы сделать напиток. Он бросил ягоды в огонь, и вечерний воздух наполнил приятный аромат, который ни с чем не спутаешь. Когда зёрна поджарились, он вынул их из тлеющих углей, измельчил и растворил в горячей воде: так была сварена первая в мире чашка кофе.

Настоятель и его монахи обнаружили, что напиток не даёт им спать по нескольку часов подряд – как раз то, что было нужно людям, которые подолгу молились. Слух об этом чудесном напитке распространился, и вскоре он появился на Аравийском полуострове.

Йеменский суфийский мистик по имени Готул Акбар Нооруддин Абу аль-Хасан Аль-Шадхили также претендует на открытие кофе: как утверждают, он заметил, что птицы после поедания неизвестных ягод летают над его деревней необычайно энергично. Попробовав на вкус эти ягоды, он также ощутил прилив бодрости.

2. Кофе варил святой из Мокки

Альтернативная история заставляет нас поверить, что кофе был впервые обнаружен шейхом по имени Омар, учеником суфийского мистика, упомянутого выше. Находясь в изгнании из Мокки (Аравия Плодородная на территории современного Йемена), Омар, прославившийся своей способностью исцелять больных людей молитвой, жил в пустынной пещере близ Усаба. Однажды Омар, проголодавшись, решил пожевать ягоды, которые оказались горькими на вкус. Он поджарил их, но это только сделало их твёрдыми; наконец, он попытался заварить их, в результате чего получилась ароматная коричневая жидкость, которая в одно мгновение придала ему неестественную и исключительную энергию и позволила бодрствовать целыми днями. Его «чудесное открытие» было воспринято с таким благоговением, что ему было позволено вернуться домой в Мокку и возвыситься до святости, в то время как кофе продолжил завоёвывать весь арабский мир.

К 16-му веку кофе стал любимым напитком в Персии, Египте, Сирии и Турции, его репутация «вина Аравии» привлекала тысячи паломников со всего мусульманского мира, посещающих священный город Мекку каждый год. Йеменские купцы привезли кофе домой из Эфиопии и стали выращивать его для себя. Он ценился суфиями в Йемене, которые использовали напиток для улучшения концентрации и как духовный напиток. Они также использовали его, чтобы не уснуть во время ночных молитв.

С Ближнего Востока популярность кофе вскоре распространилась на Балканы, Италию и остальную Европу. Затем он отправился на восток в Индонезию, а затем на запад в Америку.


Кафе на реке Баррада (вдревности Фарфар), Дамаск, Сирия, 1841 год


3. Кофе привёл к социальной революции

Кофе был настолько мощной силой, что вызывал социальную революцию. Кофе употребляли дома в качестве домашнего напитка, но, что ещё более важно, его также пили в вездесущих общественных кофейнях – кахве ханех – которые возникали в деревнях, больших и малых городах по всему Ближнему Востоку и Восточной Африке. Эти кофейни вскоре стали в моде и были местом, где можно было пообщаться. Кофепитие и беседы дополнялись всевозможными развлечениями: музыкальными представлениями, танцами, шахматными играми и, самое главное, сплетнями, спорами и обсуждением последних новостей дня (или ночи). Эти кофейни вскоре стали известны как «школы мудрецов»; туда ходили, если хотели узнать, что происходит в мире. Таким образом была установлена связь между кофе и интеллектуальной жизнью.

4. Кофе некогда считалось «греховным»

Кофе, как и алкоголь, имеет долгую историю запрета, связанную со страхом и подозрением, религиозным беспокойством и лицемерием. Если бы фанатики (всех религий) добились своего, то сегодня было бы не так много открытых кофеен.

Употребление кофе было запрещено правоведами и учёными, собравшимися в Мекке в 1511 году. Оппозицию возглавлял мекканский губернатор Хайр Бег, который боялся, что кофе будет способствовать противодействию его правлению, собирая людей вместе и позволяя им обсуждать его недостатки. Так родилась ассоциация кофе с мятежом и революцией. Он был объявлен греховным (хараам) напитком, но спор о том, был ли он опьяняющим или нет, бушевал в течение следующих 13 лет, пока запрет не был окончательно отменён в 1524 году по приказу османского султана Селима I, а великий муфтий Мехмет Эбуссууд Эль-Имади издал фетву, разрешавшую снова пить кофе. Бег был казнён по приказу самого султана, который впоследствии провозгласил кофе священным. В Каире существовал аналогичный запрет в 1532 году; кофейни и кофейные склады там были разграблены.


Портрет Селима I


5. Кофе был известен как «чашка дьявола»

Кофе не потребовалось много времени, чтобы преодолеть короткое расстояние до европейского материка, где он впервые появился в Венеции на фоне прибыльной торговли, которую город вёл со своими средиземноморскими соседями. Однако первоначально кофе столкнулся с подозрениями и религиозными предрассудками, которые он испытал на Ближнем Востоке и в Турции. Как и на востоке, кофе считали таинственным, экзотическим и опьяняющим напитком. Для католиков оно было «горьким изобретением Сатаны», несущим запах Ислама, и оно подозрительно походило на замену вина, используемого в Евхаристии; как бы там ни было, его объявили вне закона.



Предрассудки стали настолько дикими, что в дело пришлось вмешаться папе Клименту VIII: он попробовал кофе сам и постановил, что это действительно христианский, а также мусульманский напиток. Попробовав его, он остроумно отметил: «Этот дьявольский напиток такой вкусный... Мы должны обмануть дьявола, окрестив его!» С тех пор кофе стали называть дьявольским напитком, или чашкой дьявола.


Папа Климент VIII, 1600 год


6. Кофе прибыл в Англию в середине 17-го века

Согласно Сэмюэлю Пипсу, первая кофейня в Англии была основана еврейским джентльменом по имени Иаков в Оксфорде в 1650 году. Она находилась в приходе Святого Петра на востоке в здании, ныне известном как Grand Cafe. Первая кофейня в Лондоне открылась в 1652 году на переулке Сент-Майклс-Элли, недалеко от церковного кладбища Корнхилл. Заведением управлял Паска Розе, грек, который в 1672 году также открыл кофейню в Париже. Пипс посетил лондонскую кофейню 10 декабря 1660 года: «Он [полковник Слингсби] и я отправились вечером в кофейню в Корнхилле. В первый раз, когда я был там, мне очень понравилось разнообразие компании и бесед».


Grand Cafe, Оксфорд


7. Кофейни стали «первым Интернетом»

Для Пипса – и многих других грамотных людей – кофейня была своего рода газетой и Интернетом. В своих дневниках он ссылается на последние новости о конфликте с голландцами, «комету видели в нескольких местах» (15 декабря 1664 года) и «угроза чумы нарастает против... и средства против неё бессильны» (24 мая 1665 года). В своей записи за 3 ноября 1663 года Пипс ссылается на различные дискуссии о Римской Империи, разницу между бодрствованием и сном, а также обсуждение насекомых.

К 1675 году в одной только Англии насчитывалось более 3000 кофеен. В некоторых даже предлагали ночлег и завтрак для гостей. Многие, казалось, следовали турецкой бизнес-модели о чём говорят их экзотические названия: было до 57 различных кофеен Turk's Head; Jerusalem Coffee-house; различные типы Blackamoor или Ye Blackmore's Head; Oriental Cigar Divan; Saracen’s Head; Africa и Senegal Coffee-house; Sultaness; Sultan’s Head; Solyman’s Coffee House и Morat Ye Great.


Дебаты в кофейне на Брайд-Лейн, Флит-Стрит, Лондон, 1688 год


8. Кофе был объявлен «виагрой» 17-го века

Если только они не были проститутками, женщины не допускались в кофейни, и они решили выплеснуть своё негодованию наружу: в «Эссе в защиту женского пола» 1696 года возмущённая Мэри Астелл писала: «Завсегдатай кофейни – это тот, кто имеет дом, но живёт в кофейне. Он больше увлечён газетами, бюллетенями и голосованиями, чем книгами, и его постоянное пребывание в обществе снимает с него всякую заботу о своём доме. Он заботится о стране, но никогда не уделяет время собственной семье».

В 1674 году была выпущена язвительная «Женская петиция против кофе», в которой жёны, сидевшие дома, утверждали, что их мужья постоянно отсутствовали дома, пренебрегая своими семейными и домашними обязанностями – они «превратились в турков», и всё ради «горькой мутной воды с тошнотворным запахом».



Кофе, по её словам, «сделал людей такими же бесплодными, как пустыни, откуда, как говорят, была привезена эта несчастная ягода, таким образом, потомство наших могучих предков превратилось в обезьян и пигмеев». Она имела в виду здесь эректильную дисфункцию, вызванную «мутной водой».

В свою очередь, мужчины протестовали против того, что именно кофе делал мужчин импотентами. Оно, наоборот, было «виагрой» тех времён, делая, по их словам, «эрекцию более интенсивной, эякуляцию более мощной, добавляя духовное восхождение к сперме».

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта historyextra.com

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: