Борьба северокавказских боевиков против советской власти в 1970-х годах
|
Последняя банда фашистских коллаборационистов была уничтожена в Чечено-Ингушетии в 1970 году, а последний абрек, начавший борьбу со Сталиным ещё в 1930-е годы был убит в 1976 году. Но на место этих боевиков на Северном Кавказе тогда сразу же пришли новые, на ликвидацию которых была брошена армия и бронетехника.
Северокавказские народы лишь в краткий миг 1920-х годов относительно лояльно относились к верховной власти России. Всё остальное время они вели непримиримую борьбу с оружием в руках за свою независимость. И даже в послевоенное время в той же Чечено-Ингушской АССР существовали банды, ведшие своё начало… от германских диверсантов. Вот что рассказываетгенерал-майор КГБ Эдуард Болеславович Нордман на официальном сайте ФСБ:
«В 1968 году я участвовал в плановой проверке работы УКГБ Чечено-Ингушетии. Из бесед с местными чекистами неожиданно узнал, что в горах до сих пор скрываются две недобитые банды, сформированные в годы войны. Правда, их деятельность потеряла какой-либо политический оттенок. Просто выживали, грабили местное население. Но оно своих обидчиков не выдавало – в силу своеобразного менталитета.
Когда я возвратился в Москву, меня стали приглашать в начальственные кабинеты и расспрашивать об обстановке в Чечено-Ингушетии. Когда доходило до бандформирований, меня останавливали: мол, ты не говорил, я не слышал. Лишь секретарю ЦК Кириленко я смог до конца рассказать эту историю и предложил для решения проблемы создать в республиканском УКГБ отдел по борьбе с бандитизмом. Андрей Павлович ответил: «Ты соображаешь, что говоришь? Столько лет после войны прошло, а мы распишемся в том, что до сих пор не добили фашистских прихвостней? Позор!» Набрался я храбрости, пошел к Андропову, доложил ситуацию. При этом добавил: «Ведь ни у МВД, ни у КГБ не прописана в обязанностях борьба с бандитизмом по причине отсутствия такой проблемы. Вот никто и не гоняется за теми «атавистическими «бандами». Юрий Владимирович тут же приказал создать спецотдел. К 1970 году с бандами в Чечено-Ингушетии было покончено».
А последний абрек – Хасуха Магомадов был и вовсе застрелен… в 1976 году, в возрасте 69 лет. На нелегальном положении он и его боевая группа находились с 1939 года.
Вот рапорт о его смерти:
Подробнее об этом человеке можно прочитать здесь.
А это последнее, посмертное фото абрека:
Но в то же время – в 1970-е годы, на смену этим старикам пришла новая поросль северокавказского сопротивления.
В 1975 году в этом регионе появилась новая «устойчивая банда». Её основой стали некие Гегиров (главарь), Шогенов, Кяров, Бицуев и Гедогушев. На пике «деятельности» численность банды достигала 32 человек. География её действия простиралась от Ставропольского края до Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Северной Осетии.
Сначала группировка совершила несколько налётов на гражданские объекты, что раздобыть денег и купить на них машины и оружие: пострадали Лескенское потребобщество (убит сторож), несколько кафе, универмаг в североосетинском Дигоре. Часть вырученных денег – около 9 тысяч рублей они отдали подпольному мусульманскому духовенству на печать Корана и другой духовной литературы.
Наконец, в 1979 году банда решила ехать в Нальчик и брать оружейку. Объектом нападения они выбрали СИЗО. Налёт завершился половинной удачей – оружейную комнату штурмом взять не удалось, зато были отобраны автоматы у охранников тюрьмы.
После этого были вооружённые налёты на милицейские участки, на военкоматы, снова на универмаги. Банда к тому времени вооружилась пулемётами и автоматами, в её распоряжении было 7 автомобилей. После налётов они залегали на некоторое время на дно в горных аулах.
В конце концов банду взяли штурмом в Нальчике – были задействованы даже армия и БТРы.
Но дальше случилась коллизия: ни один российский город не хотел проводить у себя судебные заседания из-за страха перед подельниками подсудимых, оставшихся на воле (их было от 12 до 18 человек; некоторые из них ушли в 1980 году в горы Кабардино-Балкарии). А по делу проходили 17 захваченных боевиков. И лишь по истечении полугода местом суда был выбран Владимир. Здесь нашли здание, стены которого могли бы выдержать любой штурм. Помимо этого оно было окружено БТР-ами, а для его охраны было привлечено более 300 солдат.
В итоге суд в 1981 году приговорил наиболее злостных боевиков – Хабалу Османова, Аслана Гегирова, Руслана Губачикова и Сафраила Кярова к смертной казни.
Ну а буквально через 8-9 лет после этого приговора на Северном Кавказе начался новый виток боевых действий.
|
Почитать ещё: