Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
Боеприпас на матрас: пароход «Декабрист» и неразорвавшаяся бомба
Познавательное

Боеприпас на матрас: пароход «Декабрист» и неразорвавшаяся бомба

Админчег Muz4in.Net Тэги


«Юнкерсы» с воем пикировали на старый пароход и безнаказанно сбрасывали бомбы. Одна из них попала в трюм. Но не взорвалась! После боя советские моряки нашли смертельный «гостинец» лежащим прямо среди груза взрывчатки…

Короткий путь в СССР

Во время Великой Отечественной в СССР шёл поток грузов военной помощи от союзников. Самым коротким, но и самым опасным путём доставки был маршрут в советские северные порты.

Первой ласточкой стал союзный конвой «Дервиш», прибывший в Советский Союз 31 августа 1941 года. После него в Мурманск и Архангельск потянулись караваны судов с литерами PQ. Такое название они получили от имени офицера Адмиралтейства (P. Q. Edwards), отвечавшего за их проводку.

Свою роль в истории этих караванов сыграли и советские суда. Уже в первом обратном конвое QP-1 было несколько пароходов под красным флагом.


Пароход «Декабрист»


Чтобы ускорить доставку грузов, советское правительство направило в США суда Дальневосточного пароходства. Одним из них был старый пароход «Декабрист» капитана Степана Беляева.

«Декабрист» идёт на восток

Беляев привёл своё судно в Америку. Там его вооружили пушками и пулемётами, а затем загрузили боеприпасами и взрывчаткой. После этого «Декабрист» пересёк Атлантику и добрался до Англии.

Восьмого декабря 1941 года советский пароход в составе конвоя PQ-6 отправился в СССР. Вместе с ним в ордере шли ещё шесть иностранных судов под охраной крейсера «Эдинбург» и двух британских эсминцев.


Крейсер «Эдинбург»


В первое полугодие войны противник не уделял особого внимания северным конвоям. Начиная от «Дервиша» и до PQ-6, караваны прошли в порты назначения без потерь. Но вскоре все изменилось.

Основная опасность для конвоев тогда таилась на подходах к Мурманску, где они становились целью для немецких самолётов. Поэтому Кольский залив был жарким местечком. Вскоре морякам «Декабриста» довелось испытать это на себе.

Воздушная тревога!

Утром 19 декабря 1941 PQ-6 разделился. Пять судов в сопровождении английских тральщиков пошли к горловине Белого моря. А крейсер, эсминцы, «Декабрист» и норвежский танкер взяли курс на Мурманск.

В Кольском заливе была сложная ледовая обстановка. Поэтому навстречу военным кораблям и торговым судам вышло лоцманское судно «Гидролог». Оно и повело мини-конвой к Мурманску.

К полудню караван вышел к острову Кильдин. В это же время на судах и кораблях сыграли воздушную тревогу — в небе появились два вражеских бомбардировщика!





«Юнкерсы» выбрали своей целью неповоротливых «купцов». Капитан Беляев начал маневрировать, чтобы не дать им точно сбросить бомбы. Суда и корабли конвоя открыли огонь по бомбардировщикам. Но немецкие пилоты не дали сбить себя с толку. В первый заход «Юнкерс» обстрелял мостик «Декабриста» из пулемётов и сбросил бомбу. Она взорвалась прямо рядом с бортом.

Взрывная волна наделала дел: пароход снизил ход и лишился света. А пока моряки запускали запасной генератор, немцы делали уже второй заход.

«Юнкерс» пронёсся над «Декабристом» и снова отбомбился по нему. Обе сброшенных авиабомбы попали в цель. Одна, пробив палубу и борт, ушла в воду, так и не взорвавшись. А что случилось со второй, в горячке боя никто не понял.

Но этим дело не закончилось. На судно Беляева напал другой бомбардировщик. Пока первый «Юнкерс» поливал палубу и мостик «Декабриста» из пулемёта, отвлекая на себя зенитчиков, второй самолёт сбросил на судно четыре бомбы.


Капитан «Декабриста» С. Беляев


К счастью для советских моряков, немцы промахнулись. Их «гостинцы» в цель не попали. А вскоре на помощь «декабристам» подоспели английские корабли, которые отогнали настырных вражеских летунов огнём своих зениток.

Бомба на матрасе

Когда бой закончился, Беляев приказал осмотреть судно на предмет повреждений. Тут-то моряки и обнаружили дыру в верхней палубе, которая вела прямо в пятый трюм. Боцман Александр Петров-Старикович с несколькими матросами спустился в трюм и оцепенел от увиденного.

Прямо среди ящиков с боеприпасами и взрывчаткой лежала неразорвавшаяся бомба.

Фортуна в тот день явно благоволила экипажу «Декабриста». Если бы бомба взорвалась во время сброса, пароход взлетел бы на воздух.

Впрочем, такое положение дел оптимизма морякам не внушало. Она могла рвануть в любую минуту. Надо было срочно от нее избавляться.

Боцман с матросами положили бомбу на матрас. Затем очень осторожно подняли её на верхнюю палубу и скинули «непрошенную гостью» в море.


Экипаж «Декабриста»


Когда «Декабрист» прибыл в порт, к нему на борт поднялся начальник Севморпути Иван Папанин. Он поздравил капитана с удачным возвращением и поблагодарил за доставку ценного для фронта груза.

Судьба героев

К сожалению, в дальнейшем судьба героического экипажа «Декабриста» сложилась печально. Пароход покинул Мурманск в январе 1942 года в составе конвоя QP-5 и позже пришёл в США за новыми грузами.

Но большинству из его моряков было больше не суждено увидеть родину.

В ноябре 1942 года, во время одиночного перехода из Исландии в Мурманск, «Декабриста» потопили немецкие самолёты в Баренцевом море.

Из 80 членов его экипажа лишь 19 сумели добраться до острова Надежды. Там во время необычайно сложной зимовки погибли ещё 15 человек. Среди них был и боцман Петров‑Старикович.

Лишь четверым «декабристам» удалось дожить до прихода немецкой подлодки U-703, вывезшей их в Норвегию. На ней скончался ещё один советский матрос — его немцы похоронили в море.

Оставшимся троим, включая капитана Беляева, пришлось вынести все трудности плена и вернуться в СССР только после окончания войны.

Предупреждение: Данная новость взята отсюда. Авторство НЕ принадлежит Muz4in.Net. При использовании указывайте ЭТУ ССЫЛКУ как источник.



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: