6 вещей, которых не показывают в фильмах про археологов
|
Археология – одна из самых привлекательных профессий, но никто её никто не понимает. Большинство людей думают, что если вы - археолог, то имеете дело с загадочными руинами, уникальными магическими артефактами и фанатичными нацистами. Но настоящая наука подразумевает часы за книжками. Меня зовут Хадас Левин, и я женщина-археолог. Я расскажу чем мы занимаемся, пока Харрисон Форд флиртует с дамами на фуршетах.
1. Раскопки – это отпуск. Настоящая работа это ад.
При слове «археология» человек представляет Индиану Джонса, раскапывающим Ковчег из Завета в песках Святой Земли. Ну, я возможно раскапываю его другой части Святой Земли и могу сказать, что выглядит все это действо почти так же. И длиться все это примерно 2 месяца. Именно таков срок сезона раскопок.
Редко, когда раскопки идут целый год. За несколько недель вы находите сотни или тысячи предметов. Все это нужно сфотографировать, очистить и задокументировать. Этим мы и занимается остальные 10 месяцев. Вы проводите месяц или два, копая, а потом стараетесь не заработать кистевой туннельный синдром.
Когда я впервые вышла на место раскопок, я ожидала увидеть мощенные улицы с колоннадами с засохшей виноградной лозой. Ну, знаете, как это описывают в книжках. Конечно же, у каждого свой вкус в литературе, но суть, вроде бы, понятна. Но когда вы приезжаете на место и видите, миллионы маленьких кусочков, разбросанных в хаотичном беспорядке, вы понимаете, что романтика вся кончилась. Вам предстоит, собрать все воедино и соорудить дворец или храм, в зависимости от того, что вы там копаете. Похоже на паззл, который разгрызла ваша собака на маленькие кусочки, а потом половину ещё кто-то украл.
Помните световую дрель из Парка Юрского Периода. Они стреляли ею в землю и узнавали, где находятся останки динозавров.
Подобные технологические штучки на самом деле существуют, но большая часть археологов строят свою карьеру без них. Настоящие археологи и палеонтологи не похожи на Индиану Джонса. И вообще, университеты никогда не дают деньги на сверхдорогие игрушки археологов.
Мы используем устаревшую технику. По старинке, мы берем толпу студентов, выстраиваем их в линию и начинаем копать, а самый старший прогуливается вдоль них и смотрит на ямы, чтобы никто ничего не сломал неуклюжим взмахом лопатой. Мы исследуем каждый камешек очень тщательно, используя такое проверенное оборудование как глаза и руки. Есть и звуковые пушки, но они используются очень редко.
2. Почти все находки выбрасываются.
Достаточно нескольких кусочков керамического изделия, которых будет достаточно, чтобы определить, что это была за вещь и откуда она. На эту роль лучше всего подходит горлышко или дно. Это единственное, что нам нужно. Ещё нас может привлечь рисунок, и, в принципе, больше ничего. Остальное идет на свалку.
Складские помещения не бесплатны. А наш университет не такой уж и большой, чтоб привезти все находки и хранить их у себя. Обидно, но большинство находок выбрасываются. Если кто-то считает, что такие ценности нельзя просто так выбраться, но такова реальность. Могу утешить, что керамика была своего рода пластиком. Из нее изготавливалось почти все изделия, от горшков до расчёсок. Около 70% древней керамики было выкопано из земли, а потом брошены обратно в нее. Наверно, для будущих археологов, чтобы те потом снова выбросили.
Все это грустно, но зато можно бесплатно украсить свою квартиру неизвестными артефактами.
3. Это убойная наука.
Да, мы работаем осторожно. Мы щепетильные и медленные. У нас огромные шляпы и крошечные кисти. Но не обманывайтесь: когда мы работаем, мы уничтожаем большинство элементов. Иногда только так можно их изучить и задокументировать.
Время от времени, мы останавливаемся у стены какой-нибудь синагоги и думаем, что не хотим разрушать её. Ведь она тоже, своего рода, представитель культуры. Тогда мы пытаемся скрыть разочарование и начинаем копать траншею в стороне. Проходя больше половины, замечаешь, что строение бронзового века действительно хорошо сохранилось и выглядит аккуратно, но мы должны разрушить его, чтобы добраться до неолита. Это далеко не единичный случай.
Я была встревожена, когда узнала, что мы разрушили древнее сокровище для нахождения более старого. А я ведь думала, что оно уникально и должно быть сохранено. Но археология схожа с каннибализмом, пожирающая засохшие куски древних цивилизаций, лишь бы написать о них в учебниках и снять про них фильмы. Как-то в Аполлонии мы разрушили Византийские руины, чтобы добраться до Римского уровня. Мы нашли мозаичный пол, под ним винный пресс, и все это лежало под огромной кучей битого стекла.
Все осколки мы задокументировали и составили каталог. Потом все разбили кирками и разнесли по домам. Кто-то сделал пресс-папье, кто-то украсил стены дома, остальное оказалось на свалке. Если нас захватит инопланетная раса, то они будут в замешательстве, когда обнаружат в одном месте предметы, принадлежащие разным культурам и временам.
4. Материал, вырванный из контекста, ничего не стоит.
Я не говорю об известных артефактах, как Шапка Мономаха или парик Тутанхамона. Большинство предметов представляют из себя непонятные керамические осколки или рванные лоскуты ткани. Поэтому происхождение установить практически невозможно.
Представьте себя в будущем, где вы пытаетесь узнать по безделушкам, стоявших в кабинетах министров в каком-нибудь Капитолии, режим правления. Но даже если мы сможем что-то выяснить, но не сможем их датировать, то мы не узнаем, кому они принадлежали. А значит, все бессмысленно. Поэтому контекст, в данном случае, играет огромное значение.
Датирование некоторых предметов и фактов дает нам определенный хронологический якорь. Без якоря вся информация, добытая благодаря раскопкам, может значить совсем другое. Если бы таковых не существовало, то можно было бы приписать создание Интернета неандертальцам.
Может случиться так, что какой-нибудь расхититель гробниц проникнет в погребальную и стащит из неё скребок царя. Он думал, осматривал его, пытался что-то с ним сделать, но так и не понял, для чего он, и в итоге сломал. Потом решил продать с аукциона. Кто-то попользовался не по назначению и выкинул. А из-за них мы никогда не узнаем, как в древности боролись с зудом.
5. Место археологических раскопок выглядит совсем по-другому.
В фильмах значительную часть тяжелой работы выполняют дешевые наемные арабы, которые как будто бы даже получают удовольствие от этого. Но в реальной жизни – это тощие американские студенты. Было бы прекрасно, если бы мы смогли нанять арабов. Это плюс и нам, и им. Ведь так они смогли бы подзаработать. Не всегда финансовое положение местного населения хорошее. Но университеты неохотно тратятся даже на лопаты.
Большинство археологических раскопок зависят от добровольцев. Они проводят свои отпуска и каникулы, чтобы вставать с рассветом и целый день пахать под знойным солнцепеком. Им никто не платит за это. Наоборот, это они платят, чтобы попасть в ад. Они сами покупают свои билеты, сами оплачивают жилье, сами оплачивают визу, сами оплачивают питание лишь для того, чтобы иметь привилегию, которой нельзя воспользоваться в музеях. А именно, прикоснуться рукой к экспонатам. Настоящих ученых и старателей на раскопках бывают всего до пяти человек, а иногда даже один.
А если серьезно, то это довольно весело. Романтика все же проскакивает. Работать трудно, но по вечерам можно распить бутылку, другую пива, костер, задушевные разговоры, истории и шутки. Как в фильмах про Индиану Джонса, правда, нацистов не видно. Главное здесь настрой, и вы не разочаруетесь. Народу не так много на раскопках. Самая большая группа, в составе которой я была, была из 30 человек (плюс-минус). Бывает, работают в сетках, будучи подвешенными. Вы продвигаетесь так же быстро, как мертвец на велосипеде.
В основном все деятели в археологии – женщины. В моем университете все преподаватели женского пола. Раньше археологией занимались мужчины, как и преподаванием, а теперь мы переняли эстафету. Хотя среди известных «копателей» не так много археологов-женщин, исключая Лару Крофт и двух её «подружек» (ну если понимаете о чем я).
Археология стала наукой, в которой доминируют мужчины. Но в Викторианскую эпоху были женщины, которые выходили в поля и пустыни в своих китовых корсетах и бежевых сарафанах. Но все эти сложности не остановили Гертруду Билл от изучения древнего Вавилона в компании местных бедуинов в 1909-ом году. Так она стала самой влиятельной женщиной с Запада на Ближнем Востоке за десять лет до того, как женщины смогли официально голосовать в США.
6. Бесценные артефакты были уничтожены по непонятным причинам.
До середины 1990-ых годов все человеческие останки в Израиле считались археологическими находками. Но в 1994-ом все изменилось. Сейчас на них смотрят как на человеческие останки. Даже если останкам более 1000 лет. Поэтому любые человеческие кости должны быть перезахоронены, на случай, если вдруг умерший был евреем.
В моей практике был один случай, когда мы нашли распятый скелет. Мои преподаватели сразу бросились его спасать. Им удалось выбить несколько недель для его изучения, а потом его похоронили. В общем, в Израиле нету смысла искать человеческие останки, потому что вы сначала их откапываете, а потом закапываете.
Единственная кость, которую все-таки удалось оставить, была тазовой костью неандертальца. Она и сейчас над земной поверхностью и храниться в коробке в маленьком кабинете. Мы боимся её вывезти, потому что думаем, что правительство может нас остановить. Нам повезло с этой костью, потому что считается, что иудаизм появился намного позже последнего вымершего неандертальца.
Для такого святого места уничтожается слишком много артефактов. Не так давно, бульдозер перемолол землю возле строящегося моста. А по археологическим следам, там было поселение древних людей, научившимися первыми добывать огонь.
Вот такая она работа археолога и если говорить честно большая грудь только мешает нашей работе.
Copyright Muz4in.Net © - перевод Марсель Гарипов
Так что если для Вас археолог - это Лара Крофт, то Вам ещё рано посещать информационные порталы такие как snoom.ru. На таких сайтах не так много картинок с котейками и прочим "детским" контентом. Такие сайты только для взрослых.
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: