5 скучных способов стать более креативным
|
Креативность и сумасшествие. Они сочетаются друг с другом, как имбирь и пиво, выдержанный сыр и дорогое вино, художники-импрессионисты и отравление свинцом. Одно невозможно представить без другого.
Творчество по определению является противоположностью скуке. Если нечто кажется нам креативным, то это потому, что оно вызывает удивление или восторг, меняет наши представления о некоторых жизненных явлениях.
Творческие люди далеко не скучные. Творчество – это не серость. Поэтому мы уверены, что секрет успеха в творчестве не должен быть скучным.
Ну, например, вы только что окончили филфак и мечтаете стать великим писателем. На последние, накопленные за годы студенческой жизни деньги покупаете билет в Париж и планируете обосноваться на какое-то время во Дворе чудес, чтобы пережить романтические страдания, найти вдохновение для будущих шедевров.
Вот, правда, Дворы чудес исчезли в XVIII веке. А ныне бездомные на улицах Парижа уж очень быстро вместо романтических приключений получают дозу героина, а последующую зависимость оправдывают тем, что без него ничего хорошего не пишется.
А если мы обратимся к истории, то непременно наткнемся на анекдоты о том, как величайшие гении творили свои произведения. Игорь Стравинский находил вдохновение только после того, как делал стойку на голове. Говорят, что в первые дни существования Apple Стив Джобс мыл ноги в унитазе, чтобы очистить сознание перед встречами. Винсент Ван Гог поссорился со своим соседом по квартире, отрезал себе ухо и – не желая, чтобы оно пропало даром – завернул его в подарочную упаковку и отдал своей любимой проститутке на память.
Да, «скучный» – это последнее слово, которое можно было бы использовать по отношению к мировым гениям. И действительно, их творчество совсем не такое.
Но мы собираемся поговорить о другом. Мы возьмем на себя смелость утверждать, что процесс творчества на самом деле довольно скучный. А посему и само творчество может быть однообразным. Это то, что любой смертный может развить в себе, чтобы стать успешным.
Хотя сам гений и результаты его работы могут быть любыми, но никак не скучными, история и наука учат нас, что процесс, приводящий к этому результату... совершенно обыденный.
И это хорошие новости для нас.
Что вообще значит быть «креативным»?
Творчество – это танец между новизной и ценностью. Чтобы что-то выглядело креативным, оно должно быть одновременно новым и полезным.
Хотя мы думаем о творчестве как о создании чего-то уникального, по большей части это не так. Фактически, большая часть того, что мы воспринимаем как «новое» – это просто старый материал, переработанный новыми или неожиданными способами.
Например, аккордовая последовательность из «Канона ре-мажор» композитора 17-го века Иогана Пахельбеля сотни раз переписывалась, и только за последние несколько десятилетий были созданы десятки хитов.
Большинство новаторских фильмов или книг берут старые сюжеты своего жанра и добавляют какой-то новый поворот или неожиданную динамику. Например, одна из причин успеха сериала «Во все тяжкие» заключалась в том, что в нем использовалась общая история о торговле наркотиками, а главный герой заменялся белым мужчиной из среднего класса, которого могло бы понять большинство американцев. Простая замена этого элемента создала, казалось бы, совершенно новую и оригинальную историю.
Исследователи называют это «дивергентным мышлением», и это один из лучших показателей измеримости творческого потенциала, а также один из лучших навыков, которому нужно научиться, если вы хотите стать более креативным. Вместо того чтобы спрашивать себя: «Как мне создать что-то новое?», спросите себя: «Как я могу изменить что-то старое, чтобы оно стало новым?»
Кстати, очень часто в этом обвиняют психологов. Мол, все советы, которые они дают, придуманы не ими, а кем-то другим намного раньше.
Вот только это вполне нормально! Ну, не соревноваться же с Аристотелем и Буддой?! Эти советы существуют уже тысячи лет. А современные психологи просто перерабатывают их интересными и новыми способами, меняют акцент на нескольких моментах и добавляют пару своих собственных идей, чтобы оживить их. Вместо того чтобы сосредотачиваться на счастье и позитиве, кто-то сосредотачивается на боли. Вместо того чтобы продавать отчаявшимся людям визуализацию успеха, им помогают усомниться в их определении успеха.
И это работает. Миллионы людей, которые не верят вовсе воздушное, розовое, позитивное, действительно ценят новизну психологов-критиков.
И это подводит нас ко второй части творческой работы: добавлению ценности. Творческая работа не является творческой только потому, что она «нова», но еще и потому, что дает миру какую-то ценность.
Можно написать часовую симфонию, состоящую только из пукающих подмышек, или изобрести новый «диетический напиток», состоящий исключительно из воды. И хотя эти вещи, безусловно, были бы «новыми», они определенно не были бы ценными. Поэтому мы бы не сочли их особо креативными.
Что касается вещей, которые несут в себе ценность, но не являются новыми, то мы обычно считаем их копированием чего-то или кого-то еще. Подумайте о фильмах, которые Голливуд переснимает по восемнадцать раз – вы все равно платите, чтобы пойти на них, даже если знаете, что в них, вероятно, нет ничего оригинального.
С другой стороны, вещи, которые новы, но не несут ценности, мы считаем грубыми, безвкусными и незрелыми. Ну, а как еще назвать ту же симфонию подмышек?
Совместить новизну и ценность сложно. Это требует множества проб и ошибок. Это требует обратной связи от людей. Понимания вашей аудитории и их ценностей. Это требует оттачивания и совершенствования своего ремесла на протяжении многих лет практики.
И это то, где требуется тяжелая работа. На каждую гениальную симфонию, на каждый передовой гаджет приходятся десятки, если не сотни, неудачных идей.
На каждую хитовую песню поп-группы наверняка приходится полдюжины альбомов, о которых никто не слышал. На каждый научный прорыв приходились сотни теорий, которые оказывались ошибочными.
На самом деле творчество – это тяжелый труд. И, как и любая тяжелая работа, оно требует определенной степени рутины и повторяемости. И поэтому зачастую оно бывает скучным.
Оказывается, творчество – это навык. И, как и любой навык, вы можете практиковаться и совершенствоваться в нем. Фактически, может помочь простое изучение творений других и механизмов их создания.
Итак, вот некоторые из не очень захватывающих, но чертовски важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы стать более креативным в жизни.
1. Сосредоточьтесь на работе, а не на вспышках вдохновения
Теория естественного отбора Чарльза Дарвина была опубликована более 160 лет назад и до сих пор считается одной из – если не самой – новаторских идей в истории науки.
Но у Дарвина никогда не было «озарения» по поводу естественного отбора. В его голове не вспыхивала лампочка.
Правда довольно скучна: Дарвин изучал тысячи различных видов растений и животных на разных континентах в течение нескольких десятилетий. Он делал заметки, рисовал, путешествовал, разговаривал с местными жителями и другими учеными, а затем писал в своем дневнике о том, что видел.
Он придумывал теорию естественного отбора по частям в течение многих лет тихих исследований. И даже когда у него была сформирована основная теория, он некоторое время сидел над ней, чтобы все обдумать. Он переписывался с другими учеными, чтобы узнать их мнение. Затем он решил опубликовать свою теорию, потратив много лет на написание своей самой известной работы «Происхождение видов».
В целом Дарвин провел более двадцати лет своей жизни, занимаясь естественным отбором.
Как это часто бывает, впоследствии многие люди пытались приписать теорию естественного отбора гениальности Дарвина. Но это раздражало старого ученого. Ведь он посвятил всю свою сознательную жизнь, сбору данных из неизвестных мест и попыткам разобраться в них, но были люди, желавшие верить, что он создал свою теорию из воздуха. Он неоднократно подчеркивал объем работы, вложенной в его новую теорию.
Такое отношение «заткнись и приступай к работе», кажется, касается большинства творческих личностей. Секрет литературного успеха Стивена Кинга, по его собственным словам, состоит в том, чтобы просто писать 3000 слов в день, несмотря ни на что, а затем удалять все неудачные куски (а это большая часть).
Прежде чем добиться успеха, The Beatles играли по пять или шесть часов в сутки каждую ночь в течение почти двух лет в качестве неизвестной кабацкой группы в немецких ночных клубах. Позднее Леннон и Маккартни приписали свою невероятную плодовитость и стремительный взлет славы этому марафону практики и производительности. The Beatles выпустят тринадцать студийных альбомов в течение восьми лет, каждый из которых станет платиновым.
Мысль о том, что гениальная идея приходит благодаря вспышке вдохновения – миф. Вдохновение приходит во время работы, а не перед ней. Как выразился известный портретист Чак Клоуз:
«Вдохновение – для любителей. Остальные просто садятся и приступают к работе».
Творческие люди не «находят время» для творчества – они вкладывают время в творчество.
Поэтому неудивительно, что мы нередко находим немало общих черт в произведениях гениев на протяжении всей истории. Просто они работали над собой больше, чем большинство людей, и дольше, чем большинство людей. Существует почти прямая корреляция между тем, сколько кто-то создал, и тем, насколько оригинальной оказалась их работа.
Моцарт и Бетховен сочинили каждый более чем по 600 музыкальных произведений. Большинство их современников за свою карьеру создали в 6 раз меньше.
Пикассо написал столько, что искусствоведы до сих пор не могут даже сосчитать всё. По некоторым оценкам, за свою жизнь он создал более 50 000 произведений искусства. Большинство других профессиональных художников произвели от нескольких сотен до пары тысяч – самое большее.
Марк Твен написал 22 романа, сотни рассказов, десятки научно-популярных книг, полных эссе, мемуаров и сатиры, сборник стихов и автобиографию. Всего Твен опубликовал почти восемьдесят книг менее чем за пятьдесят лет, что является ошеломляющим результатом для любого автора.
Исследования показывают, что лауреаты Нобелевской премии выполняют почти вдвое больше работы, чем их коллеги в тех же областях.
Оказывается, секрет творчества «великих» на протяжении всей истории не столько в том, что они были творческими гениями, сколько в том, что они гении трудовой этики.
Если использовать аналогию с баскетболом, эти люди набрали наибольшее количество очков не потому, что ни разу не промахнулись, а потому, что сделали больше всего бросков.
Природа истории и человеческой памяти такова, что мы помним великое и забываем остальное. Легко предположить, что кто-то вроде Твена или Пикассо просто внезапно выдал несколько блестящих работ, хотя реальность такова, что они батрачили на своем ремесле в течение многих десятилетий, чтобы в конечном итоге стать в один ряд с горсткой классиков, которых мы сегодня почитаем.
Или, как однажды сказал Эйнштейн: «Дело не в том, что я такой умный, я просто трачу на решение задач больше времени».
2. Живите обычной жизнью
В начале статьи мы упомянули несколько известных творческих личностей, которые совершили в своей жизни ряд… ошибочных творческих поступков. Творческих гениев часто называют чудаками. И, конечно, иногда так и есть.
Но далеко не всегда.
Эрнест Хемингуэй – наверное, один из самых популярных американских авторов прошлого века. Его стилю письма подражали все, от учителей английского языка в средней школе до начинающих писателей и рекламных копирайтеров. Людям нравится представлять, как Хемингуэй бьет по клавишам пишущей машинки в каком-то темном бунгало на Кубе посреди ночи рядом с бутылкой рома. И хотя, вероятно, именно этим он и занимался в последние годы своей жизни, но большую ее часть все же он был гораздо более приземленным.
Он отказался от работы в качестве газетного репортера в Канзас-Сити, прежде чем уехать на итальянский фронт во время Первой мировой войны, чтобы работать водителем «скорой помощи». После войны он стал иностранным корреспондентом нескольких новостных изданий, которые поддерживали его, пока он писал некоторые из своих самых известных работ, минуя службу.
Иными словами, большую часть литературной карьеры этот человек работал на самой обычной работе.
И так происходит чаще, чем думает большинство людей. Салман Рушди работал копирайтером в большом рекламном агентстве в Нью-Йорке, днем писал слоганы для банальных рекламных кампаний, а ночью работал над романами.
Энди Уорхол работал в рекламном отделе журнала и был дизайнером производителя обуви. Именно здесь он экспериментировал со многими техниками, которые позже стали определять его стиль дизайна.
Большинство пользователей Интернета заставят вас поверить в то, что скучная стабильная работа каким-то образом убивает творчество. Но во многих случаях скучная корпоративная жизнь фактически позволяла этим людям обедать и одновременно оттачивать свои умения.
3. Скучать, не отвлекаться
Возможно, самый скучный из всех скучных способов стать менее скучным и более творческим – это… сама скука.
* Смотреть на пустую страницу, хотя хочется покопаться в телефоне.
* Сидеть перед холстом, когда вы предпочитаете сидеть перед телевизором.
* Разрабатывать приложения, когда вы предпочитаете найти созданное кем-то другим.
Платон писал, что скука – мать всех изобретений. Наш ум становится творческим, потому что помогает избежать беспокойства, присущего нашему собственному существованию.
Когда вам скучно от нечего делать, вы сталкиваетесь с осознанием того, что у вас есть свобода выбора, какой будет ваша жизнь в этот момент. И какой бы вдохновляющей ни казалась эта мысль, это чертовски страшно.
Попробовать что-нибудь новенькое? Что-то, что может помочь, а может и нет? Что-то, в чем мы можем быть хороши... или полностью потерпеть неудачу? Зачем мы просто сидим здесь?
Современное общество со всеми его яркими красками действительно хорошо умеет отвлекать нас от этой скуки и беспокойства. Но при правильном подходе и окружении творческие люди подпитываются ежедневными событиями. Вместо того чтобы страдать от неуверенности в себе, подпитываемой внешними факторами, они используют их для создания чего-то нового. И ведь, по сути, нет разницы между вдохновением и отсутствием отвлекающих факторов.
4. Найдите самых креативных людей в своей области и наблюдайте за ними
Многие люди мечтают придумать что-то настолько оригинальное и уникальное, что у других не будет другого выбора, кроме как бросить все и уставиться на вновь обретенный гений с отвисшей челюстью. Они настолько мотивированы идеей придумать следующий хит/идеальный дизайн/уникальный продукт/что угодно, что они сидят и ждут, пока не найдут то единственное, что выделит их среди всех остальных.
… И в конечном итоге они ждут вечно и ничего не делают.
Пикассо сказал: «Хорошие художники берут взаймы, великие – воруют». Он имел в виду, что нет ничего действительно нового, и великие художники это понимают. Они понимают, что творчество – это не изобретение, это новое прочтение.
Исследования показывают, что процесс творчества начинается с погружения в интересующую вас область. Это означает: во-первых, изучите себя. Прежде чем добавлять что-то новое (и ценное!) в какую-либо работу, вы сначала должны знать, что это за работа, и стать достаточно опытным, чтобы хотя бы подражать ей, если не превзойти.
Так поступают музыканты, разучивая чужие песни. Писатели делают это, когда читают книги других писателей и стараются писать больше, чем они. Художники – когда пытаются подражать своему любимому художнику. Предприниматели – когда копируют уже успешную бизнес-модель и корректируют ее под себя.
Это закладывает основу для остальной части творческого процесса, предоставляя знания и опыт в элементах профессии, которые можно смешивать друг с другом, чтобы создать новую творческую работу.
Стив Джобс не изобретал персональный компьютер. Он не изобретал мышь или графический интерфейс. Он не изобретал MP3-плееры или смартфоны. Он не изобретал планшеты, ноутбуки или носимые устройства. Он буквально ничего не придумал.
Он просто сделал старые вещи лучше.
Найдите людей, которым вы хотите подражать, и начните это делать. Устройтесь на работу или стажировку у кого-то, у кого гораздо больше опыта, чем у вас, делайте все, что они вам говорят, а затем делайте больше самостоятельно.
Вы не развиваете свой собственный стиль или голос в отрыве от жизни. Вы делаете это, сначала перенимая чей-то стиль и голос, а затем меняя его, чтобы создать свой собственный.
5. Относитесь к идеям как к инвестициям: покупайте дешево, продавайте дорого
Мир инвестирования, безусловно, не ассоциируется у нас с миром творчества. Акции, облигации, процентные ставки, налоги, квартальные отчеты, годовые отчеты, аннуитеты, специалисты по финансовому планированию, корректировка инфляции… Вы еще не заснули?
Все это может утомить вас до такой степени, что вы захотите ударить себя ржавой ложкой. Но золотое правило инвестирования – покупай дешево, продавай дорого – действительно может научить нас кое-чему и в обсуждаемой сфере.
Очевидно, что, когда вы делаете какие-либо финансовые вложения, ваша цель – купить по самой низкой цене и продать по самой высокой, получив разницу.
Для этого сообразительные инвесторы часто ищут инвестиционные возможности, в которых потенциал бизнеса и общественное мнение не совпадают. То есть они пытаются покупать компании, которые более ценны, чем думает большинство людей, а затем продают их, когда рыночное восприятие становится более точным.
Искусство имеет много общего с недооцененными акциями. Поначалу, когда люди слышат о новой идее, многие из них посмеются над ней, считая ее нелепой, диковинной, ненужной или просто глупой. Именно здесь художник «покупает» идею по низкой цене, а затем находит способ обновить и превратить ее в нечто более дорогое, что мир понимает и ценит.
Инди-панк был малоизвестным поджанром злобных подростков, пока Курт Кобейн не превратил его в мейнстримный гранж-рок. Персональные компьютеры считались слишком дорогими и непрактичными до тех пор, пока Билл Гейтс не создал программное обеспечение, которое было достаточно простым и универсальным, чтобы каждый возжелал их заиметь.
Поэтому, возвращаясь к психологам, они могут посмеяться, когда их обвиняют: «Вы не придумали ничего из этого!»
Конечно, нет. Но вы действительно готовы прочитать 700 страниц немецкой философии и обобщить основные положения в электронном виде? Вы переупаковали экзистенциалистские аргументы в пользу ответственности в век информации? Вы нашли потрясающие истории о безумных героях Второй мировой войны, о которых никто никогда не слышал, и рассказали миру о них с идеальным балансом почтения и анализа осознанности?
Вряд ли.
Какой бы скучной и разрушительной для души ни казалась эта аналогия, это правда. Разберитесь в своей нише. Научитесь замечать недооцененные идеи и активы. Развивайте навыки, чтобы превратить их в то, что нравится людям и что они ценят.
Вуаля. Это творчество.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по статье Марка Мэнсона
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: