10 мифологических причин, объясняющих то, почему мы болеем и умираем
|
Не имея доступа к современным технологиям и знаниям о различных заболеваниях, которые у нас есть сегодня, представители древних цивилизаций пытались объяснить то, почему человек болеет и умирает, с точки зрения мифологии…
1. Ящик Пандоры (древние греки)
Один из самых популярных мифов, объясняющих причины возникновения болезней и раздоров, связан с Пандорой, первой женщиной, созданной по велению Зевса в наказание людям, принявшим от Прометея священный огонь. Каждый из богов наделил её особым даром. Так, например, Афина дала ей красоту, которой она пленила мужчин, а Гермес – хитрость и красноречивость.
Древнегреческий поэт Гесиод в одном из своих произведений упоминает о ещё одном даре – ларце, внутри которого находились болезни, скорби и прочие невзгоды. (Слово «ящик», по всей видимости, стали употреблять из-за неправильного перевода, выполненного известным гуманистом XVI века Эразмом Роттердамским.) После того как Пандора, поддавшись любопытству, открыла его, на мир обрушились страшные беды. Когда она захлопнула крышку, то на дне ларца осталась лишь надежда. На этом закончился Золотой век человечества, и начался Серебряный, наполненный болезнями, страданиями и смертью.
2. Животные (чероки)
Представители племени чероки, проживавшего в юго-восточной части США, во всех болезнях, которые с ними приключались, винили, как ни странно, животных.
На заре человечества люди жили в мире и согласии с природой (растениями и животными, которые, как считали раньше, умели разговаривать), но потом всё изменилось. Они начали уничтожать животных, часто без видимых на то причин.
Животные, собравшись вместе, провели совет, на котором обсудили вопрос о том, что делать дальше с новоявленной жестокостью людей. После долгих споров они пришли к выводу, что нужно наслать на людей страшные болезни и отомстить им таким образом за их ужасные злодеяния. Но растения прониклись жалостью к несчастным. Они провели свой совет, на котором единогласно приняли решение стать для людей природными помощниками в борьбе с настигнувшими их болезнями.
3. Ловиатар (финны)
Ловиатар, слепую дочь Туони (финского бога смерти), финны считали виноватой в появлении девяти самых смертельных в мире болезней и недугов.
Ловиатар родилась некрасивым ребёнком. Когда она выросла, то забеременела от ветра и через девять лет скитаний по свету родила в страшных муках девятерых сыновей со страшными болезнями. Все священнослужители, к которым Ловиатар обращалась, отказывались крестить её «ужасных» детей. Тогда она решила сама дать им имена. Первого сына Ловиатар назвала Сйоджей («рак»), второго – Рутто («чума») и так далее. Девятый ребёнок имени не получил. Он олицетворял зависть и стал проклятием для всего человечества.
4. Валумбе (баганда)
Баганда – бантусский народ, проживающий на юге Уганды.
Валумбе был сыном Ггулу, создателя всех вещей в мифологии баганда. У него была сестра-близнец Намби, жена первого человека на Земле.
Когда Намби решила спуститься на землю, чтобы вступить в брак со своим возлюблённым Кинту, отец велел ей сделать это втайне от Валумбе, который был олицетворением зла и непременно бы захотел последовать за ней. Намби, спустившись на землю, вдруг вспомнила, что забыла наверху зерно для курей. Она, проигнорировав строгое предупреждение отца, вернулась на небеса и случайно столкнулась со своим братом. Он, узнав обо всём, решил спуститься на землю вместе с ней.
Согласно традициям народа баганда, Валумбе, как брат невесты, заявил, что один из детей Кинту и Намби должен быть отдан ему на воспитание. Кинту не позволил ему забрать ребёнка, и тогда Валумбе решил отомстить и начал по очереди убивать всех его детей.
Тогда Ггулу отправил на землю Кайкузи, чтобы он забрал Валумбе обратно на небо. Сделать это ему не удалось. Валумбе до сих пор бродит по земле, убивая каждый день невинных детей.
5. Шапона (йоруба)
Шапона в мифологии народа йоруба (Западная Африка) считался богом оспы.
У верховного бога Олоруна было двое сыновей. Младшему сыну, Шанго, он поручил управлять небом, а старший, Шапона, получил во владение землю.
Представители народа йоруба верили, что Шапона наслал на землю оспу потому, что был чем-то разгневан. Люди, чтобы лишний раз не злить бога оспы, старались не произносить его имя вслух.
6. Мунпа Зердан (тибетцы)
Согласно традиционной тибетской мифологии, мир был рождён из двух огромных космических яиц, образованных путём слияния пяти первичных элементов. Одно яйцо излучало белый свет, другое было наполнено тьмой.
Бог мудрости разбил яйцо с белым светом, откуда появились несколько добрых божественных существ и сам мир. Божество по имени Мунпа Зердан вылупилось из чёрного яйца. Он принёс в мир чуму, невежество, безумие, страдания и злых демонов.
7. Ра (древние египтяне)
В конце периода, получившего название Золотой век, люди утомили древнеегипетского бога солнца Ра настолько, что он решил оставить их на произвол судьбы. Они, осознав это, начали поклоняться другим богам и сплотились против Ра, что очень его разгневало. В качестве наказания он послал на землю богиню войны Сехмет, чтобы она расправилась с теми, кто посмел восстать против него. Сехмет огненным дыханием уничтожила растительность Египта, превратив плодородные земли в пустыню.
Увидев последствия, к которым привёл его гнев, Ра одумался и решил спасти то, что осталось, включая людей. К сожалению, Сехмет было уже не остановить; она жаждала человеческой крови. Тогда Ра собрал семь тысяч сосудов, наполненных пивом, добавил в него красный краситель, чтобы оно выглядело как кровь, и напоил им Сехмет, которая тотчас же успокоилась и уснула. Тем не менее, болезни и смерть теперь стали неотъемлемой частью жизни людей, хотя Ра и создал несколько новых богов, которым поручил присматривать за народом Древнего Египта.
8. Тлалок (ацтеки)
Тлалок был богом дождя и плодородия и считался одним из главных в мифологии ацтеков. Люди поклонялись ему как животворящему божеству и старались не гневить его, потому что он мог не только способствовать хорошему урожаю, посылая на землю дожди, но и уничтожить все посевы градом или засухой.
Тлалок держал в своей руке четыре огромных кувшина, каждый из которых символизировал различные священные направления мира. В первом сосуде находился обильный дождь, во втором – пагубный холод, в третьем – засуха, в четвёртом – загрязнённая вода и болезни. Однажды другие боги, которых почитали меньше, чем Тлалока, разбили кувшины, выплеснув их содержимое на человечество.
9. Шива (индусы)
Одним из самых могущественных и популярных божеств в индуизме считается Шива. Он, если верить индуистской мифологии, связан с сотворением мира и возникновением заболеваний в частности. Однажды Дакша, отец жены Шивы, Сати, решил устроить церемонию жертвоприношения, куда пригласил всех богов, кроме Шивы. Сати, увидев своего мужа сидящего в гордом одиночестве, поинтересовалась у него, почему он не на церемонии. Когда она узнала причину, то ей стало очень стыдно за своего отца. Сати сказала Шиве: «Ты для меня важнее всего на свете».
После начала церемонии Шива вместе со своими слугами, наводящими на всех страх и ужас, напал на жертву Дакши, поразив её стрелой из лука. Когда он гнался за жертвой, с его лба на землю упала капля пота, превратившись в маленького человека с красными глазами по имени Болезнь (Лихорадка, согласно некоторым версиям). Боги решили смилостивиться над Шивой и позволили ему вместе с ними принять участие в церемонии жертвоприношения при условии, что он разделит на много частей своё новое творение, ибо мир не сможет вынести такого недуга. Шива согласился. Так в мире и появилось огромное количество различных заболеваний.
10. Бабалу-Айе (африканцы)
Бабалу-Айе представляет собой бога всех недугов, существующих на свете. Он насылает болезни на тех, кто отказывается ему подчиняться либо не сдерживает своих обещаний. Последователи синкретической религии сантерии считают, что Бабалу-Айе каким-то образом связан с лепрой (проказа). Согласно некоторым версиям, Бабалу-Айе был сам поражён лепрой, что объясняет тот факт, почему его часто изображают с костылями.
Как гласит один миф, однажды Бабалу-Айе пригласили на церемонию, которую устроили другие ориши (представители народа йоруба так называли богов). Он был неуклюжим и неслаженным, поэтому все вокруг над ним посмеивались. Разгневанный таким отношением к себе, Бабалу-Айе высвободил наружу поток болезней и эпидемий, которые в мгновение ока распространились по всему миру. Когда он увидел, что натворил в порыве злости, то решил посвятить своё существование помощи страждущим людям.
Материал подготовила Rosemarina - по статье сайта listverse.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: