Жуткие оккультные детективы Викторианской эпохи
|
«Анри Робин и призрак» (Юджин Тьебо, 1863 год)
После ошеломительного успеха «Шерлока Холмса» мир захватили женщины-детективы, французские детективы, канадские детективы-лесорубы, цыганские детективы, детективы-священники и детективы-врачи. Однако существовало не так много вещей, которые можно было бы обнаруживать и расследовать.
Таким образом, почему бы было не придумать призраков?
Так появились на свет оккультные детективы, которые охотились за призраками свиней, обезьян, пони, собак, котов и, по непонятным причинам, мумий. Множества мумий. Помимо странных имён, который звучали так, словно они были случайно придуманы маленькими мальчиками в очках с толстыми линзами (доктор Сайленс, мистер Персей, Морис Клау, Саймон Ифф, Ксавьер Уичерли), эти оккультные детективы обладали ещё одной общей чертой: они были совершенно никудышными следователями.
Консультирующий детектив Артура Конан Дойла, Шерлок Холмс, изменил мир фантастики, когда в рождественском ежегоднике Beeton’s Christmas Annual в 1887 году появилась его первая повесть под названием «Этюд в багровых тонах». Однако до него существовало множество прото-детективных историй, например, «Галерея ужасных историй об убийстве» (1650 год), вымышленные криминальные биографии, опубликованные в жанре ньюгейтского романа, такие как «Ночь сулила быть тёмной и бурной» Эдварда Бульвера-Литтона и «Убийство на улице Морг» (1841 год) Эдгара Аллана По. Под влиянием этого литературного сброда появился первый оккультный детектив: доктор Мартин Гесселиус.
Будучи врачом, литератором и энтузиастом халатности, доктор Гесселиус впервые предстал в «Зелёном чае», опубликованном в журнале All the Year Round в октябре 1869 года и отредактированном Чарльзом Диккенсом. Он был творением ирландского писателя Шеридана Ле Фану, известного как «Невидимый Принц», поскольку он редко покидал свой дом после смерти его психически больной жены в 1858 году. Страдающего от одержимости и невротизма, Ле Фану всю жизнь преследовал повторяющийся кошмар: в нём он стоял, замерев, перед древним особняком, который угрожал рухнуть на него. Когда Ле Фану нашли мёртвым в 1873 году (он умер от сердечного приступа), его врач сказал: «Наконец, дом рухнул». Эти слова были весьма остроумными, однако, вероятно, не тем, что ожидала услышать семья Шеридана.
«Зелёный чай» – лучшая из историй Ле Фану о призраках, и она сразу же установила тот самый чёрствый тон профессионального пренебрежения человеческими эмоциями, который стал присущ всем оккультным детективам. Рассказанный медицинским секретарём Гесселиуса с восемью пальцами, «Зелёный чай» повествует о том, как Преподобный Дженнингс обращается к доктору Гесселиусу с просьбой помочь ему с призрачной обезьяной, которая сводит его с ума. Гесселиус определяет, что чрезмерное чтение и употребление зелёного чая непреднамеренно открыли у Преподобного «третий глаз». Доктор просит Дженнингса немедленно вызвать его в следующий раз, когда тот увидит обезьяну. В следующий раз, когда появляется обезьяна, Гесселиус находится в отпуске и просит его не беспокоить, поэтому Дженнингс перерезает себе горло. Гесселиус реагирует на это, обороняясь и хвастаясь. Он успешно вылечил 57 пациентов с «открытым глазом», как он пишет коллеге, и мог бы с лёгкостью помочь Дженнингсу, если бы тот не был глупым слабаком, который умер от «наследственной суицидальной мании»; к тому же, формально он не был пациентом Гесселиуса.
Оборонительное поведение, высокомерие и придуманные знания, которые приводят к смерти пациентов — всё это признаки оккультного детектива, такого как доктор Джон Сайленс, созданный Алджерноном Блэквудом. Пожалуй, он является самым большим придурком в странной фантастике. Его первым приключением стало «Психическое вторжение» (1908 год), в котором юморист перебарщивает с марихуаной и теряет чувство юмора. Сайленс использует магическую собаку породы колли, чтобы бороться с тем, что, как он утверждает, является призраком злой леди. Он полагается на кучу лженауки («Как я уже говорил вам, силы мощной личности всё ещё могут сохраняться после смерти на линии их первоначального импульса... если бы вы были знакомы с магией, вы бы знали, что мысль динамична... и тому подобное».) и в конечном итоге сносит дом юмориста.
Оккультные детективы любят сносить дома, и они ненавидят женщин, иностранцев и восточный мистицизм примерно в таком порядке. В «Возмездии огня» вспышка самовозгорания связана с эгоистичной пожилой леди, которая украла ожерелье из скарабея у мумии. Сайленс демонстрирует свои манеры, бросая старую деву разъярённой мумии, которая сжигает её дотла. После этого Сайленс относит обугленный труп леди наверх и укладывает его в постель. Утром его находит горничная.
Сайлен сражался с большим количеством иностранцев, включая канадских оборотней («Лагерь собаки»), немецкими сатанистами («Тайное поклонение»), французскими ведьмами-кошками («Древнее колдовство») и математикой («Жертва высшего пространства»). Каждая из его историй заканчивается невыносимой лекцией и самодовольной ухмылкой. Его единственное приключение, которое не вызывает желания швырнуть книгу куда подальше, связано с путешествием Сайленса во времени – «Древнее колдовство». Большая часть истории отведена рассказчику, торговцу шёлком, который возвращается в свою старую немецкую школу-интернат и с любовью вспоминает о том, как здесь над ним издевались («... каждый день – квашеная капуста, водянистый шоколад по воскресеньям, привкус тягучего мяса, подаваемого два раза в неделю на обед; и он улыбнулся, вспомнив о половинных порциях, которые служили наказанием за разговоры на английском языке».).
Далее мы плавно переходим к творению Уильяма Хоупа Ходжсона под названием «Карнаки, искатель призраков». Дела Карнаки вращаются вокруг людей, переодетых в костюмы лошадей. Также за ним часто гоняются по комнате бесплотные руки демона. Используя полностью выдуманную систему магических заклинаний, состоящих преимущественно из гласных («Заклинание Раааээ», «Ритула Сааамааа»), Карнаки проводит большую часть своих приключений, сидя в центре электрического пентакля, делая фотографии странных монстров, таких как кошмарная свинья («Свинья»), пол, который превращается в сморщенную пару свистящих губ («Свистящая комната»), и кровавый шторм («Дом среди лавров»). Его фирменная «фишка» – выгонять гостей из дома с криками «Вон отсюда! Вон!».
Иногда его враг – призрак шута, иногда – это ирландцы, а иногда – старый морской капитан, прячущийся в колодце, и голый ребёнок-призрак. Карнаки обнаруживает столько же обманов, сколько и фантазмов, он любит глупые научные изобретения (антивибратор, шлем для сна, электрический пентакль). И хотя он время от времени разрушает комнату или топит корабль, у него нет тяги к хаосу, характерной для других оккультных детективов.
Так, Флаксман Лоу сочетает в себе ксенофобию Джона Сайленса и фиктивную науку Карнаки. Суперкороткие рассказы о нём вряд ли оставят вас невозмутимыми. Написанные Кейт Причард и её сыном, названным майором Хескетом Хескет-Причардом, истории «Флаксман Лоу» – о бойком, насильственном человеке, который не принимает никакой пустой болтовни. В «Истории Бэйлброу» его приглашают в особняк, который преследует причудливый британский призрак. Лоу обнаруживает, что призрак объединился с иностранной мумией, чтобы создать суперзлое существо – вампира-призрака-мумию. Карнаки сфотографировал бы его. Доктор Сайленс прочитал бы лекцию о древних вибрационных излучениях. Флаксман Лоу же стреляет ему примерно сто раз в голову и сжигает его.
Вы нанимаете Флаксмана Лоу только в том случае, если вы любите хардкор, потому что его лечение, как правило, намного хуже, чем болезнь. Вас преследует мёртвый прокажённый из Тринидада? Снесите дом («История испанцев, Хаммерсмит»). Мешает жить культ духа греков? Ударьте его по голове и уходите («История фермы Сэддлера»). Страдаете от преследуемого призраками мочевого пузыря, фантомного вкуса или семейного суицида? Флаксман Лоу немедленно возложит вину на кучу дианистов, мёртвых родственников, которые ввязались в восточный мистицизм, африканца, прячущегося внутри шкафа и использующего светящиеся ядовитые грибы, чтобы убить семью. Затем он, как правило, взрывает дом.
На смену Лоу приходят сварливый владелец магазина с различным барахлом из «Доктора Фу Манчи» Сакса Ромера; Морис Клау и его странная стерилизованная подушка; оккультный детектив Диана Марбург, хиромант, чьи приключения включают в себя «Мёртвую руку», в которой она борется с электрическим угрём длиной 185 сантиметров, импортированным для убийства; ненормально разрушительный Айлмер Вэнс; французский оккультный детектив из Нью-Джерси Жюль де Гранден, который любит восклицать «Клянусь бородой золотой рыбки!»; человек действия, Джон Тунстоун, чья серебряная трость-меч часто оказывается в груди расы, существовавшей до появления человека и первоначально населявшей Северную Америку. Итак, мы имеем немного расистскую, чрезвычайно жестокую и совершенно ненаучную лигу оккультных детективов, которые разрушают дома, убивают другие расы и являются абсолютно ужасными людьми.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по статье tor.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: