Жертвы американского проекта MKULTRA («МК-Ультра»)
|
Проект MKULTRA – одна из самых известных программ ЦРУ, призванная изучить способы влияния на сознание человека. Было проведено немало тестов на добровольцах, заключенных и ничего не подозревающих людях. Проект предусматривал в том числе применение наркотических препаратов, в основном LSD. В зависимости от методов, исследователи наблюдали различные реакции испытуемых, имели место и смертельные случаи. И сегодня мы рассмотрим наиболее интересных участников исследований.
Кен Кизи
Кизи, автор романа «Пролетая над гнездом кукушки» и источник вдохновения последователей контркультуры, подвергался воздействию ЛСД и прочих галлюциногенов во времена аспирантуры в Стэнфордском университете – часть программы MKULTRA. Он оказался вовлеченным в исследование случайно. Его сосед-психолог вызвался для участия, но в последний момент отказался. Выдающийся спортсмен и пуританин, Кизи никогда не принимал наркотики и даже не пробовал алкоголь. Во время экспериментов он готовился к Олимпиаде 1960, поскольку был заменой в команде борцов.
Несмотря на уверения Аллена Гинзберга, Кизи не верил, что проект спонсировался ЦРУ, и только спустя несколько десятилетий понял, что это правда: «[тестирование] проводилось не с целью лечения душевнобольных, как мы думали. Это делалось, чтобы заставить людей сойти с ума и получить над ними контроль».
Все же LSD не ослабили Кизи, а психоделия стала впоследствии основой при написании книг. Кизи отмечал, что эксперименты ЦРУ вызывали подозрения, что послужило скорому появлению контркультуры: «Мы внезапно поняли, что этот мир намного больше, чем мы раньше думали. Мы не должны быть одинаковыми. Совсем не обязательно, что во всем мире могут быть только баптисты. Здесь есть место и для других христиан, и для буддистов, и для тех, кто верит в Ирландских лепреконов».
Во время испытаний ЦРУ Кизи устроился работать на проекте. Его статус как сотрудника открыл ему доступ к некоторым экспериментальным препаратам. И хотя друзья Кизи, как и многие другие, после исследований стали сами производить LSD, все же Кизи признавал, что лучший препарат был у правительства: «[Самодельный LSD] ни у кого не получался столь хорошим, как у правительства. У ЦРУ всегда самые лучшие вещи».
Уайти Балджер
Печально известный гангстер, который избегал ареста в течение десятилетий, прежде чем был схвачен в 2011 году. Балджер согласился на испытание LSD в обмен на смягчение наказания. В течение 18 месяцев он и другие арестанты проходили эксперимент, что Балджер описал как «ужасное действие LSD, сопровождаемое мыслями о самоубийстве и глубокой депрессией». На него так страшно повлияло исследование, что Балджер сравнивал испытателей с Йозефом Менгеле, нацистским врачом, проводившим ужасающие эксперименты над узниками концентрационных лагерей.
Беспокойство Балджера усиливалось еще и из-за того, что он не мог обратиться за помощью и рассказать о своих настоящих ощущений, потому что боялся до конца дней оказаться в психиатрической больнице. Действие LSD на Балджера оказалось таковым, что он с иронией описывал свое положение: «Я оказался в тюрьме за совершенные преступления, но чувствую, что их преступления гораздо хуже».
Очевидно, что гангстер был настолько разгневан после того, как узнал о целях эксперимента и его действии на людей, что он следил за доктором Карлом Пфайфером, фармакологом, который курировал проект, с целью убить его.
Роберт Хантер
Роберт Хантер, поэт и давний соратник Джерри Гарсия по группе «Grateful Dead», подвергся тем же испытаниям, что и Кизи, хотя он много лет понятия не имел, что все это часть проекта MKULTRA. Его опыт сильно отличался от испытаний Балджера. Вот что он говорил в интервью «Агентству Рейтерс» в 2013 году:
«Я не мог понять, почему они платят мне за то, чтобы я принимал эти психоделики. Они хотели проверить, буду ли я больше подвержен гипнозу во время приема препаратов. Черт возьми, было трудно понять, о чем они говорили, а вот поддаться воздействию гипноза – гораздо легче. Я в первый раз принимал наркотики, и они произвели на меня впечатление. Никто из моих знакомых не имел такого опыта, это было за два года до того, как эти препараты появились на улицах. Это было похоже на тайный клуб для одного».
Как автор песен Хантер ответственен за появление самых знаменитых песен «Grateful Dead»: “Ripple,” “Uncle John’s Band,” “Dark Star,” и “Box of Rain”. И его талант оценят летом 2015 на награждении Songwriters Hall of Fame.
Из-за экспериментов ЦРУ, Хантер был первым в своем круге, кто попробовал ЛСД, поэтому, когда Гарсия впервые принял этот наркотик, он посоветовал тому отправиться домой, поставить пластинку Рави Шанкара и просто слушать музыку.
Гарольд Блауер
Гарольд Блауер был профессиональным теннисистом, одним из величайших теннисистов своего времени. После борьбы с депрессией, которая отчасти была вызвана недавним разводом, он обратился в психиатрический институт Нью-Йорка, где ему поставили диагноз «псевдоневротическая шизофрения». Зарегистрировался в программе он в начале декабря 1952 года, а чуть более месяца спустя он был уже мертв.
И хотя он шел на поправку, и планировалась выписка, врачи начали «лечить» его серией уколов, как выяснилось позднее, это была производная мескалина. Ему делали эти инъекции, хотя некоторые врачи даже понятия не имели, что же это за вещество. Позже доктор Джеймс Кэттел говорил: «Мы не знали, что кололи ему – собачью мочу или какое-то иное средство».
Доктор Кэттел сотрудничал по секретному договору с армией с целью проверки возможности использования различных химических веществ в военных действиях. И одна из инъекций, сделанных Блауеру, в конце концов убила его. Все держалось в строжайшей тайне, и только в 1975 году правительство раскрыло причину смерти теннисиста – инъекции мескалина. В 1987 его семья предъявила иск правительству и выиграла 700000$.
В период участия Блауера в испытаниях в рамках договора с армейским химическим корпусом главным научным сотрудником Нью-Йоркского института являлся доктор Пол Хоч, консультант ЦРУ по проекту MKULTRA. Армия финансировала эксперименты института, а Блауер считается одной из жертв MKULTRA из-за участия доктора Хоча – движущей силы проекта, который в конечном итоге дослужился до комиссара психогигиены штата Нью-Йорк.
Джеймс Стэнли
Джеймса Стэнли, казалось, ждала блестящая военная карьера, до того как он вызвался для добровольного участия в эксперименте, который подразумевал тестирование противогазов и защитной одежды. Он поступил на службу в 15 лет и стал сержантом уже в 20, став самым молодым из всех, кто добился такой должности.
Его карьера приняла новый оборот после того, как он вызвался проверять противогазы, и Стэнли утверждает, что его быстрое падение было связано с воздействием ЛСД, которые добавлялись в питьевую воду. Он не знал о том, что подвергался воздействию ЛСД, вплоть до 1975 года, когда армия вышла на контакт с ним. После этого он понял, что его странное поведение и чувство потерянности были вызваны воздействием наркотиков, на что он не соглашался.
Он предъявил иск Армии США, но первоначально проиграл дело. Согласно решения Верховного Суда, не имело значения, были ли его утверждения верны. Не было оснований для иска, потому что военнослужащие не могут подать в суд на правительство, независимо от того, насколько серьезным был причиненный ущерб.
Это разъяснение не удовлетворило судью Верховного Суда Уильяма Дж. Брэннана, так что он вынудил Конгресс принять законопроект, гарантирующий, что Стэнли может рассчитывать на компенсацию. В 1996, спустя 18 лет после первого иска и спустя девять лет после решения Верховного Суда, Стэнли, наконец, получил 400577$ - максимальную сумму, предусмотренную законопроектом Конгресса.
Уэйн Ричи
Заместитель федерального маршала и ветеран морских пехотинцев Уэйн Ричи утверждал, что без его согласия был подвергнут воздействию наркотика во время праздника в 1957 году. Во время суда по иску, поданному позже Ричи, Ира Фельдман, агент ЦРУ, участник программы MKULTRA, объяснял, как проводилось наблюдение за теми, кому вводилась ЛСД: «Вы просто сидите сложа руки и позволяете им волноваться, как этому дураку Ричи». Так он говорил до того, как признался, что дозировка Ричи была очень большой, и что Ричи был выбран, потому что он заслужил страдания.
В вечер приема ЛСД Ричи почувствовал непреодолимое чувство беспокойства и неполноценности. После спора с подругой, во время которого она сказала, что хочет уехать из Сан-Франциско, Ричи взял табельный револьвер и отправился в бар – добывать деньги на билет. Во время попытки ограбления кто-то сбил его с ног. А к тому времени, как он очнулся, там уже были полицейские, готовые его арестовать.
Хотя он признал себя виновным, Ричи был приговорен всего к 5 годам условно и штрафу 500 $. Кроме того, он был вынужден уйти в отставку и стал рисовать дома, что стало основным источником дохода.
Более чем 40 лет спустя Ричи узнал о программе ЦРУ и о том, что стал участником испытаний ЛСД. Он подал иск, который был отклонен. Суд признал, что испытания ЦРУ были вполне возможны, однако, скорее всего, его поведение объяснялось психологическими факторами, усугубленными чрезмерным потреблением алкоголя.
Что касается, казалось бы, убийственных слов Фельдмана, суд отметил, что адвокат Ричи должен был добиваться более точных показаний. «Хотя Фельдман озвучил несколько комментариев, подтверждающих его участие в экспериментах ЦРУ и введение Ричи наркотиков, вполне возможно, что он был понят превратно либо говорил в шутку. Адвокат же не задал никаких дополнительных вопросов, которые могли бы уточнить детали после заявлений Фельдмана».
Рут Келли
Певица и официантка в баре Сан-Франциско, Рут Келли без ее ведома принимала ЛСД перед выходом на сцену. Джородж Х. Уайт, ветеран американского бюро по борьбе с наркотиками, возглавлявший одно из направлений проекта «МК-Ультра», заинтересовался девушкой, однако взаимности не добился, а потому он либо кто-то из его подчиненных перед выступлением добавляли Рут наркотики.
Согласно наблюдениям, «ЛСД имел определенный эффект». Девушка была в состоянии закончить номер, но сразу после этого отправилась в больницу. Выписали ее только после того, как действие наркотиков закончилось.
Лиз Эванс, проститутка из Сан-Франциско, которая работала с Уайтом, подтвердила, что тот давал наркотики «красивой белокурой официантке из Black Sheep Bar. Ее звали Рут, и Джордж хотел, чтобы она помогала ему в проекте, чего она делать не хотела».
То, о чем говорила Эванс, подразумевало заманивание проститутками нужных людей в явочную квартиру ЦРУ на Telegraph Hill в Сан-Франциско. Там они подсыпали клиентам наркотики, а агенты ЦРУ через двухстороннее зеркало наблюдали за действием препарата. Не так давно этот дом ремонтировали, и строители нашли там микрофоны, спрятанные в стены, и другую записывающую аппаратуру, которая была замаскирована под электрические розетки.
Доктор Роберт Хайд
Хотя доктор Альберт Хофман открыл ЛСД в 1943 году, в Америке наркотик появился только в 1949. Именно в это время д-р Роберт Хайд, ведущий психиатр в Бостонской Психопатической больнице, должен был стать первым американцем, испытавшим действие ЛСД на себе. Это было после визита венского доктора Отто Кодерса, который читал лекции о роли ЛСД в провоцировании психоза. После встречи с Кодерсом врачи Бостонской больницы решили, что если ЛСД вызывает психоз, близкий к шизофрении, то вполне возможно будет найти и лекарство от этой болезни.
Поведение Хайда при приеме препаратов не было столь сильно похоже на психоз, однако его коллеги заметили в нем определенные изменения: «Он стал параноиком, говорил, что мы ничего ему не давали, он нас ругал и говорил, что его обманули, напоив простой водой. Это не было нормальным поведением доктора Хайда. Обычно он очень приятный человек».
Опыт доктора Хайда в качестве испытуемого не был особо выдающимся, но в конечном итоге он согласился на государственное финансирование экспериментов по тестированию ЛСД на пациентах. Был ли он в курсе намерений ЦРУ – достоверно не известно, однако факт в том, что он ежегодно получал 40000$ на проведение исследований препарата.
Агенты Управления технических служб (TSS)
В ЦРУ было несколько служб, работающих над проектом «МК-Ультра», в том числе Отдел безопасности и Управление технических служб. Эти службы работали под руководством доктора Сидни Готтлиба, химика, который одобрил испытание ЛСД на ничего не подозревающих людях. Готтлиб был крайне заинтересован в эффекте ЛСД. Он считал, что наркотик может быть не только полезен при допросах, но также и при дискредитации кого-то из политиков, которым будет дан препарат без их ведома.
Прежде, чем подвергнуть общественность этим тестам, агенты TSS сначала проверили препарат на себе, в контролируемых условиях. Готтлиб признавал, однако, что контролируемый процесс – это совсем не то, что исследование непосвященных людей, так что он позволил агентам проводить испытания уже не на себе, а друг на друге. Испытуемому давали препарат без предварительного оповещения, хотя уже после введения сообщали о дозе, чтобы он мог как-то подготовиться к ожидаемому действию.
Этот вид тестирования быстро набирал обороты. Агенты ЦРУ вводили тайно препарат своим коллегам, а последствия считались оправданным риском оперативников. Сотрудники службы безопасности были обеспокоены поведением агентов TSS, связанным с частым приемом ЛСД. Проблема достигла своей кульминации, когда препарат был обнаружен в чаше для пунша на традиционной рождественской вечеринке. В рапорте офицеры объяснили, что ЛСД может «приводить к безумию на период от 8 до 18 часов, а возможно и дольше». Офицеры ЦРУ выступили категорически против любых видов наркотика в рождественском пунше во время офисной вечеринки.
Джордж Х. Уайт
Агенты TSS не были единственными сотрудниками ЦРУ, которые увлекались ЛСД. Например, Джордж Х. Уайт не просто проводил эксперименты с наркотиками на других людях. Хотя Уайт был довольно суровым начальником, во время участие в проекте, в явочной квартире, он казался добрым и порядочным человеком.
Соседи часто жаловались на события, происходившие в той квартире. Они говорили, что там временами мужчины с оружием и в погонах преследуют полураздетых женщин. Уайт признавал, что под действием ЛСД невозможно вести себя как профессионал, понятие «ясное мышление» уже не существовало. «Временами я чувствовал, что у меня расширяется сознание, но это быстро проходило, как сон».
Позже Уайт раскрыл свои намерения в письме доктору Готтлибу: «Я был далеко не миссионером, скорее – еретиком, но я добросовестно трудился, потому что это было весело, очень весело. Где еще энергичный американский мальчик мог лгать, красть, убивать, насиловать – все с благословения сильных мира сего?»
Материал подготовила Лидия Свеженцева - по статье сайта listverse.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: