Вот что 3 знаменитых греческих философа считали ключом к счастью
|
Многие люди привыкли использовать логические построения и анализ для достижения поставленных перед собою целей, и это, безусловно, правильно… Пока дело не доходит до счастья и стремления к нему. Как нам удовлетворить жажду счастья, присущую всем людям? Как пройти по ведущей к нему дороге? Подобные вопросы зачастую ставят в тупик даже самых умных людей…
Концепции познания себя и мира вокруг, моральных ценностей, доброты, гармонии, свободы и сдержанности — это лишь некоторые из «инструментов», которые греческие философы предлагали использовать людям, стремящимся к счастью. Вы, скорее всего, уже знаете имена философов, о которых пойдет речь в этой статье. Это Эпиктет, Эпикур и Аристотель. Весьма вероятно, начертанная ими множество столетий назад карта к счастью поможет прийти к нему и вам.
«Пособие к выживанию» Эпиктета
Эпиктет, древнегреческий философ, живший с 55 по 135 годы нашей эры, считается «отцом» фразы: «Боги, даруйте мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, храбрость, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одного от другого».
А еще он говорил следующее:
«Встретившись с неприятным явлением, скажите себе: «Ты лишь моя мысль, а не то, чем ты кажешься». После этого изучите и измерьте его теми мерилами, что у вас есть. В первую очередь вот каким: имеет ли это явление отношение к тому, что нам подвластно, или же оно от нас не зависит. И если окажется, что это явление относится к тем, что не зависят от нас, будьте готовы ответить себе «Для меня это ничто».
Философия, как считал Эпиктет, должна быть не просто оторванной от жизни наукой — нет, она должна стать для каждого способом жизни. Философ говорил, что происходящие с нами внешние события определяются судьбой, и, таким образом, неподвластны нашему контролю. Следовательно, мы должны принимать то, что с нами происходит, спокойно и бесстрастно.
Однако он считал, что каждый индивидуум несет полную ответственность за собственные поступки, которые он может держать в узде и контролировать благодаря строгой самодисциплине.
«Считать себя рабом или свободным человеком — это зависит лишь от вас».
«Сад» Эпикура
Эпикур, живший с 341 до 270 года до нашей эры, вошел в историю как основатель школы философии известной, как эпикурейство. Он написал более 300 философских трактатов и писем, из которых до нас, к сожалению, дошли лишь отдельные отрывки.
Большую часть того, что нам сейчас известно о философии Эпикура, мы почерпнули из работ его последователей и комментаторов. Вот некоторые цитаты Эпикура, имеющие отношение к обсуждаемой нами теме:
«Нельзя жить счастливо, если вы не живете мудро и праведно, и нельзя жить мудро и праведно, если вы не живете счастливо».
«Справедливость не существует сама по себе, это — договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей, и всегда применительно к тем местам, где он заключается».
Эпикур считал, что целью философии является достижение счастливой, спокойной жизни, проведенной в окружении друзей, характеризующейся атараксией (спокойствием и свободой от страха), апонией (свободой от боли) и самодостаточностью.
Он учил своих последователей тому, что удовольствие и боль являются мерилом того, что хорошо и что плохо. Что смерть является концом как для тела, так и для души, и потому ее не стоит бояться. Что боги не наказывают и не поощряют людей, что вселенная бесконечна и вечна, а все события, происходящие в мире, в конечном итоге основаны на движениях и взаимодействиях атомов в пустом пространстве.
Надпись на вратах в «Сад» Эпикура, записанная Сенекой в XXI эпистоле «Нравственных писем к Луцилию»: «Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь наслаждение считают высшим благом».
Эвдамония в этике Аристотеля
Так как счастье — это состояние души, когда она действует нравственно и благодетельно, нам стоит взглянуть на то, что же такое благодетель — возможно, это поможет нам лучше понять саму природу счастья.
Аристотель, древнегреческий философ и ученый, живший с 384 по 322 год до нашей эры. Он верил в то, что все человеческие концепции и все их знания в конечном итоге основаны на восприятии. Взгляд Аристотеля на естественные науки представляет собой фундамент, на котором покоится большая часть его работ.
Его этика всегда вызывала к себе интерес, но этот интерес разгорелся с новой силой после появления современных систем этики, включающих в себя понятие благодетели. В результате этого философия Аристотеля и ее различные аспекты изучаются учеными в наши дни с новым интересом.
Аристотель считал этику практической, а не теоретической наукой, а именно — нацеленной на то, чтобы стать лучше и совершать хорошие поступки, а не на то, чтобы что-то знать ради самого знания. Он написал несколько трактатов по этике, включая свой самый известный — «Никомахову этику».
Аристотель учил тому, что доблесть имеет прямое отношение к предназначению и функциональности (эргону) ситуаций, вещей и людей. Что глаз является хорошим лишь настолько, насколько хорошо он видит.
Аристотель считал, что у людей тоже должна быть свое, особое предназначение, и этим предназначением должна быть активность психе (души) в соответствии со здравым смыслом (логосом).
Он говорил, что такая «оптимальная» деятельность души должна являться целью всех осознанных действий человека, и называл ее эвдамонией, что часто переводится, как «счастье» или иногда «благополучие». Но чтобы у человека была потенциальная возможность быть счастливым в этом смысле, он должен обладать благородством души (этике арете), что иногда переводят как моральная (или этическая) добродетель.
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: