Восхождение на Килиманджаро
|
Собственно, ради чего затевалась вся поездка в Танзанию: ради восхождения на высочайшую вершину Африки — вулкан Килиманджаро (5895 метров над уровнем моря).
Что требуется, чтобы совершить восхождение на Килиманджаро, помимо желания и денег? Постараюсь изложить по пунктам и добавить хронику событий.
Килиманджаро — один из национальных парков в Танзании. Для его посещения легально надо связаться с одним из многих агентств, предлагающих свои услуги (я написал слово легально, потому что слышал, что кто-то нанимал проводника прямо на месте и совершал восхождение по ускоренной программе). Я выбрал агентство Good Earth Tours, потому что из 6 агентств, которые я рассматривал, у него была средняя цена за организацию восхождения, а ответы менеджера по электронной почте показались мне наиболее адекватными.
Ещё надо определиться, по какому из нескольких маршрутов вы собираетесь пройти. На самом деле, мне кажется, не так важно, по какому маршруту идти, всё равно цель у них одна — вершина. Я для восхождения выбрал Machame route (длина вместе с восхождением составляет 95 км), который проходится в течение 6 дней / 5 ночей. Карту этого и других маршрутов легко найти в интернете.
Для обеспечения нашего восхождения в составе группы из двух персон по местным канонам полагается 7 человек местного населения: гид, его ассистент, повар и 4 носильщика. Носильщикам профсоюз запрещает носить больше 15 килограмм. На одного человека в группе по мнению профсоюза полагается 2 носильщика. С профсоюзом не поспоришь.
Касательно требуемой физической подготовки: я, как молодой и полный сил, скакал везде впереди всех. Мой брат старался за мной успевать. Уж если на вершину могут зайти люди 55 лет, а также те, которые на высоте больше чем в 4 километра продолжают курить, то беспокоиться пока не о чем. Тем не менее, я бы рекомендовал попить железосодержащие витамины и позаниматься какой-нибудь дыхательной гимнастикой. Как таковой нагрузки на мышцы не предполагается, хотя порой идти вверх надоедает.
Тезисно касательно экипировки. Список, предлагаемый турагентством, содержит явно больше, чем может потребоваться. Например: спальник на –10° С вам вряд ли понадобится: в базовом лагере, в котором придётся поспать около 4 часов перед восхождением, температура не опускается ниже нуля. Общий объём фляг для воды я бы лично рекомендовал, чтобы составлял 2,5 литра, причём очень хорошо, чтобы одна из них обладала хотя бы какими-нибудь свойствами термоса: во время восхождения жизненно необходимо пить, а вода к моменту достижения вершины может если не замёрзнуть, то быть настолько холодной, что её уже будет неприятно пить.
Трекинговые палки вполне себе полезная вещь. Как по мне, то в обычных осенних кроссовках можно идти от начала и до самой вершины. Если бы я не взял более тяжёлые зимние кроссовки, то не пожалел бы, но тогда моему носильщику было бы совсем нечего нести. Никак нельзя забыть куртку, которая на самом деле защищает от дождя, а не просто с надписью «waterproof», а также накидку от дождя на рюкзак. Может быть нам повезло, но во время похода не было замечено ни одного комара.
Не буду напоминать про кепки, крем от загара, аптечку и прочее. Вероятность обморожения во время восхождения нулевая, но одеться следует так, как будто вам надо 7 часов провести на улице при –15° С, где дует умеренной силы ветер, а вы не спеша прогуливаетесь. На этом, пожалуй, всё. Если что ещё вспомню, напишу ниже.
Ах да, и самое главное: в Африке не принимаются доллары, на которых стоит дата выпуска до 1999 года: все доллары должны быть выпущены в 2000 и последующих годах. В некоторых местах принимаются с дисконтом доллары вплоть до 1996 года. Обменный курс для купюр в 50 и 100, для купюр в 5, 10 и 20 и для купюр в 1 доллар разный. (Если сейчас обменный курс составляет немногим больше 1300 танзанийских шиллингов за 1 доллар для купюр в 50 и 100 долларов, то купюры 1996–1999 годов могут быть приняты по курсу 1200 шиллингов за доллар, а купюры в 1 доллар — по курсу 1000 шиллингов за 1 доллар.)
День 1. Машина заезжает за нами в гостиницу c утра (уже не помню точно, было ли это в 8 или в 9). Через полтора часа езды с некоторыми техническими остановками мы приезжаем к Machame Gate (1500 м).
Здесь нам выдают сухой паёк, который мы сразу же съедаем, потому что за время улаживания бюрократических формальностей уже захотелось есть. К 12 дня мы всё-таки начинаем наш путь вверх. Сначала дорога хорошая и широкая, облагороженная, но постепенно, разумеется, портится, превращаясь в обычную лесную тропинку. Весь первый день маршрут проходит через джунгли, поэтому ни опасности обгореть, ни перегреться нет. Наоборот, пока мы шли, пошёл дождь, постепенно переросший в ливень, и шёл он где-то 2 часа. Промокли насквозь.
Несмотря на то, что помощник гида, который шёл с нами, постоянно приговаривал «polepole» (англ. slowly-slowly), к 4 часам мы уже были в лагере (3000 м). Ждём, пока придут носильщики и разобьют лагерь. День заканчивается попкорном, плавно переходящим в полноценный ужин из первого, второго и десерта. Для еды сервировали палатку, кормили на убой. Из фруктов с собой брали даже арбуз. Носильщикам не лень с собой тащить также и кетчуп, соус чили, соль и перец и так далее. Что уж там, для больших групп несут отдельную столовую палатку, а ещё столы и стулья. К 8 вечера засыпаем.
День 2. На этот и последующие дни у нас был официально установлен следующий распорядок дня. Подъём в 7:00, в 7:30 завтрак, выход в 8:00. В действительности мы вставали в 7 или чуть позже, завтрак подавался с небольшим опозданием, а выходили мы в 8:45 или несколькими минутами позже. В горах солнце показывается из-за холмов позже, чем на равнине, поэтому мы дожидались того, как солнце взойдёт из-за горы и немного просушит мокрые вещи. C утра нам выдавался сухой паёк на обед (курица, яйцо, орешки, чипсы и т.д.), фляги заново заполнялись водой. Сухой паёк съедался приблизительно на середине дневного перехода (как правило, ещё до 12 дня).
В этот день растительность на камнях уже редкая. Из животных появляются большие вороны с белым пятном на шее, которые так и норовят украсть у несчастных туристов чего-нибудь. Из наземных животных попадаются бурундучки. Скоро снова начинается дождь. К 12:30 мы опять полностью мокрые уже в следующем лагере (Shira camp, 3700 м). До ужина, когда дождь закончился, остаётся только бродить по окрестностям. В 7 вечера темнеет, ложимся спать.
А ещё в этот день мы обнаружили, что вместе с нами на маршруте идёт группа из 14 Диких Русских (ну «клуб» у них так называется — Wild Russia). Смешные они, эти дикие русские.
День 3. В этот день мы поднимаемся от лагеря до Lava Tower (4600 м), а затем спускаемся до следующего лагеря (3900 м). Спускаться жалко. Из растительности во время спуска попадаются большие непонятные растения. Вершина, кажется, ещё не так близко.
День 4. Наверное, в этот день самый сложный переход. Мы, как обычно выходим в 8:50, дикие русские — чуть после 7:00. Переход начинается с карабкания по не самым удобным скалам. Из-за того, что проход один, а носильщикам с мешками на голове, а также немецким и американским пенсионерам преодолевать естественные каменные препятствия не так-то просто, почти сразу же после выхода попадаем в пробку.
Иногда почти стояли на месте по 10 минут. В этот день маршрут пересекает несколько отрогов, поэтому несколько раз приходится подниматься, а потом опять спускаться. Лишь после обеда дорога устремляется только вверх до последнего лагеря перед восхождением (4700 м). К половине третьего мы уже точно были в нём. Дикие русские плетутся в это время где-то сзади. Вершина уже ближе. К 7 вечера ложимся спать. А спать остаётся не так много.
День 5. Восхождение на Килиманджаро начинается чуть после полуночи. Одевшись, вооружившись фонариком, мы выходим на штурм. Как обычно, обгоняем много групп (нас уже узнают почти все), хотя сегодня соблюдать принцип polepole надо как никогда. Наш гид сказал, что сначала будет немного крутого подъёма, а потом уже будет легко. Он немного слукавил. Крутой подъём от начала растянулся почти до самого конца. Нормальные туристы, выходя в полночь или чуть заранее, приходят на вершину к рассвету (6:45) и позже. Мы же были там уже в 5:15 утра. Темно, холодно, ветер, снег, нечем дышать, низкое давление (350 мм рт. ст.). Оказывается, на вершине мы не первые (это было уже просто поразительно), но вторые.
Пробыв на высоте минут 10, начинаем спуск. Спуск проходит по ещё более крутой тропе и занимает у нас часа 2. К 8 утра мы уже спим. Встаём часов в 11, завтракаем и начинаем спуск до последнего лагеря (3100 м). Долго идти только вниз тоже надоедает. Сколько по времени мы шли не помню, уж очень устал за этот длинный день.
День 6. Встаём, завтракаем. В последнее утро принято раздавать чаевые. Сколько и кому давать написано на сайте агентства, об этом говорил и менеджер, который общался с нами до начала похода, об этом написано и в LP. Мы на чаевые нашей бригаде выделяем 300$, что приблизительно соотносится со средним арифметическим всех рекомендаций. Выходим раньше обычного: Кристофер сказал, что лучше сегодня выйти пораньше, чтобы не стоять в возможных очередях на выходе из нац. парка и избежать некоторых других проблем.
Так как мы спускались не сбавляя темпа, то уже через 2 с небольшим часа мы у цели — Mweka Gate (1500 м). Удивительно, но кто-то спустился раньше нас. Страшно представить, во сколько же они вышли с утра. Здесь нам выдают сертификаты, мы подписываем некоторые бумаги, поход завершён. Машина забирает нас и привозит обратно в Арушу. Обед, массаж, ужин. Финал. А ведь чуть больше суток назад мы были на самом верху.
|
Почитать ещё: