Тайна камня Коуд
|
Каменный лев, сделанный из камня Коуд (Вестминстерский мост, Лондон)
Камень Коуд похож внешне и по свойствам на обработанный камень, но это вовсе не камень. Это один из видов высокотемпературной (или каменной) керамики. Керамика, как известно – это просто обожжённая глина, но, в зависимости от глины и интенсивности её обжига, печь будет производить различные типы материала. В результате низкотемпературного обжига мы получаем керамическую посуду, которая довольно хрупкая. Более высокая температура приводит к витрификации глины и получению гораздо более прочного материала, называемого фарфором. Для производства каменной керамики необходима ещё более высокая температура. Она плотная, непроницаемая, нержавеющая и устойчивая к царапинам.
Когда Элеонора Коуд основала свою «Мануфактуру по производству искусственного камня» в Ламбете, в Англии было много предприятий, которые производили искусственный камень. Элеонора Коуд, дочь торговца шерстью, по всей вероятности, ничего не знала о производстве искусственного камня. До этого она занималась продажей белья. Тем не менее, в конце 1760-х годов ей посчастливилось познакомиться с неким Дэниелом Пинко, который занимался производством искусственного камня, однако испытывал трудности с финансами. У Элеоноры Коуд были деньги, а у Дэниела Пинко – формула, и вместе они открыли фабрику на южном берегу Темзы, где сегодня находится вокзал Ватерлоо, и начали производить необычайно высококачественный материал. Коуд поначалу называла свой камень Lythodipyra, что в переводе с греческого означает «камень двойного обжига», однако впоследствии решила, что «камень Коуд» звучит лучше. Через два года Элеонора Коуд уволила Дэниела Пинкота, и больше о нём ничего не известно.
Гравюра с изображением фабрики по производства камня Коуд в Лондоне (1800 год)
Элеонора Коуд успешно управляла бизнесом в течение пятидесяти лет – до самой смерти, что было редкостью для женщин в Георгианскую эпоху. Материалы, производимые на фабрике Коуд, продавались по всей Британии и за её пределами и использовались многими блестящими скульпторами и архитекторами того времени, включая Роберта Адама, Джеймса Уайатта, Сэмюэля Уайатта, сэра Уильяма Чемберса, Джона Нэша и Джона Соана. Каменную керамику использовали для строительства часовни Святого Георгия в Виндзоре, Королевского павильона в Брайтоне, Карлтон-хауса в Лондоне и Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче, а также для реконструкции Букингемского дворца.
Элеонора Коуд умерла в 1821 году. Её камень использовали ещё в течение двух десятилетий, пока не появилось другое чудесное изобретение – портландцемент.
Существует непреходящий миф, что тайна камня Коуд умерла вместе с Элеонорой. Но это не совсем так. Формула камня Коуд была хорошо известна в середине 19 века, и её использовали многие производители. Это было возможным потому, что ни Пинко, ни Коуды не стремились получить патент.
«Существование патента на камень Коуд – миф, – пишет Кэролайн Стэнфорд. – Диапазон размеров изделий из камня делал формулу невозможной: секрет, если он вообще существовал, заключался в непревзойдённом мастерстве мастеров, которые смешивали глину, и кочегара, который ухаживал за печью».
Фронтон лорда Нельсона во внутреннем дворе короля Уильяма в Королевском военно-морском колледже в Гринвиче был признан лучшим творением из камня Коуд
В самом деле, процесс изготовления предметов из камня Коуд был весьма трудоёмким и требовал высокой квалификации. Во-первых, глины всегда брали на 10 процентов больше, чем требовалось, с учётом усушки во время обжига. Далее эту модель использовали, чтобы получить гипсовую форму. Смесь для получения камня Коуд утрамбовывали в готовую форму вручную. На многих образцах камня Коуд до сих пор сохранились отпечатки пальцев рабочих. После того как глиняная смесь затвердевала, модель извлекали из гипсовой формы и обжигали в печи в течение нескольких дней. Это был самый важный этап процесса. Часто печнику приходилось бодрствовать всю ночь, чтобы поддерживать постоянную температуру. Он не всегда всё делал правильно — иногда железные прутья разъедались коррозией, из-за чего появлялись трещины. Такие партии Элеонора Коуд не принимала, поскольку она стремилась поддерживать самые высокие стандарты контроля качества. Но в большинстве случаев продукция получалась без каких-либо дефектов.
Камень Коуд во многом был обязан своим успехом предпринимательскому лидерству женщины, которая его продвигала. Элеонора Коуд наладила продуктивные отношения с одними из самых уважаемых архитекторов и дизайнеров того времени, и через них у неё был доступ к самым богатым клиентам в Британии. В 1770-х годах она проводила выставки своей продукции в «Обществе художников», а в 1799 году открыла постоянную выставочную галерею на южной стороне Вестминстерского моста. Она часто размещала объявления в газетах и следила за тем, чтобы лучшие работы мануфактуры выставлялись в Королевской академии. Каталог от 1784 года содержал не менее 788 образцов. Коуд часто шла навстречу клиентам и учитывала их пожелания.
Элеонора Коуд так и не вышла замуж. Когда она умерла в 1821 году, в возрасте 88 лет, она оставила большую часть своего состояния благотворительным организациям и священнослужителям.
«Отец-Темза», скульптура из камня Коуд Джона Бэкона, на территории Хэм-хауса в Ричмонде
Один из двух каменных сфинксов в Крум-парке, графство Вустершир
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта amusingplanet.com
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: