Современные дети и дети советских лет
|
Мы часто ругаем современную молодежь. Причем ругаем не только в бытовом общении, но и в интернете. Дескать, они не воспитаны, для них нет ничего святого, интеллект ниже плинтуса, не уважают старших и так далее можно долго продолжать. Задумался я о своем поколении и показалось мне, что мы ничем не лучше были в их возрасте. Мы просто отличаемся от них, как отличаемся от своих отцов, а отцы – от дедов.
Современные подростки не застали мир без интернета. Большая часть их жизни проходит в сети: в телефоне, смартфоне, компьютере, за игровой приставкой. Смотрю я на них и думаю: да они тихие овощи по сравнению с рожденными в 70-80 годах. Наши забавы были гораздо более вредными для здоровья и жизни себя и окружающих.
Современные дети обожают стрелялки. Мои сверстники тоже любили пострелять. Почти каждый мальчишка имел, какое то «оружие». Пожалуй, самыми безобидными были рогатки. Мы делали их из проволоки и стреляли они кусками проволоки, согнутыми буквой U. Лень было делать седло. Вреда такие поделки наносили мало. Делали мы и дротики со швейной иголкой на конце. Когда такая штуковина попадала в кость было очень неприятно. В глаз мы как то не целились, но кидать их друг в друга «ума» хватало.
Многие «умельцы» делали пневматические ружья из велосипедных насосов. Ствол впаивали в насос. Приклад, цевье и шатун поршня вытачивали из дерева. Вместо рабочей пружины была бинт-резина. Непременным атрибутом был кусок пластилина под стволом – боезапас. От таких выстрелов были, в худшем случае небольшие синяки, но некоторые злодеи в пластилин заворачивали кусок стекла, чтобы до крови. Бывали случаи стрельбы шариками от подшипника и свинцовыми грузилами, но они быстро терялись.
Самой опасной была на первый взгляд самая безобидная штуковина – надувной шарик, натянутый на патрон от лампочки. Патрон можно было стырить в подъезде, а шарик легко купить. Стреляли в основном рябиной, черемухой и другими ягодами. Эта штуковина сообщала рябинке такую начальную скорость, что та долетала до окон девятого этажа. И это при малом весе и сопротивлении воздуха. А если выстрелить камушком или железным шариком – бились стекла и приличные вмятины оставались на кузовах легковушек. Моему соседу при мне выбили глаз такой штуковиной. И я принимал участие в этой дурацкой перестрелке. Один парень сделал себе арбалет, из рессоры москвича, стреляющий сварочными электродами. Очень опасная вещь была. И все страшно завидовали ее обладателю.
В деревне, вообще, все было по взрослому – настоящий огнестрел. С заброшенной сельхозтехники дети спиливали трубки с внутренним диаметром около 5 мм. Запаивали и высверливали казенную часть для поджига. Цевье из дерева, поджиг от спички на изоленте, вместо спускового крючка коробок от спичек. Пули скатывали двумя сковородками из свинца, который выплавляли из аккумуляторов. Весь урок пацаны под партами набивали ствол серой от спичек ради одного выстрела. На перемене выбегали и стреляли в деревянный сортир залпом. Пули пробивали обе стены сортира навылет, причем отверстия были идеально ровными. Один раз после такого залпа из сортира выполз учитель без штанов и начал тихо отползать в сторону не поднимая головы. Все обошлось благополучно, но, если бы учитель сходил в тот день по малому – то погиб бы.
В 60-70 в деревнях пацаны иногда находили неразорвавшиеся мины, боеприпасы, и, конечно же, не могло быть и речи, чтобы вызвать саперов. Разводили костер и взрывали сами. Мне рассказывали, как один дед, матюгаясь, принялся тушить такой костер, а у детворы не хватило ни ума, ни смелости сказать, что там мина от миномета. В тот раз тоже все обошлось.
Был почти мистический случай. Мальчишка сказал, что попадет из «поджига» в колокольню заброшенной церкви. При выстреле ствол слетел с цевья, выбил зубы и вышел из щеки рядом с затылком. Парень выжил, но многие задумались о религии.
Дети в городе тоже шалили с взрыво- и огнеопасными опасными веществами. Пробивали дюбелем дыру в асфальте, набивали серой. При повторном забивании дюбеля сера детонировала, вырывая кусочки асфальта. После таких игр асфальт выглядел как в военных фильмах. Было несколько рецептов опасных смесей, которые я не помню. Часто в их в состав входил карбид, найденный на стройке. Карбид также можно было бросить в школьный унитаз, устроив газовую атаку. Вообще дымовую завесу в школе было устроить проще простого. Советские красно оранжевые линейки прекрасно горели, но без доступа воздуха завернутые в бумагу они еще и отлично тлели. При тлении выделялось неимоверное количество дыма за короткий промежуток времени. Такая дымовая шашка, брошенная в класс, гарантировала сорванный урок.
Современные дети любят бродилки. У моего поколения вместо бродилок часто были полузаброшенные стройки и свалки, по которым можно было «лазить». Помню я и мои сверстники, как последние идиоты, прыгали с высоты второго этажа в кучу рыхлого песка. На пятый раз я при приземлении ударился подбородком о колено. Чуть не выбил зубы и прикусил язык. Во рту потом долго пахло паленой зубной эмалью. Был случай: один оболтус, повиснув на одной руке, курил и смотрел на зевак с высоты пятого этажа недостроенного дома. Такие вот понты. Сил, чтобы подтянуться обратно уже не было, и его еле успели втянуть обратно. Другой мальчишка с моего двора, лазая по стройке, сорвался и распорол живот об кусок арматуры. Остался жив.
Вот говорят, что современная молодёжь не уважает ветеранов. Сомневаюсь, что мои сверстники были лучше. На Петров День объектами розыгрышей и хулиганства часто становились наши деды. А в то время почти все деды были ветеранами. Много раз слышал похожие истории о случаях, происходивших в разных местах в разное время. Начало было примерно таким. В Петров День дед караулит ночью свой сад, дом, огород от малолетних хулиганов. Потом засыпает на раскладушке, скамейке, на лавке, в кровати, в сарае, на крыльце, в саду. Спящего деда тихо выносят куда подальше и оставляют под открытым небом. Был случай: кровать со спящим дедом поставили на телегу с лошадью, отвезли на несколько километров и оставили на мосту.
Часто в Петров День мои сверстники опрокидывали деревянные сортиры всем подряд, а не только ветеранам. Еще был прикол накидать в выгребную яму дрожжей, чтобы к утру туалет плыл по двору сами понимаете в чем. Я, честное слово, никогда не принимал участие в подобных мероприятиях.
Был случай, в который я не очень верю. Дед решил разыграть хулиганов, которые каждый год опрокидывали его сортир. Он как то примостил к основанию сего строения пружины или что-то в этом роде. Мелкие дебоширы в очередной раз с разбегу опрокидывают сортир. И каково же было их удивление, когда туалет в ночи медленно со скрипом встал на место. Хулиганы были в шоке и долго потом об этом рассказывали всем.
Недавно писали и много возмущались, что малолетние сволочи гадят в подъездах. Скажу я вам и в наше время мелкие пакостники гадили не меньше. Лично видел, как один мелкий зассанец гадил у себя же в подъезде этажом выше своей собственной квартиры. Да что там подъезд. Был другой мелкий гад, который умудрился с крыши беседки пацанов окропить. Долго потом окроплённые в ярости бегали вокруг и швыряли в гада куски арматуры, кирпичи, камни, бутылки. Долго бегали, потому что вертлявый он был, сволочь. И таки попали… Куском кирпича в голову. А точнее, в пластину, которая и так заменяла часть черепа. И уехал юный вандал в больницу на скорой.
Были среди детей моего поколения и отъявленные отморозки, патологически склонные к жестокости: отрывали головы голубям, поджигали и мучали кошек…
Когда я вспоминаю, какими были мы в детстве, современная молодежь не кажется мне безнадежной. Или, быть может, я ошибаюсь?
Многие «подвиги» современной молодежи теперь происходят тихо мирно в компьютерных играх. Не вижу я больше детей с рогатками, и самострелами. Не жгут дети костры во дворах. Представьте, как выглядит сегодня современный среднестатистический оболтус в школе. Я не имею в виду отъявленных отморозков, без пяти минут зеков. Обычный оболтус сидит целый день на уроке в интернете на телефоне. У него там вся жизнь протекает в это время. Его энергия в мирном русле и почти никакого вреда окружающим.
В мое время оболтус не сидел на месте за партой. Он раскачивал и развинчивал свой стул и стул соседа, шумел, пакостил, доставал учителя, царапал парту ключом и рисовал на ней. Мотивы напартной живописи – отдельная тема. Ученик, пересаживаясь на новую парту, долго её изучал, читал, искал свободное место для себя. Недавно, я был удивлен, какие сейчас чистые парты в школах. Дети не пишут на них. Зачем, если есть нормальные форумы и социальные сети.
Мне кажется, что иногда между учителями и родителями с одной стороны и сетевыми малолетними бездельниками с другой стороны существует негласный договор. Взрослые не трогают своих оболтусов, а те, глядя целый день в экран не создают проблем.
Как-то я был свидетелем спора двух мамаш. Одна говорила: “Как хорошо, что дома компьютер! Ребенок теперь при деле, не шумит, не дебоширит. За компьютерами будущее. Мой сын многого добьется в жизни. Другая мамаша ей в ответ: “Лень воспитывать – так и скажи! Что хорошего? Мой сын целыми днями за компьютером зрение портит, согнулся как крючок, учебу забросил” и так далее. А я вот думаю, кто на самом деле прав?
|
Почитать ещё: