Советы по выбору и эксплуатации репетитора английского языка
|
Я — рядовой репетитор по английскому языку. Много школьников, много офисных работников, «лучшие оксфордские» учебники, непростой выбор между do и does, «а Васенька сегодня не придет, у него сопли» и все прочие привычные составляющие профессии. Все идет по накатанной, все хорошо, пока не приходит он — новый набор, и мне начинают звонить потенциальные ученики. В попытке срочно выучить английский язык они создают себе и мне столько проблем, что я написала в редакцию «Метрополя» с предложением опубликовать эти советы по выбору и эксплуатации вашего репетитора.
На самом деле, Нео,
Все преподаватели знакомы с этим вопросом — “А за сколько я выучу английский?”, и почти все его не любят. Задается он обычно еще по телефону. Признавшись, что десять лет школы и пять лет университета так и не помогли им научиться хотя бы читать со словарем, люди ждут немедленного обещания, что буквально через несколько месяцев они выйдут от репетитора со “английским в совершенстве”. За пару месяцев не получится? А за сколько же?
Честный ответ, который крутится на языке (“да всю жизнь можно учить, блин!” или там “да нет в мире совершенства!”), слишком пугает клиентуру, поэтому все держат его при себе.
“Свободный” английский, которого хочет достичь добрая половина потенциальных учеников — это очень плохая цель. Хуже него только “разговорный” английский. Даже самый опытный педагог не может вот так с ходу угадать, какой именно уровень под этим подразумевается и сколько времени потребуется для его достижения.
Чтобы добиться от преподавателя внятного ответа, разумно начать со знакомства с Common European Framework, общепринятой системой оценки уровня владения иностранными языками. Всего уровней шесть, от A1 до C2, и каждый может выбрать уровень по своему вкусу, возможностям и потребностям.
Например, на уровне C1 человек в состоянии читать сложные профессиональные и художественные тексты, а на уровне A2 лишь простые личные письма. На уровне B1 он поддерживает развернутый диалог на тему собственной работы, а на уровне C2 он уже обсудит что угодно, хоть особенности разведения и ловли пресноводных рыб.
Минимальный уровень, к которому имеет смысл стремиться — B1. На таком уровне становится возможным использование языка по жизни и по работе. При этом, конечно, назвать это “английским в совершенстве” нельзя, но это уже что-то, и это уровень, достижимый за реальное время.
По шкале привычных всем учебников вроде Headway это соответствует уровню Intermediate, и от “я что-то учил, но все забыл” его отделяют 2-3 пройденных учебника, то есть года эдак полтора-два. Это минимальный уровень, ниже которого находятся выброшенные деньги.
Когда вы идете к репетитору с забытым напрочь школьным английским, ходите к нему с месяц, а потом бросаете, потому что ездить далеко, денег жалко, и вообще лень, вы выбрасываете деньги. Совсем выбрасываете, как будто вы разрезали их на маленькие кусочки и развеяли над рекой Ганг. Репетитор благодаря кратковременному сотрудничеству с вами получил свои икс тысяч рублей (и, скорее всего, головную боль, ведь вы внезапно ушли прямо посреди учебного года), вы же не получили ничего.
Если следующая попытка выучить английский состоится через год-другой, то вы опять начнете все с начала, с выбора и покупки нового учебника, с алфавита, знакомства и глагола “быть”. Первые несколько занятий учитель и ученик присматриваются друг к другу, и каждый год выкидывать несколько тысяч рублей на это знакомство довольно-таки неразумно.
Поэтому прежде чем звонить репетитору, постарайтесь прикинуть, способны ли вы потратить на английский хотя бы год.
Одна из самых популярных фраз, которые я слышу от взрослых учеников, это “Как жаль, что мне уже не десять лет, в детстве так легко учить английский, а я не выучил в свое время, и мне теперь ужасно тяжело”.
Чтобы избавиться от иллюзий, возьмитесь научить восьмилетнего сына знакомых хотя бы читать на иностранном языке. Через пару месяцев вы сумеете добиться более-менее бодрого чтения согласных, замучаетесь объяснять про закрытые-открытые слоги, разочаруетесь в методе целых слов, придумаете несколько инновационных методик, устанете, обратитесь к иностранным пособиям и сайтам, попробуете оксфордские учебники, замучаетесь окончательно и осознаете, наконец, что в ваши тридцать лет вы усваиваете информацию в несколько раз легче.
Из этого, кстати, вытекает следующий совет, уже для родителей. Если вы хотите научить ребенка английскому и ограничены в средствах, не начинайте с четырех лет. За первые два дошкольных года ваш ребенок выучит цвета, десяток животных, числительные, профессии и несколько элементарных фраз. В возрасте десяти лет он выучит все то же самое за два месяца. Если вы хотите получить оптимальное соотношение цены и результата — начинайте с десяти лет. Все, что происходит до того — лишь подготовка к полноценной работе. Нелишняя, если у вас есть на это деньги, но необязательная, если ради этого вам приходится экономить и искать курсы подешевле.
Меня часто спрашивают, какие курсы я порекомендую. Ответ — почти любые и почти никакие. Я работала на курсах, и я знаю, как туда набирают преподавателей. В одной из языковых школ, где мне случилось поработать, меня приняли в штат, не услышав от меня ни слова по-английски. — Английский знаете? — Знаю! — Группу среднего уровня взять готовы? — Готова! — Приступайте!
Большинство учителей были вчерашними выпускниками вузов, и за индивидуальные занятия с ними студенты платили столько, что за эти деньги можно было найти кого-нибудь с двадцатилетним опытом работы и всеми мыслимыми и немыслимыми сертификатами.
Если вы хотите индивидуальных занятий, упаси вас бог идти на курсы. Ищите частного преподавателя. Если же вы хотите непременно группу, все равно ищите преподавателя, только работающего на курсах. Спросите у знакомых, кого они могли бы вам порекомендовать, сходите на пробный урок. Если пробных уроков нет — не связывайтесь с этим заведением, ищите дальше.
Кстати, а почему вы обязательно хотите группу? Если потому, что так веселее и дешевле, то все ОК. Если же вы думаете, что так эффективнее, потому что вы гораздо быстрее научитесь говорить, то тут все не так очевидно. Группа может быть очень эффективной, но выбирать ее нужно еще внимательнее, чем преподавателя.
Дело в том, что собрать группу действительно одного уровня очень непросто, и далеко не на всех курсах с этим заморачиваются. У Васи грамматика на уровне Intermediate, но он не может сказать ни слова; Петя три года жил в Англии и болтает без умолку, в каждом предложении делая по 15 ошибок; Дима просто учил что-то такое в школе и ему надо срочно — вот и готова отличная группа среднего уровня.
Конечно, хороший преподаватель наксерит дополнительных упражнений для Пети, разговорит Васю, протестирует Диму и отправит его в группу на два уровня ниже.
Хочется ли вам наблюдать весь этот процесс — вот в чем вопрос.
Да, носители языка по определению отлично говорят и не делают грамматических ошибок. Это, однако, вовсе не означает, что и стар и млад должны срочно искать ближайшего англичанина (американца, киприота) и умолять его поделиться своими знаниями. К сожалению, носитель не всегда является преподавателем по образованию, не всегда хорошо умеет объяснять грамматику и прочие непонятные моменты, зато всегда стоит дорого.
Если вы считаете, что носителю языка быть преподавателем необязательно, он и так все знает, проведите небольшой эксперимент — попробуйте, например, с ходу вспомнить, после каких предлогов употребляется дательный падеж, а после каких — винительный, и что такое ИК-3 и чем она отличается от ИК-6. Не знаете? Так вот, и неподготовленный носитель языка тоже не расскажет вам, чем Present Perfect отличается от Past Simple.
К носителю языка имеет смысл идти уже на уровне выше среднего, когда базовая грамматика освоена, и теперь можно и нужно практиковаться (благо уже есть, что практиковать). При этом идти нужно в проверенные школы к дипломированным преподавателям. До этого вполне подойдет и русская Марь Иванна, при условии, что у Марь Иванны хороший английский.
Отыскали преподавателя? Теперь в течение пары-тройки занятий вам нужно будет решить, бежать от него, роняя тапки, или же, наоборот, оставить свои тапки у него на полочке, чтобы заниматься с уютом и комфортом долгими вечерами.
Если он занимается с вами только и исключительно раскрытием скобок, если его раздражают ваши вопросы и в его глазах так и читается безмолвный вопль “ну тупыыые!”, наконец, если он просто вам как-то смутно не нравится.
Если же все хорошо, то доверьтесь обретенному вами педагогу. Не мучайте его просьбами непременно учить вас так, как это делали десять назад в школе (например, каждый текст обязательно сначала читать, потом переводить, а потом пересказывать). Не пытайтесь проверить, точно ли он знает ВСЕ слова (все слова знает только словарь). Не думайте, что если репетитор спрашивает, какой ваш любимый фильм или когда вы в последний раз были на вечеринке, то он только и мечтает залезть к вам глубоко в душу. Для этого есть психолог, а преподавателю можно и соврать, лишь бы подлиннее и с использованием новых слов.
А если вам что-то непонятно — обязательно спрашивайте.
И все — теперь учитесь быстро и счастливо, смотрите фильмы в оригинале, читайте книжки и болтайте с незнакомцами на улицах Лондона.
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: