Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
Самая известная фраза Эйнштейна - подлог…
Познавательное

Самая известная фраза Эйнштейна - подлог…

Админчег Muz4in.Net Тэги


Copyright Muz4in.Net © - перевод статьи с theatlantic.com - переводчик Станислав Стаиновский

Рубрика «Узнай об этом больше…»


Великий учёный, конечно же, очень сожалел об ограничениях в своих расчётах (…а также человеческих возможностей во вселенной), выяснившихся после введения «космической постоянной», однако, вряд ли, это можно назвать его самым большим просчётом. Это уж точно.



В ряду мифов и легенд, которыми окружён наш любимчик Альби, история о его «фатальном просчёте» не выходит из чартов вот уже многие десятки лет. Всё началось с того, что Эйнштейн сделал себе целью решить одну проблемку: Почему же, если общая теория относительности верна, вселенная до сих пор остаётся в стабильном состоянии? Если бы всё было как по написанному, то «большие взрывы» сотрясали этот мир один за другим нескончаемой чередой – физики тех лет делали предположения и подкрепляли их гипотезами о невозможности вселенной стабилизироваться.

Для того, чтобы расчёты всё же отобразили реальность, в 1917 году Эйнштейн представил миру дополнительное условие для указанных уравнений, обозначенное буквой латинского алфавита – лямбдой (ƛ) – «космической постоянной». Нововведение определяло не учтённое ранее противодействие силе всемирного (и, в частности, земного) притяжения. Это поправка, ничуть не преувеличивая, позволила всему миру вздохнуть с облегчением и продолжить жить, не обращая внимания на «страсти» других физиков.

Но прошли годы, и молодые учёные открыли народу глаза, поправ заветы предков (в лице Эйнштейна). Озарение пришло, хоть и поздно – Вселенная не бездвижна. Она расширяется!

Если бы только наш герой придерживался уравнений, разработанных до него. Поразмысли бы он подольше, порассчитывай ещё что-нибудь в этом направлении лишних парочку лет. Но нет же, наш первооткрыватель решил, что «самый умный» и просто придумал удобное приспособление, объясняющее проверенную область ошибок. Ложное предположение успокоило мировые умы и устоялось. Но, впоследствии, когда правда вскрылась, люди стали называть это его самым величайшим просчётом. «О, да…это был моя самая феерическая ошибка. Настолько грандиозная, но от того, ничуть не более простительна» - эта фраза (или её близкие по смыслу вариации) потом ещё тысячи раз были повторены и напечатаны в книгах и журнальных статьях.

Одно НО!

Эйнштейн скорее всего никогда не произносил этой фразы о «грандиозном провале».

Астрофизик и писатель Марио Ливио занимается исследованиями по этому делу уже довольно давно, но ни разу ему не встретилось доказательство того, что эти слова были изречены самим маэстро (либо, хотя бы, написаны его рукой). Вместо этого, все свидетельства ведут к первоисточникам от физика Джорджа Гамова – это два печатных издания под его авторством: автобиография «Моя жизненная позиция» (1970) и «Научная Америка» - статья, датированная сентябрём 1956 года.

Это, как отмечено Ливио в его новой книге «Бриллиантовые Позоры», довольно слабые доказательства знаменитого факта. Также не в пользу правдивости этой истории говорит пристрастие известного физика, которым был Гамов, ко всякого рода каламбурам и выходкам для «всеуслышанья». Однажды, например, работая над научной статьёй со своим студентом (Ральфом Альфером), он понял, что будет довольно забавным, если он подпишет в качестве соавтора ещё одного знаменитого астрофизика – Ганса Бете. Тогда, расположившись в алфавитном порядке, их фамилии будут образовывать троицу Альфер Бете и Гамов как альфа, бета, гамма. И это не смотря на то, что Ганс Бете не принимал в разработках никакого участия. (Первая жена Гамова, пишет Ливио, однажды заметила: «За более чем двадцать лет совместной жизни я ни разу не видела Джо более счастливым, чем когда он выкидывал очередную свою шутку или что-то в этом роде…).

Узнав про эти факты, Ливио стал относится к заявлениям Гамова с гораздо большим подозрением, чем это делает весь мир. Как думаете – каковы шансы, что Гамов (этот недоделанный комик) передал нам слова Эйнштейна без прикрас и преувеличений? Ливио понял, что, если и есть, то они довольно малы…

Мистер Ливио изучил по одной каждую записку из тех, которые когда-либо оставлял после себя Эйнштейн. Произвёл путешествие в персональный архив учёного в Иерусалиме. «И нигде, слышите, нигде я не нашёл даже кусочка фразы о «тотальном провале» - сказал мне Ливио. Нигде…

Тогда он обратил внимание на переписку между Эйнштейном и Гамовым. И, кстати, от этого правдоподобность изначальной истории поблекла ещё больше. «Когда же Эйнштейн мог использовать это выражение, общаясь с Гамовым?» - спрашивает Ливио в своей книге. В своей автобиографии Гамов пишет о своих довольно тёплых отношениях с Альбертом. Он говорит, что посещал стареющего Эйнштейна почти что каждую пятницу в качестве связного на флоте во время Второй Мировой Войны. «Он описывает какими хорошими друзьями они были, как великий учёный подарил ему один из своих любимых тёплых свитеров…и так далее и тому подобное».

Хорошо, но давайте-ка продолжим вот с чем: «Я нашёл небольшую заметку в ежемесячном военноморском журнале, написанную некем мистером Стефаном Брунойером – человеком, общавшимся за обоими (Эйнштейном и Гамовым) во время их службы. В этой статье Брунойер пишет: «Гамов, под конец жизни, пытался создать мнение, что он был связным Эйнштейна, которого посещал каждые две недели». Самым частым посетителем профессора был я, и то, минимальный перерыв между моими визитами составлял около двух месяцев. Другими словами, Ливио фактами подтвердил, что тёплые и дружеские отношения между Эйнштейном и Гамовым были огромным преувеличением.

Переписка между двумя учёными также подтверждает ранее доказанное. Общались исключительно в деловом стиле – нет и намёка на то, что могло бы прослеживаться между близкими друзьями. Эйнштейн был вежлив, но не эмоционален. «А теперь внимание», - удовлетворённо заявляет Ливио: «Эйнштейн никогда не использовал эту фразу ни с кем из более близких людей, но обронил её пару раз с Гамовым?!».

«Смотрите», - обращается ко мне Ливио: «Это же невозможно – абсолютно невозможно – без сомнения доказать правдивость такого рода фактов. Я не претендую, что я стопроцентно подтвердил то, чем занимаюсь последнее время. Но, могу сказать, более чем вероятно, что Эйнштейн никогда не использовал своей знаменитой фразы».

Более того, Эйнштейну довольно легко дались переживания по поводу «космической постоянной». «Я, конечно, не говорю, что он вовсе не сожалел», - говорит Ливио: «Это его определённо расстроило. Он даже написал парочке своих друзей, называя случившееся «гадством».

Но фраза «самая большая ошибка в моей жизни» уж больно чересчур преувеличивает уровень сожаления, который имел место быть в действительности. В качестве дополнительного контраста следует упомянуть о случае, когда он действительно написал о своей ошибке.

Он высказался об о ней с лёгким разочарованием, однако понимая, что наука рано или поздно пересмотрит всё: что-то подвергнется критике и преобразуется, что-то исчезнет навсегда, а что-то запомниться на века в качестве абсолютной истины – и это нормально. В своём письме Вильяму де Ситтеру от 1932 года Эйнштейн писал: «Исторически введение «космической константы» в прикладные расчёты было необходимо для теоретического объяснения существования конечности плотного вещества в недвижимой Вселенной. Сейчас же, рассматривая динамическую составляющую, можно сделать вывод о достижимости края без введения лямбды». И то-то и всего.

Было, однако, одно высказывание «сожалетельного» характера, но оно не касалось Эйнштейновских расчётов. После его посещения учёного совета в Принстоне 16го ноября 1954 года Линус Паулинг сделал запись в своём дневнике: «Эйнштейн сказал, что он допустил одну серьёзную ошибку – когда он подписал письмо президенту Рузвельту, рекомендуя создавать атомное оружие; но у него было оправдание – он боялся, что немцы начнут делать их раньше…»



Итак, научные промахи, допущенные Эйнштейном, со временем забылись и перестали иметь какой-либо вес. Однако, ошибки совести или, по-другому говоря, желание выделится сфабрикованной сенсацией будет гораздо сложнее убрать из памяти людской.

Copyright Muz4in.Net © - Станислав Стаиновский

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: