Мобильное меню


Ещё разделы
ПОДПИСЫВАЙСЯ
Картинки
Форма входа
Реклама
Первый в мире киборг
Познавательное

Первый в мире киборг

Админчег Muz4in.Net Тэги


Материал подготовлен по статье сайта historytoday.com - перевод и адаптация Muz4in.Net

«Существо, представлявшее собой наполовину человека, наполовину машину, появилось на свет из желания покончить с трагедией и убытками от Первой мировой войны», – поясняет Кейт Макдональд.

Созданный из тел раненых военнослужащих для безымянного императора, первый современный киборг, Солдат 241, появляется в одноактной пьесе «Кровь и железо», опубликованной в журнале "Strand Magazine" в октябре 1917 года. Как и робот, изобретённый три года спустя (в 1920 году), киборг являлся продуктом современной войны. Его создание было редким антивоенным заявлением, бросавшим вызов британскому законодательству. Чтобы остановить войну, Солдат 241 в конце убивает своего командира. Это замечательное произведение было доступно обычным читателям журнала "Strand Magazine" на протяжении практически целого века. О нём упоминается, как минимум, на двух сайтах коллекционеров и в онлайн-энциклопедии Джона Клюта "The Encyclopedia of Science Fiction" (англоязычный справочник, посвящённый научной фантастике).

Более того, данный выпуск журнала "Strand Magazine" доступен для свободного просмотра на сайте оцифрованных газет и журналов. Здесь также можно найти первые публикации произведений Джозефа Конрада (conradfirst.net), которые до настоящего момента не были изучены должным образом.

Результаты новых исследований показывают, что поразительные антивоенные заявления, звучавшие после вступления Соединённых Штатов в Первую мировую войну, являются отражением общественных страданий. Большинство мужчин, которые возвращались с Западного фронта, имели изнурительные травмы, а общественность сильно переживала по поводу скорости непреклонного научного прогресса военного времени: появление газообразного хлора в 1915 году, танков в 1916 году и неограниченной подводной войны в 1917 году.

Солдат 241, «на пятьдесят процентов человек, на пятьдесят процентов машина», обладал улучшенными физическими способностями. Он был создан из «миллиона калек», которые сейчас «превращаются в миллион боевых единиц». Он имел искусственные части тела, невероятно сильные руки, телескопические глаза и золотые зубы, которыми можно было перекусить колючую проволоку. Он был кошмарным видением того, как можно снова превратить покалеченных войной мужчин в боеспособных солдат. «Из кровавых останков, не представляющих никакой ценности для человечества, я сделал дельного человека», – заявил создатель Солдата 241, Учёный. Его вопиющее отношение к покалеченным военнослужащим стало причиной появления симпатичного героя, первого киборга в современной культуре, чьё потомство появится в фильме о Терминаторе режиссёра Джеймса Кэмерона (1984 год) и постапокалиптическом боевике «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015 год; режиссёр Джордж Миллер).

Термин «кибернетический организм» (который впоследствии сократили до слова «киборг») был изобретён учёными Манфредом Клайнсом и Натаном Клайном в 1960 году. Киборг – это не автоматизированная машина, а человек, тело которого было усовершенствовано искусственными механизмами для увеличения силы и скорости движения. В телевизионных сериалах «Человек на шесть миллионов долларов» и «Бионическая женщина», появившихся на экранах в 1970-х годах, было воплощено видение киборгов как милитаризированных секретных агентов. В пьесе «Кровь и железо» Солдат 241 представлен более грубым и неуклюжим и подчиняется военным приказам. Он не просто человек. Солдату 241 трудно говорить, однако он является умной, здравомыслящей личностью, которая использует в речи цитаты из Библии, чтобы показать Императору аморальность войны. Солдат 241 – гуманист: он говорит Императору, что женщины скучают по своим мужьям и сыновьям, ушедшим на фронт, а люди голодают.

***


Человечность Солдата 241 контрастирует с ужасными картинами промышленной дегуманизации. Учёный, создавший его, бессердечно относится к солдатам, лежащим на поле боя: «Наша проблема заключалась в ликвидации раненых». Он игнорирует человеческие страдания при оценке военного потенциала: «В восстановлении нуждаются пять армейских корпусов, которые в данный момент являются бесполезными из-за отсутствия рук и ног, слуха и зрения». Подробности описания покалеченных тел и фразы вроде «кровавых останков» и «фрагменты солдата» являются высоко эмоциональными, они отталкивают читателя, с точки зрения Учёного. Это омерзительная мелодрама, несущая послание, однако каким образом ей удалось попасть в печать во время войны, когда цензура подавляла любые проявления пацифистской пропаганды?


Журнал " Strand Magazine" (октябрь 1917 года)


У пьесы «Кровь и железо» было два автора: Роберт Дэвис (о нём известно очень мало) и Перли Пур Шихан, калифорнийский журналист, который начал публиковать свои рассказы в журналах в 1911 году, параллельно занимаясь написанием романов и сценариев для немых фильмов. До публикации пьесы «Кровь и железо» он создал несколько сценариев. Самым успешным из них оказался сценарий к фильму «Горбун из Нотр-Дама», вышедший на экраны в 1923 году при участии выдающегося актёра Лона Чейни. В этом фильме и пьесе «Кровь и железо» мы видим очарование Шихана безобразными людьми и нравственным мужеством гонимых и презираемых.

Пьеса «Железо и кровь» была впервые опубликована под названием «Эффективность» в американском периодическом журнале "McClure’s Magazine" в августе 1917 года. Вполне вероятно, что Шихан и Дэвис решили продать своё произведение британскому журналу "Strand Magazine" после того, как его приобрела редакция "McClure’s Magazine". Название пьесы было изменено в целях сохранения издательского права, однако тексты обеих версий были практически идентичными. Она была переиздана в 1917 году в виде брошюры, содержащей благоприятный отзыв экс-президента США Теодора Рузвельта, который был ярым сторонником вступления Америки в войну.

Мы не знаем, когда была написана пьеса, но вышла она сразу после того, как Соединённые Штаты приняли декларацию о вступлении в Первую мировую войну. Историк Джонатан Арнольд пишет, что «во вторник 5 июня 1917 года 9 660 000 молодых людей явились на регистрацию. 20 июля должны были объявить о результатах отбора тех, кто впоследствии должен был присоединиться к армии. Отобрать планировалось 687 тысяч человек». Журналы "McClure’s Magazine" и "Strand Magazine" проявили готовность опубликовать пьесу в то время, когда так много молодых граждан США собирались идти на войну. По всей видимости, они чувствовали, что общественность примет её, и это никак не скажется на количестве их продаж.

***


Журнал "Strand Magazine" поручил нарисовать антинемецкие иллюстрации к пьесе британскому военному художнику Стивену Сперриеру. Сперриер и Т. Д. Скидмор, который несколькими неделями ранее работал над иллюстрациями к произведению для журнала "McClure’s Magazine", отклонились от антивоенного послания пьесы, изобразив кайзера Вильгельма II в его привычном образе. В оригинальном описании кайзера в пьесе сказано, что он носил на заседания европейских судов замысловатый императорский костюм, однако в нём нет ни единого намёка на отличительные характеристики Вильгельма II – его невысокий рост, усы, повреждённую руку, которые были хорошо известны фотографам и карикатуристам того времени. В противоположность этому, Сперриер изобразил императора с усами, сидящего на троне в военном плаще и парадном шлеме с перьями. Здесь сразу понятно, кто из европейских монархов представлен на иллюстрации: только кайзер носил усы с загнутыми вверх концами. У его двоюродных братьев, царя Николая и Георга V, была борода с менее пышными усами.


Кайзер Вильгельм II, 1915 год


Британские издательства жёстко контролировались законодательством во время Первой мировой войны. Акты о защите королевства, принятые в августе и ноябре 1914 года, запрещали публиковать всё, что могло нанести вред морали. Они предоставили правительству неограниченную власть. Запрету подлежало «всё, что могло вызвать недовольство». Эту ключевую фразу в актах можно было применить по отношению к любому письменному или устному высказыванию.

Цензуру в Британии осуществляло Пресс-бюро. Оно скрывало информацию и распространяло ложные или вводящие в заблуждение сведения. Пресс-бюро издало 700 инструкций для редакторов. По словам историка Кейт Хейст, Пресс-бюро поручили трижды в неделю делать предупреждения отдельным редакторам, которые были склонны к распространению неблагоразумных публикаций. Научно-фантастические журналы также не обошло влияние актов; они должны были обращать особое внимание на содержание и иллюстрации публикуемых рассказов. В случае с «Кровью и железом» казалось, что журнал "Strand Magazine" активно поощряет антинемецкие настроения пьесы – общую линию, принятую в военное время – чтобы избежать обвинения в поддержке антивоенного послания, вызывающего «недовольство». Во время войны на долю научно-фантастических журналов приходилась примерно одна пятая рынка британских периодических изданий, которые закрывались каждый месяц. В 1917 году это процесс был ускорен дефицитом бумаги. Учитывая это, журнал "Strand Magazine" не стал бы публиковать ничего, что представляло собой угрозу продажам и противоречило закону.

Рассказы, которые публиковались в британских художественных журналах и обращали внимание на ситуацию с покалеченными войной солдатами, достигли пика популярности в 1916 году. В пьесе «Кровь и железо» Шихан и Дэвис манипулировали читателями, настраивая их против отталкивающего Учёного для того, чтобы произвести положительный эффект. Вместо того чтобы согласиться с тем, что покалеченные войной военнослужащие «должны остаться гнить на поле боя», будучи абсолютно бесполезными, читатели выступают против этого жуткого видения и ощущают потребность помочь пострадавшим солдатам.

Называть покалеченного войной мужчину «кровавыми останками» или «фрагментами солдата» – это не только бесчеловечно, но и непатриотично. Данная мысль противопоставляется возможности того, что антивоенное послание драмы было способно «вызвать недовольство» конфликтом. Похвала и поддержка раненых военнослужащих переключила внимание читателей с темы «Будет ли продолжаться война?» – противоречивое пацифистское послание – на то, что может быть сделано для солдат, которые вернулись домой с серьёзными травмами и увечьями.

В пьесе «Кровь и железо» Солдат 241 имеет протез вместо левой ноги, искусственные руки и левое ухо, заменённое правое предплечье и локоть, вставленный левый глаз, превращённый в телескоп, и золотые зубы. В художественных произведениях, появлявшихся на свет во время войны, самыми распространёнными увечьями, которые получали солдаты на поле боя, были утраченные конечности. В 1918 году полковник Роберт Джонс, инспектор Военной ортопедии для армейской медицинской службы (англ. Military Orthopaedics for the Army Medical Service), подготовил доклад, в котором указал, что 50 процентов хирургических операций, сделанных военнослужащим, были связаны с серьёзным повреждением или потерей рук и ног.

Шихан и Дэвис отражали медицинский факт, равно как и культурную норму. А как насчёт популярного страха перед наукой?

В пьесе «Кровь и железо» между гуманитарными озабоченностями и утилитарным использованием технологий существует мощный конфликт: они не могу сосуществовать. Что лежит в основе этого страха и недоверия к науке? До начала войны самым известным британским романистом, который писал о науке и её влиянии на современный мир, был Герберт Уэллс. В его романе «Остров доктора Моро» (1896 год) повествуется о создании зверолюдей путём хирургических операций и скрещивания; эта история была призвана шокировать общественность. Произведение оказало существенное влияние на жанр научной фантастики. Последний роман из космической трилогии Клайва Стейплза Льюиса «Мерзейшая мощь» (1945 год) и фильм режиссёра Линдсея Андерсена «О, счастливчик!» (1973 год) используют образы гибридов человека и животного для создания ужасающего эффекта. Известный рассказ Уэллса «Земля броненосцев» (1903 год) предвосхищает появление танков во время Первой мировой войны: непобедимых, неуязвимых и агрессивных, которым способно противостоять только подобное оружие. Уэллс описал гонку вооружений, которая началась за двадцать лет до Первой мировой войны.

Шихан и Дэвис совершили большой скачок вперёд в истории научной фантастики, показав, как человеческое тело само может превратиться в оружие, подобное тому, которое оно носит на себе. Тем не менее, есть нечто глубоко возмутительное в утилитарном мышлении авторов пьесы «Кровь и железо»: механизированный солдат, созданный из частей тела, в том числе раненых и покалеченных военнослужащих, которые были брошены, предположительно считается мёртвым. Действительно ли такое мышление было широко распространено во время Первой мировой войны? Или это художественная гипербола?


Солдат 241 (иллюстрация Стивена Сперриера для журнала "Strand Magazine")


В пьесе «Кровь и железо» отчётливо прослеживается влияние романа Мэри Шелли «Франкенштейн» (1818 год). Однако существо Шелли считалось настоящим человеком, несмотря на то, что создали его из множества частей человеческих тел. Одноимённый персонаж сатирического рассказа Эдгара Аллана По «Человек, которого изрубили в куски» (1839 год), как и Солдат 241, имеет рост 180 с лишним сантиметров и является ветераном войны, тело которого практически полностью состоит из протезов. Он, по сути, представляет собой юмористическое творение, в духе миссис Скьютон и капитана Катля из романа Чарльза Диккенса «Домби и сын» (1846-1848 года). Железный дровосек, герой книги Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» (1900 год) формально является киборгом, поскольку он имеет тело человека, части которого были просто заменены металлическими деталями: у него нет никаких механических элементов, равно как и улучшенных искусственным методом способностей.

После окончания Первой мировой войны появились ещё две пьесы, в которых была представлена идея слияния машин и человека. Карл Чапек, автор научно-фантастической пьесы «РУР: Россумские универсальные роботы» (1920 год), изобрёл слово «робот». Искусствовед Кристин Поджи утверждает, что пьеса Руджеро Вазари «Страдания машин» (1923 год) «иллюстрирует возрастающую амбивалентность к машинам в 1920-х годах». Появление киборга и двух роботов в трёх пьесах за шестилетний период (во время и после Первой мировой войны) вряд ли можно считать совпадением. Их авторы чётко разделяли необходимость наглядно доказать свои концепции, и чтобы поверить, зрители должны были испытать шок от нового.

Десятилетие спустя идея киборга как человека с усовершенствованными при помощи технологий возможностями появилась в романе Олафа Стэплдона «Последние и первые люди: История близлежащего и далёкого будущего» (1930 год), который относится к классической научной фантастике. Кэтрин Люсиль Мур стала первой писательницей, создавшей роман о женщине-киборге в 1944 году. Во многих последующих романах, рассказах, телевизионных сериалах и фильмах были представлены киборги, больше похожие на Терминатора. Солдат 241 занимает важное место в этой «родословной», но не потому, что он является первым настоящим киборгом. Причина кроется в том, что Солдат 241 представляет собой продукт политических, этических и технологических горнил Первой мировой войны, поистине первого конфликта современности во всех её производственных и технологических аспектах. Принято считать, что Вторая мировая война привела к возникновению первых достижений в области кибернетики. Однако Солдат 241 Шихана и Дэвиса опередил рождение киборга на 25 лет. Революционное физическое усовершенствование Солдата 241 касается не только телесной силы и функционирования, но также моральной стойкости. Чем же таким особенным отличалась Первая мировая война, что эволюцию киборга рассматривали вне связи с механизированными методами и способами ведения войны?

По словам историка Дженнифер Гонзалес, «образ киборга периодически появляется в моменты радикальных социальных и исторических перемен... воображаемые представления киборгов становятся популярными, когда традиционные тела оказываются бессильными... Тело киборга, таким образом, превращается в историческое свидетельство изменения человеческого восприятия».

Этот новый способ мышления не позволяет нам классифицировать киборгов как машины, которые тем или иным образом приобрели человеческие черты. Вместо этого, мы считаем киборгов людьми с улучшенной силой и возможностями. Кроме того, они способны помочь нам представить себе наше будущее. Начиная с 1917 года, киборгов стали появляться в научно-фантастических произведениях, чтобы познакомить нас с новыми идеологиями, рассказать не слыханные ранее истории и разобраться в этических дилеммах. Киборг создаёт для нас пространство, чтобы мы могли представить себе невозможное.

***


Профессор Элана Гомель из Тель-Авивского университета утверждает, что научное развитие всегда требует «новой концептуальной карты для этических суждений. Контуры этой карты можно найти в научно-фантастических произведениях, которые не только отчётливо драматизируют последствия возникновения новых технологий и открытий, но и оказывают мощное влияние на культуру, создавая петлю ответной реакции из образов и идей».

Вернёмся к тому предположению, что «Кровь и железо» является антивоенной притчей. Мы можем рассматривать её как прямую ответную реакцию на войну – бессмысленное уничтожение человеческих жизней и тел, а также технологии, которые были предназначены для того, чтобы продолжать войну. Пьеса «Кровь и железо» драматизирует последствия возникновения новых технологий и открытий, чтобы читатель ощутил их в этичном, человечном плане, отдельно от политики и военной стратегии.

Также мы должны задать себе вопрос: киборг был создан как слуга или игрушка, является ли он независимым социальным деятелем? В контексте войны – на чьей он стороне? Он поддерживает людей или машины? Очевидно, что Солдат 241 имеет много метафорических применений. Он является кошмаром, надеждой, будущим, настоящим и прошлым. Как киборг, он охватывает все будущие возможности. Он поддерживает моральный стандарт «до этого места и не дальше», как полицейский, держащий в руках знак «Стоп». Но является ли он воплощением закона?

Донна Харауэй, почётный профессор Калифорнийского университета (Санта-Круз) и первый человек, который занялся изучением киборгов как альтернативных вариантов животным и людям, говорит, что киборг является представителем угнетённых. Феминистская научная фантастика давно начала использовать киборгов для изучения вопросов различий, поскольку, по сравнению с супермощными киборгами в научно-фантастических произведениях, простые люди были слабыми и неполноценными. Ни одна из этих сложных идей не была приемлемой для культуры 1917 года. Однако читатели журналов "McClure’s Magazine" и "Strand Magazine" могли с готовностью принять киборга в виде возможного будущего, учитывая выдающиеся научные достижения, которые уже становились нормализованными в соответствии с технологическими требованиями к военным машинам.

Пьеса «Кровь и железо», короткое и забытое произведение пропагандистского развлечения, просит своих читателей представить усовершенствованное военное оружие, которое способно сочувствовать и отказывается участвовать в боевых действиях. Солдат 241 был превращён в то, что Учёный называет «дельным человеком». Он проявляет больше гуманности, нежели его создатели, поскольку является человеком, сделанным из покалеченных войной тел мужчин, которые не могли сделать большего. Он отражает пацифистский политический дух времени, который власти не хотели признавать. Именно ради его подавления в августе 1914 года был принят первый Акт о защите королевства. Солдат 241 воплощает то, что, возможно, чувствовали и хотели читатели научно-фантастических журналов: немедленно прекратить войну. Он олицетворяет собой серьёзные изменения в человеческом восприятии и признание антивоенных импульсов во время одной из самых катастрофических войн в мировой истории.

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"



Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...


Почитать ещё:


Имя *:
Email:
Код *: