Падающая Пизанская башня
|
Пизанскую башню, пожалуй, можно отнести к достопримечательностям не только итальянским, но и к мировым. Да и кому бы, кроме многочисленных историков и тысяч туристов, которые посещают Пизу ежегодно, была бы интересна эта башня, если бы не ее «кривизна» и она стояла прямо, как тысячи других башен на свете?)
Знаменитая "падающая” башня — это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля, состоящего, помимо колокольни и собора, еще из часовни для крещения и кладбища. Если бы Пизанская башня не кренилась, а стояла строго вертикально, как все остальные башни на свете, слава ее ограничилась бы, вероятно, лишь узким кругом архитекторов и историков. Благодаря же своему конструктивному изъяну она известна во всем мире.
Очень часто это всемирно известное здание принято рассматривать как некое самостоятельное сооружение, стоящее где-то на отшибе и живущее своей самостоятельной жизнью… На самом деле это не так. Пизанская башня — часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу. Знаменитый соборный ансамбль в Пизе — шедевр средневековой итальянской архитектуры.
Пизанская башня по праву является символом города. 9 августа 1174 года, на окраине Пизы, на зеленом лугу, было заложено здание ансамбля городского собора, включившего в себя беломраморный пятинефный собор, колокольню и баптистерий-крещальню. Так на удаленной от городского центра площади образовалось одно из выдающихся произведений средневековья, оказавшее огромное воздействие на развитие итальянской культуры.. Но поскольку пизанский календарь, как выяснилось, на один год опережал общепринятый, реальной датой начала строительства следует считать 1173 год. Однако фундамент Пизанской башни положили неровно. Строительство было остановлено и возобновлено только спустя 100 лет. Только потом стало ясно видно, что Пизанская башня "падает” наклонившись к югу. С того времени, как начались постоянные измерения башни в 1911 году, было зафиксировано, что вершина наклоняется на 1,2 миллиметра в год. На сегодняшний день, вершина Пизанской башни отклонена на 5,3 м от центра.
Архитекторами башни были Боннано Пизано и Вильгельм фон Иннсбрук, но им обоим не суждено было увидеть окончательное завершение своего замысла. Кстати, до второй половины XIV столетия башня оставалась без увенчивающей ее звонницы.
Высказывались предположения, что кривизна башни задумана зодчими изначально — ради демонстрации их удали и незаурядного архитектурного умения. Но гипотеза эта не слишком правдоподобна. Куда более вероятно другое: архитекторы знали, что строят на крайне ненадежном фундаменте, и потому заложили в строительную конструкцию возможность легкого отклонения.
"Падающая” башня имеет цилиндрическую форму и устремляется ввысь своими восемью ярусами (считая звонницу). Шесть центральных ее этажей окаймлены изящными декоративными аркадами, в облике которых, возможно, сказалось влияние византийской или мусульманской архитектурной традиции. Вопрос о возможных мусульманских влияниях интересен вдвойне, поскольку до сих пор не ясно, возникла ли идея отдельно стоящей колокольни в христианской церковной архитектуре под воздействием мусульманских минаретов, или, напротив, сами эти минареты, с высоты которых муэдзины призывали верующих к моленью, ведут свою родословную от христианских колоколен. Башня декорирована орнаментом из цветного мрамора (белого и светло-серого). У входа расположены барельефы с изображением фантастических животных, наверху — люнета со скульптурой Мадонна с младенцем Андреа Гварди
Архитектура ансамбля имела большое влияние на монументальное искусство Италии XII—XIV столетий.
Хотя Пизанская башня наклонена, колокольня, построенная во второй половине XIV века наверху башни, стоит ровно.
В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.
30 декабря 1986 года ЮНЕСКО присвоило статус Всемирного наследия архитектурному ансамблю.
В Пизанском соборе находятся несколько захоронений различных исторических деятелей, среди которых — гробница германского императора Генриха VII.
В течении всего существования Пизанской башни постоянно прилагаются усилия, чтобы сделать башню более устойчивой. Например, разрушающиеся колонны были заменены неоднократно. Сейчас в основном проводятся подземные работы, укрепляющие фундамент.
В очередной раз 15 декабря 2001 башня открыла свои двери для туристов.
В 2008 году ученые в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия по "заморозке”, башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1мм в год.
Ну и немного слов о Пизанском соборе, являющемся, как и башня, частью ансамбля на пизанской Площади Чудес)
Пизанский собор — выдающийся пример архитектурного стиля, разработанного в Пизе и позже оказавшего определяющим для десятков тосканских храмов. Стоит он там же, где и Пизанская башня, на Площади Чудес, которая, можно сказать, напичкана архитектурными шедеврами, так что старинному городу есть чем гордиться.
Строительство собора началось в 1063 году; это была первая в Италии храмовая постройка с крестообразным планом и средокрестием под куполом. материалом стал белоснежный мрамор с серо-чёрными полосами. Три портала обрамлены колоннами и плоскими арками. Фасад увенчан более мелкими аркадами, расположенными в несколько ярусов друг над другом, что придаёт фронтонной плоскости элегантную стремительность. Интерьер украшают позолоченный потолок и великолепнейшая готическая кафедра работы отца и сына Пизано. В апсиде стоит колоссальная фигура Спасителя. Пизанские архитекторы дополнили ломбардский стиль арабскими элементами, создав своеобразный язык романских форм, утончённости которого достигнуть никто больше не сумел.
Перед пятинефным собором стоит баптистерий (между прочим, это самая большая в мире крестильная купель), который вместе с Пизанским собором и Пизанской башней составляет единый архитектурный ансамбль, украшающий Площадь Чудес, которая признана одним из главных центров средневекового искусства планеты.
Интересна эта площадь тем, что Пизанский собор тоже находится слегка под наклоном — точно так же, как и Пизанская башня, и точно так же, кстати говоря, как и баптистерий)
Часто люди ошибочно принимают Площадь Чудес за Поле Чудес, то легендарное место, на котором Пиноккио пытался выращивать денежное дерево, и дивятся: так неужели же именно здесь?..
|
Почитать ещё: