Особенности зимнего фото
|
Зимние фото очень эффектные, но получить их непросто: для получения качественных снимков уже нельзя полностью полагаться на автоматику камеры.
Во время зимней съемки у фотографа обычно возникают две проблемы: слишком много света и слишком мало света.
Ясным зимним днем снимать крайне сложно – снежный покров под солнечными лучами сверкает настолько ярко, что любая тень, и даже любой не покрытый снегом предмет на снимке выглядит слишком темным. Выход – фотографировать, устанавливая параметры съемки вручную (если это позволяет ваша камера и ваш опыт) или активировать сюжетную программу «Пляж/снег», имеющуюся у большинства современных аппаратов. Однако в обоих случаях результат непредсказуем – слишком высоким оказывается диапазон яркостей у объектов, находящихся в кадре. Потому либо будут потеряны детали на снежных просторах, либо пропадут детали в тенях – насколько сильно испортит получаемый снимок такая потеря, загодя сказать невозможно.
Зимой лучше всего снимать, когда нет резкого света: при затянутом облаками небе или даже в темное время суток. Дабы не углубляться в теорию, рассмотрим несколько практических примеров, но сначала поговорим о воздействии на камеру низких температур.
Камера и мороз
Низкая температура для камеры не опасна... конечно, если вы не проводите съемку где-нибудь на просторах Якутии. От очень сильного мороза может лопнуть пластик корпуса камеры, навсегда помутиться оптика и заледенеть смазка в объективе, что приведет к заклиниванию его движущихся деталей.
«Легкий минус» в десять-двадцать градусов способен лишь уменьшить эффективную емкость аккумуляторов. Однако и при такой температуре не стоит «морозить» камеру: прячьте ее под одеждой или в утепленной сумке.
При перемещении с холода в теплое помещение камера неизбежно запотевает, причем как снаружи, так и изнутри. Не предпринимайте никаких действий (попытки оттереть переднюю линзу объектива представляют для камеры серьезную опасность!), просто подождите часик-другой, пока образовавшийся конденсат испарится.
На съемку в помещении время года не влияет, поэтому мы расскажем только об особенностях фотографирования на открытом воздухе.
Портрет
Зима – лучшее время для съемки портрета «на пленэре»: снег выступает в роли хорошего отражателя, «подсвечивая» снизу лицо портретируемого.
Естественная подсветка отраженным светом снизу убирает под бровями, носом и подбородком глубокие тени, которые неизбежны при съемке на открытом воздухе (ведь основной свет в этом случае падает сверху). В любое другое время года для достижения аналогичного эффекта фотографу приходится идти на ухищрения, располагая объект съемки около воды (ее поверхность тоже является хорошим естественным отражателем), на светлой плитке тротуара или принудительно активируя вспышку (а правильно применять ее при съемке портретов ой как сложно!). Конечно, профессионалы могут использовать искусственные отражатели, но вряд ли такое оборудование есть у любителей... По зиме оно и не нужно: заснеженная земля сама является великолепным отражателем!
Разумеется, не стоит фотографировать человека, который длительное время провел на холоде. Неизбежные покраснения носа и щек будет слишком бросаться в глаза на полученном снимке, а избавиться от такой «фрагментарной красноты» при редактировании будет сложно, даже если вы прекрасно владеете «фотошопом».
На ярком солнце тоже не стоит снимать портреты – человек в любом случае будет щуриться от сильного света. Даже если портретируемый сможет принудительно распахнуть глаза, из-за напряжения он будет выглядеть на фото весьма неестественно. Никогда не размещайте объект съемки под прямыми лучами яркого солнца! Это правило, справедливое в любое время года, зимой оказывается вдвойне актуальным – ведь яркий свет будет слепить портретируемого не только сверху, но и отражаясь от снежного покрова... Поставьте человека в тени или дождитесь момента, когда небо хоть немного затянется облаками, тогда созданный вами портрет будет очень хорош.
Пейзаж
Неопытному фотолюбителю справиться со съемкой зимнего пейзажа очень непросто: слишком много солнца – получаемая картинка оказывается пересвеченной до потери деталей, солнце закрыто облаками – мир выглядит серым (краски оказываются тусклыми), плоским (пропадает перспектива) и скучным (по первым двум причинам). Фотографу приходится «ловить свет». При этом оптимальной окажется ситуация, при которой потоки солнечного света – как лучи прожекторов – через облака будут выделять фрагменты окружающей реальности, подсвечивая, например, опушку заснеженного леса, фрагменты зданий или, предположим, живописную излучину реки.
Очень эффектно выглядят зимние пейзажи, снятые при низком солнце – длинные тени подчеркивают глубину пространства, а закатное небо (с облаками!) играет яркими красками, восполняя нехватку цвета на заснеженной земле. Зимние закаты бывают долгими – вы сможете сделать несколько снимков, чтобы затем выбрать из них наиболее удачные.
Однако нехватка цвета в ряде случаев оказывается благом для фотографа: туманные пейзажи, покрытые инеем деревья, заснеженные дороги и другие сюжеты, практически монохромные в зимнее время, на снимках получаются потрясающе изящными и романтичными. Еще одно преимущество «монохрома»: любой цветной предмет, помещенный на белоснежный фон, на фотографии выглядит ярко, броско (если, конечно не получится излишне темным), поэтому внимание будущего зрителя ему будет обеспечено.
Отправляясь на «фотоохоту» за зимним пейзажем, вы должны все время держать камеру наготове, чтобы успеть «поймать» интересный кадр. Конечно, холмы с перелесками от вас никуда не сбегут, но вот если вы упустите подходящую игру света, то следующего удобного момента придется ждать несколько часов, а то и дней.
Ночное фото
Для фотографирования в темноте зима – самое подходящее время года! На ночных снимках, полученных в любой другой период, земля обычно выглядит абсолютно черной и чтобы оживить кадр, приходится, например, включать в композицию поверхность реки или пруда с «дорожками» от фонарей или других источников света. А вот снежный покров оказывается проработанным даже на снимках, сделанных при слабом внешнем освещении. Свет луны (а также фонарей) создает хорошо фиксируемую камерой игру света на сугробах, благодаря чему фотографии получаются необычайно выразительными.
Кстати, ореолы вокруг Луны и фонарей – явление частое зимой, но редкое в другие времена года – также придает снимку дополнительное очарование. Без ореола Луна на фотографиях выглядит маленьким невыразительным пятнышком (кажущиеся значительными размеры светила на небе – обман зрения, а на некоторых снимках – результат работы «фотошопа»).
При съемке зимней ночью совершенно противопоказана вспышка: если ее использовать, снег на переднем плане будет пересвечен до потери деталей (эту часть снимка придется «отрезать» при последующей обработке на компьютере), а падающие рядом с объективом снежинки на снимке превратятся в крупные неопрятные пятна (в большинстве случаев избавиться от них не удастся, фотография окажется безнадежно испорченной).
Других особенностей у ночной съемки в зимний период нет: устанавливаете камеру на штатив, принудительно отключаете встроенную вспышку и экспериментируете с настройками: попробуйте снимать на полном «автомате», активируйте режим «ночная съемка», используйте режим «фейерверк» (если, конечно, он предусмотрен в вашем фотоаппарате). Ничего не удаляйте сразу: зачастую темный снимок на крошечном экранчике камеры выглядит «черным квадратом», а при просмотре на мониторе компьютера на фотографии «проявляются» невидимые до этого полутона, и недавно казавшийся «мертвым» кадр оказывается настоящей творческой удачей.
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: