Красавицы племени химба
|
На севере Намибии, вблизи границы с Анголой, в провинции Каоколенд, живет поразительное племя химба. В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из “постороннего” мира, а после нескольких репортажей о них, появившихся в крупнейших мировых журналах и на Discovery, появилось немало желающих побывать в их селениях. Привлекает гостей одно: удивительной красоты и особой, странной грациозности женщины химба.
На самом деле этого в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в “первобытные” одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса.
А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им “не удалось пробиться к цивилизации”, а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было.
Люди химба действительно таковы, какими их может увидеть приезжий. И первая встреча состоялась у нас еще накануне намеченного визита в племенное селение: в крошечном городке Опуво, столице Каоколенда, нам встретилась одна дама, как ни в чем не бывало явившаяся в супермаркетет за покупками.
Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть – тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки.
И вот тогда они приходят в город – за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна – разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой – кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, – они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.
Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И куда только смотрят модельные агентства?..
Есть только два предмета, которые, как мы заметили, стали для них предметом первой необходимости и широко используются в быту. Во-первых, это разного рода расчески и гребешки, которыми женщины химба часами начесывают особого рода “помпоны”, увенчивающие их прихотливые и сложноструктурированные прически.
И во-вторых, – разноцветные целлофановые шуршащие пакетики из супермаркета, которыми они готовы и украшать себя и свои поразительные туалеты, и хранить в них весь свой скарб, и подвязывать детей к поясу, и еще применять в дело тысячей способов, иногда довольно неожиданных…
Вот тут обратите внимание на изящный бантик в волосах, например…
У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться – этого тут вообразить невозможно. Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы “окра”.
Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Удивительным образом, кожа у женщин химба – совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно – разве что чуть-чуть отдает топленым маслом… Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные “дреды”, впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.
Мы зашли в одну хижину, и 15-летняя Мария нам показала, как свежая мазь смешивается из разных ингредиентов, и как ею пользуются девушки химба:
Кстати, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и “европейское” имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать , может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся знает английские цифры – особенно когда приходит время поторговаться).
После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в “большую” школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается. Вот Соня (шортах и желтой майке) в свои 19 лет уже не первый год живет в городе. Теперь пришла навестить сестер и братьев, и взяла с собой городскую подружку:
Кстати, часы у уже знакомой нам Марии на руке – принесены в подарок из города кем-то из таких “отхожих” родственников:
Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: спид. В Намибии спидом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься – живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100. Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда нас не пускают.
А вот тот, кто безраздельно владеет судьбами и жизнями всех женщин и мужчин рода: глава и отец огромного семейства, населяющего всю эту деревню. Он же, при необходимости, пообщается с духами предков, предскажет погоду, излечит больного, накажет виновного, защитит обиженного. И волосы в прическах женщин – его. Нам показалось – душевный, веселый мужик.
Наш провожатый – как раз его племянник: несколько лет назад ушел жить в город, переоделся в рубашку и брюки, теперь зарабатывает гидом, привозя к родственникам гостей. А вот это, сообщил он нам по секрету, – “фёрст леди”, старшая жена “большого босса”:
Ну вот, теперь, когда со всеми познакомились, – финальная часть визита. Чтобы никого не обидеть, обязательно нужно купить что-нибудь из здешних поделок:
Впрочем, нам тоже есть что предложить в ответ. Вот состоявшийся контакт цивилизаций: Мотя моментально нашел общий язык со сверстниками. Стороны быстро перешли к обмену опытом и ценными навыками. Оказалось, например, что младших химба очень увлекают Мотины умения устраивать “театр теней” с разными зверями и птицами, складывая пальцы так и этак…
Правда, отличить мальчиков от девочек оказалось не так просто. Вот эту десятилетнюю красавицу Мотя, например, сразу выделил из компании и до последнего считал приятелем…
В общем, гостеприимством тоже злоупотреблять нехорошо. В благодарность за радушный прием оставляем заранее припасенные подарки. Все ту же муку, растительное масло, большой мешок печенья в подарок детям. А старейшине отдельный дар: большую буханку заранее нарезанного белого хлеба.
А без финального фото на память – тоже, конечно, нельзя:
|
Почитать ещё: