Первые нательные, и не только нательные, украшения появились очень давно, ещё в первобытные времена. Всевозможные ракушки, камешки, осколки, зубы, кости нанизывались на стебли трав и волосы, по сути, являясь первыми ювелирными украшениями, но в первую очередь, конечно, амулетами. Хотя нередко подобная «бижутерия» носила исключительно эстетический характер.
Что касается искусственных материалов, а именно стекла, то его научились делать ещё около 6 000 лет назад на территории современных Ближнего Востока и Северной Африки. В частности, на право называться родиной стекла в равной степени могут претендовать Египет, Ливан, Сирия и Турция.
По одной из версий, самые первые стеклянные слитки образовались после попадания в огонь спрессованных блоков природной соды.
Хотя стекло и первое подобие стеклянных бусин начали делать примерно в одно и то же время, самые древние бусины, возрастом 4 000 лет, археологи нашли при раскопках Фив. И если со стеклом не всё так однозначно, то египетское происхождение бисера никто не оспаривает.
«Фальшивый жемчуг» из непрозрачного, мутного стекла, которое по-арабски называлось «бусра», пользовался в Египте большой популярностью. Из него делали бусы, браслеты, оплечья и много других изделий, правда, тогда размер бусин был гораздо большим, чем сейчас, до пяти сантиметров! К тому же, его вообще с трудом можно назвать бусинами – выглядел он, как маленькие сосульки, чаще всего, длиной от 1 до 4 сантиметров.
Производились эти изделия посредством выливания расплавленного стекла на каменную или костяную основу.
Финикийцы, которым как купцам и мореходам не было равных, поставили меновую торговлю стеклянным товаром на поток. В Африке за бисер покупали рабов, по всему Средиземноморью он быстро стал одним из основных показателей социального статуса и богатства.
На рубеже V-IV вв. до н. э. главным производителем становится Александрия, но уже в последующих веках Рим, Греция и мусульманские страны составили ей серьёзную конкуренцию.
После падения Римской империи стеклоделие продолжало успешно развиваться в её восточной части – Византии, а также в Венеции. Но только с XIII века, после того, как Византию постигла судьба Рима, венецианское стеклоделие начало бескомпромиссно доминировать в регионе.
В 1221 г. всё основное стекольное производство Венецианской республики, за исключением мелких мастерских, перенесли на о. Мурано, из соображений санитарной и противопожарной безопасности. Кроме того, островное расположение упрощало контроль над производством со стороны властей. В 1275 г. Сенат вообще запретил несанкционированный вывоз сырья и любых отходов с целью сохранить технологию производства в тайне.
В XIV в. стекольщикам начали жаловать неслыханные привилегии, вплоть до разрешения выдавать дочерей за аристократов. И тогда внук простого стеклодела становился патрицием! Тем не менее, некоторые мастера убегали, открывая собственные мастерские сначала в других городах, а впоследствии и в других странах.
В частности, в XV веке, помимо закона о наказании за подделку драгоценных камней посредством стеклянных изделий, а также появления в Мурано своего суда, администрации, денежной единицы и посла в Венеции, был издан указ об измене, требовавший возвращения перебежчиков на родину. В случае неповиновения, их родственники попадали в тюрьму. Если и это не давало результата, к ним посылали ассасинов (наемных убийц)…
В этом же веке зародился новый способ производства – выдув, вследствие чего появилась возможность изготовления полых трубочек, которые после разрезания на короткие кусочки и обработки превращались в округлые бусины. Прогресс не стоял на месте, и уже в XVI веке бисер начали делать не из пустотелых, а из цельных трубок, обрабатываемых над огнем лампы.
В начале XVII века, когда в Венеции было уже около 250 мастерских-производителей бисера, «бисерщики» объединились с «хрустальщиками» в одну общую корпорацию.
В XVII-XVIII вв. научились имитировать мусульманский бисер, и снова вышел закон, требовавший сохранности секретов производства.
К середине XVIII в. из-за падения производства и возросшей конкуренции осталось лишь около 20 мастерских, а к 1836 г. война между Австрией и Францией сократила это число вдвое…
После войны обороты производства вновь возросли, к тому же возник машинный способ изготовления, и бисер стал по-настоящему массовым и доступным, в том числе и в России, где низание (бисероплетение) завоевало неимоверную популярность среди всех слоев населения. Ну а самые искусные образцы рукоделия выходили из монастырских стен, где монахини, используя веками накопленный опыт, расшивали бисером не только церковные одежды и убранство, но и выполняли заказы светских модниц.
На бисер обратили пристальное внимание даже такие знаменитые мастера, как Тиффани и Галле, главные представители модернизма в художественном стеклоделии.
Медленно, но верно бисер занял лидирующие позиции среди других украшений по всему миру. Горлячка, сыплянка, гайтана, пляценка, ожерелка; згарды, зебигардан, горданы; хар, массанга, каяр, чале, каролинес – всё это названия одного и того же материала и украшений на его основе – украшений из бисера!
Предупреждение: Данная новость взята отсюда. Авторство НЕ принадлежит Muz4in.Net. При использовании указывайте ЭТУ ССЫЛКУ как источник.
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
Почитать ещё: