История: BMW Art Cars
|
Идея создания арт-автомобилей BMW возникла в 1975 году, когда французский аукционист и гонщик Эрве Пулен впервые принял участие в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Чтобы изменить внешность своего автомобиля он обратился к своему другу, скульптору Александру Калдеру. Калдер раскрасил гоночный автомобиль BMW, заложив тем самым основу целой коллекции. Результат был встречен с таким энтузиазмом, что на BMW решили продолжить эксперимент.
К началу 80-х годов коллекция арт-каров стала приобретать более разносторонний, интернациональный характер. А уже к концу 80-х началу 90-х в дело включились выдающиеся художники из 9 стран на всех пяти континентах, работающие в различных стилях. Расширился и спектр избранных моделей. Наряду с гоночными автомобилями художники начали работать с серийными машинами. Вместе они сформировали уникальное отражение современной культуры.
Alexander Calder - 1975
Александр Калдер родился в 1898 году в Филадельфии. Свою карьеру он начал в качестве инженера, но в возрасте 25 лет, следуя по стопам своих отца и деда, которые были скульпторами, стал посещать курсы, проводимые студенческой лигой художников. Тремя годами позже Александр уехал в Париж, где стал общаться с авангардистами. Подходя к искусству как к технологии, он разработал свой индивидуальный стиль в скульптуре, сочетая художественные приемы и техническую новизну. Его работы, выполненные в основных цветах и часто огромные по размеру, казались невероятно легкими и парящими. Самыми знаменитыми его творениями стали абстрактные новаторские скульптуры названные «Мобили» и противопоставленные им «Стабили». Александр Калдер умер в Нью-Йорке в 1976 году.
«Там где уже все идеально, не может быть чувства удовлетворения»
Созданный в 1975 году и положивший начало серии арт-каров BMW, стал одной из последних работ Калдера. Расписывая настоящую гоночную машину, у Александра появилась возможность поработать с реальным объектом, который бросал своеобразный вызов скульптору, привыкшему создавать свои собственные формы. Теперь он должен был найти компромисс между существующей технологией и собственным неповторимым художественным стилем. Как и в случае со скульптурами, Калдер вернулся к мощным цветам и привлекательным изгибам, которыми щедро украсил кузов BMW 3.0 CSL.
В 1975 году автомобиль принял участие в 24-часовых гонках в Ле-Мане (Le Mans) под управлением американца Сэма Посей (Sam Posey) и французов Жана Гише (Jean Guichet) и Эрве Пулена (Herve Poulain). Спустя семь часов машину пришлось снять с дистанции из-за поломки карданного вала. С тех пор она не принимала участие в гонках и является выставочным экспонатом.
Frank Stella - 1976
Франк Стелла родился в 1936 году в Молдене, штат Массачусетс. Уже в возрасте 14 лет Стелла начал изучать изобразительное искусство в академии Филлипс в Андовере, а позже продолжил обучение в Принстоне. В 1958 году художник переезжает в Нью-Йорк, где основывает свою студию. В ней он создал большинство картин из серий «Черная живопись», «Алюминиевая живопись» и «Медная живопись», которые вошли в историю мирового искусства.
С 1960-х по 1980-е годы Стелла активно выставлялся по всему миру, ведя преподавательскую деятельность. В середине 70-х годов Франк начал создавать особо крупные, прихотливо-криволинейные картины, расчерчивая их с помощью судостроительных лекал, позднее придав подобным композициям рельефность, вводя в них обрезки стальных труб и проволочной сетки. Позднее творчество Стеллы в основном состоит из рельефных картин выполненных по мотивам графики Эля Лисицкого, отдающих дань уважения конструктивизму. Сегодня художник живет и работает в Нью-Йорке.
«Мой дизайн похож на кальку, перенесенную на кузов автомобиля»
Стелла так же является страстным поклонником автогонок, поэтому его неизбежно ожидал успех, когда в 1976 году он взялся разрабатывать индивидуальный дизайн BMW CSL. Работая над черновой версией, Франк черпал вдохновение в технической ауре автомобиля. В результате машина была окрашена равномерной черно-белой сеткой похожей на миллиметровку, по которой узором проведена линия. Можно предположить, что по этой линии Стелла хотел бы разрезать автомобиль и затем собрать его в новой форме.
В 1976 году BMW CSL, расписанный Стелой, принял участие в 24-часовых гонках в Ле-Мане, но не занял призовых мест. После дебюта автомобиль зарегистрировали для участия в международных соревнованиях во французском городе Дижон. Машину должен был вести один из друзей Стеллы, известный гонщик Ронни Петерсон (Ronnie Peterson). Но Петерсон погиб при несчастном случае, произошедшем во время гран-при Италии в 1978 году. В память о своем друге Стелла создал серию работ под названием «Полярная система координат для Ронни Петерсона».
Roy Lichtenstein - 1977
Рой Лихтенштейн родился в 1923 году в Нью-Йорке. Его принято считать одним из родоначальников американского поп-арта. После окончания школы Лихтенштейн уезжает в Огайо для обучения в местном университете, на курсах, проводимых студенческой лигой искусств. В конце 50-х Лихтенштейн начал работать в области массовой культуры, делая комиксы и рекламные объявления.
В 1961 году Рой сделал свои первые работы в стиле поп-арт, используя картинки из комиксов и технологии пришедшие из промышленной печати. В дальнейшем он создавал карикатуры на «Американский стиль жизни» полные иронии и сарказма, экспериментируя с известными произведениями искусства, скульптурами и фильмами. В 1987 году музей современного искусства в Нью-Йорке провел полную ретроспективу его работ. Рой Лихтенштейн умер в Нью-Йорке в 1997 году.
«Я хорошо подумал и вложил в нее все, что у меня было»
Рой Лихтенштейн: «Я хотел нарисовать линии в виде дороги, показывающие путь машине с проносящимся мимо пейзажем. Видны даже небо и солнечный свет». Действительно, при ближайшем рассмотрении, дизайн его арт-кара BMW 320i group 5 отражает картины проплывающих мимо видов, причем и сама машина, и ее движение составляют единое целое. Хотя к тому моменту искусство комиксов уже осталось у Лихтенштейна позади, можно четко проследить его влияние: длинные разноцветные полоски – это «скоростные линии», так в комиксах передают скорость. Даже огромные точки, так называемые «Benday dots» - это отголосок его знаменитых картинок. Гармония, достигаемая между заданными аэродинамическими чертами и свободной композицией, типична для Лихтенштейна.
Когда арт-кар Лихтенштейна был закончен, он пережил сразу две премьеры: как произведение искусства в парижском Центре Помпиду и как гоночный автомобиль на 24-часовых гонках в Ле-Мане, под управлением французов Эрве Пулена (Herve Poulain) и Марселя Мигно (Marcel Mignot). Машина финишировала 9-й в общем заезде и первой в своем классе.
Andy Warhol - 1979
Имя Энди Уорхола в наши дни уже почти синонимично понятию поп-арта. Он родился в 1928 году в Питсбурге, штат Пенсильвания. С 1945 по 1949 годы учился в Технологическом институте Карнеги и сразу по его окончании успешно начал карьеру художника-графика в сфере рекламы. Уже в 1952 году его работы выставлялись в Нью-Йорке, в 1956 году он получил вожделенную «Награду клуба художественных директоров».
В своей легендарной «Фабрике», для которой он нанял целый штат рабочих, концепции классического искусства были опровергнуты и перевернуты с ног на голову самым беспрецедентным образом. Произведения молодого художника искусно вскрывали всю пошлость, пустоту и безликость западной культуры массового потребления. В последствии Уорхол стал создавать еще более эпатажные произведения, такие как выполненные в «кислотной» манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна. Уорхол умер в 1987 году в Нью-Йорке. В 1989 году музей современного искусства сделал полную ретроспективу его работ, посвятив эту выставку ему.
«Я обожаю эту машину. Она гораздо лучше, чем произведение искусства»
Согласно взглядам Энди Уорхола, автомобиль как «произведение искусства на колесах» – это скорее типично, чем необычно. Человек, провозгласивший суповые консервы «Кэмпбелл» произведением искусства и предложивший закрыть целый универмаг, чтобы сохранить его как музей для потомства, просто не может ощущать никакого конфликта между функциональной технологией и свободным художественным творением.
Энди как всегда храбро принялся за работу, как только его попросили на свой вкус переделать BMW M1. Все предыдущие художники, до того расписывавшие гоночные машины BMW, сначала рисовали черновую версию на уменьшенной модели, а после ассистенты под их руководством переносили рисунок на настоящую машину. Уорхол был первым, кто проделал всю работу самостоятельно. Перенося идеи на автомобиль в спонтанной и прямолинейной манере, ему удалось запечатлеть на нем свой характер. «Я хотел проиллюстрировать скорость. Когда машина действительно быстро едет, все линии и цвета смазаны» - так он объяснял выбранные им широкие мазки.
Первый и единственный раз это «произведение искусства на колесах» приняло участие в 24-часовых гонках в Ле-Мане в 1979 году. Под управлением Манфреда Винкельхока (Manfred Winkelhock) из ФРГ и французов Эрве Пулена (Herve Poulain) и Марселя Мигно (Marcel Mignot), автомобиль финишировал шестым в общем зачете и вторым в своем классе.
Ernst Fuchs - 1982
Эрнст Фукс родился в 1930 году в Вене. С 1943 по 1950 годы изучал скульптуру и изобразительное искусство. Вместе с другими молодыми художниками основал «Венскую школу фантастического реализма» в конце 40-х годов. До 1961 года работал со своим соотечественником австрийцем Фриденсрайхом Хундертвассером (Friedensreich Hundertwasser), в основном в Париже.
В 1958 году основал в своем родном городе галерею для художников «Венской школы». В 1974 году проявил интерес к музыкальному театру, придумывая декорации и костюмы. С тех пор он все больше работает в сфере поэзии и музыки, а цветовая палитра его рисунков становится все ярче и ярче. Просветительская энергия его работ подчеркивается неоднократными выставками, включая ретроспективу в Венеции.
«Вообще машина не нуждается в украшательстве. У нее есть своя собственная привлекательность»
Эрнст Фукс создал свой арт-кар BMW в 1982 году, став первым художником-европейцем, принявшим участие в проекте. Машина послужила поверхностью, на которую он спроецировал свое воображение без формальных ограничений.
Сам художник так отозвался о своей работе: «Расписывая BMW 635 CSi, я показал разный опыт, страхи, желания, мечты, а также свободное эстетическое творчество художника. Я называю эту машину «огненная лисица на заячьей охоте».
Изображены заячьи гонки по автотрассе в ночи, зайцы перепрыгивают через пылающий автомобиль – первозданный страх и смелая мечта преодолеть то измерение, в котором мы живем. Сам сюжет подсказал мне выбор цветов, я прочел их в линиях и формах, я слышу стремительный сигнал машины и уже вижу красивого зайца, прыгающего и летящего в огненных языках любви, разгоняющего все страхи. Желание выйти за пределы времени и пространства – все это и многие другие ощущения двигали мной, когда я расписывал BMW».
Арт-кар созданный Эрнстом Фуксом, был расписан по случаю выставки «Изобразительное искусство как иллюстрация – иллюстрация как изобразительное искусство» и демонстрировался в галерее BMW в Мюнхене. Эта машина является статичным выставочным экспонатом, никогда не выезжала на дорогу и не участвовала в гонках.
Robert Rauschenberg - 1986
Роберт Раушенберг родился в 1925 году в Порт-Артуре, штат Техас. Раушенберг считается одним из пионеров американского поп-арта. После изучения изобразительного искусства в США и Европе в 1949 году он присоединился к «студенческой лиге искусств» и начал разрабатывать план - сцены и костюмы для театров по всему миру.
Позже он экспериментировал с фото-дизайном и живописью в стиле абстрактного экспрессионизма и в итоге пришел к собственному стилю самовыражения «комбинированная живопись»: техника коллажа, объединяющая реалистичные объекты и газетные фотографии в абстрактные живописные панно. После нескольких попыток соединить электронику и изобразительное искусство в 1966 году он основал ЭИТ (эксперименты в искусстве и технологии). Его радикальный язык форм по сей день продолжает вдохновлять многих художников.
«Я считаю, что передвижные музеи - прекрасная вещь. Для меня эта машина – мечта, ставшая явью»
Есть одно серьезное отличие между BMW 635 СSi, расписанным Робертом Раушенбергом в 1986 году и предыдущими BMW Art Cars 70-х: это не гоночный автомобиль, а просто серийная машина.
Его работа необычна по нескольким причинам. Раушенберг был первым, кто в своем дизайне использовал настоящие картины, включая некоторые очень известные, модифицировав их с помощью фотографических приемов и воссоздав на автомобиле. На левой стороне машины изображен «Человек мира» Бронзино, а правая является, так сказать, местом его встреч – там одалиска, нарисованная Жаном Ингресом (Jean Auguste Dominique Ingres). Несколько фотографий деревьев и болотной травы призваны обратить внимание на проблемы окружающей среды, ассоциирующиеся с автомобилями. Колпаки и ступицы украшены фотографиями античных тарелок.
В 1988 году Раушенберг снова использовал темы своего арт-кара, только на этот раз уже без автомобиля. Вместо этого рисунки в виде прозрачных пленок были растянуты на эмалированном алюминии и выделялись при помощи техники коллажа. Серия из шести частей «Beamer» представляла образец полностью нового синтеза изобразительного искусства с автомобилем: средство передвижения – это источник вдохновения для художественного заявления, освободившегося от своих корней.
Арт-кар Роберта Раушенберга был впервые представлен публике в 1986 году на выставке в галерее BMW в Нью-Йорке. Эта машина завершила серию автомобилей BMW в стиле американского поп-арта. Европейская премьера состоялась в конце 1988 года и с тех пор 635 CSi выставляется в музеях по всему миру.
Michael Jagamara Nelson - 1989
Майкл Джагамара Нельсон родился в 1949 году в Пикили, Австралия. Принадлежа к племени Варлпири, он рос и воспитывался в традиционном стиле аборигенов Австралии. Майкл бросил школу в 13 лет и стал зарабатывать на жизнь разведением скота, охотой на бизонов и вождением грузовика. Он обучился у своего дедушки технике древнего рисунка, принадлежавшей его предкам в Папунии, и она дала ему возможность создать новый, узнаваемый стиль в живописи.
В 1984 году, Джагамара Нельсон получил национальную премию за искусство аборигенов, и с тех пор считается одним из ведущих художников движения «Папуния-Тула». Все чаще его работы можно увидеть на выставках как в Австралии, так и по всему миру, включая Сидней, Лондон, Нью-Йорк и Чикаго. Самые значительные работы Нельсона - большая мозаика в здании бывшего австралийского парламента, здание в Канберре и не менее впечатляющая фреска в северном фойе сиднейской оперы.
«Машина – это часть пейзажа, который как бы виден из самолета - я изобразил воду, кенгуру и опоссума»
Когда представители BMW спросили Теренса Мишэма (Terence Measham), директора музея Пауэрхаус в Австралии, кого из местных художников он может порекомендовать для росписи гоночного автомобиля, он без колебаний ответил - Майкла Джагамару Нельсона. Исходной машиной была черная спортивная М3, которую Нельсон трансформировал в изостудию BMW. Спустя семь дней неустанной работы появился шедевр искусства Папунии. Геометрические формы и узоры обманчиво кажутся абстрактными, но те кто знаком с мифологией Австралии, смогут узнать в росписи кенгуру, эму, муравьев и опоссума.
Папунийские рисунки – это как бы взгляд с высоты на землю и пейзажи. Им свойственны различные формы, символизирующие воду, пещеры, людей и различных животных. Они объединяют в себе все религиозные мифы, передававшиеся из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. Мифы отражают культурные корни этой австралийской расы, управляют их образом жизни, верованиями и дают источник вдохновения для будущих поколений.
Арт-кар Майкла Джагамары Нельсона был передан в отделение Motor Sport Division BMW Australia. До этого им управлял знаменитый австралийский гонщик Франк Гарднер (Frank Gardner). В 1987 году Тони Лонгхёрст (Tony Longhurst) победил на этой машине в чемпионате AMSCAR для команды JPS-BMW. А в гоночном сезоне 1988 года на M3 Джагамары выступала команда гонщиков Mobil 1 – неоднократный австралийский чемпион Питер Брок (Peter Brock) и телевизионный комментатор, ставший гонщиком, Нил Кромптон (Neil Crompton).
Ken Done - 1989
Кен Доун родился в Сиднее в 1940 году. В 14 лет он бросил учебу и начал изучать искусство в Национальной школе изобразительных искусств в Сиднее. Проработав 20 лет графическим дизайнером рекламы в Сиднее, Нью-Йорке и Лондоне, он оставил свою профессию, чтобы посвятить больше времени живописи.
С момента своей первой выставки в 1980 году, он быстро завоевал репутацию ведущего австралийского художника в дополнение к уже имеющемуся у него статусу ведущего графического дизайнера. В 1988 году ему было поручено выполнить дизайн экстерьера павильонов Австралии и Объединенных Наций на выставке ЭКСПО. Живые цвета и мазки кистью на его картинах отражают типичные австралийские пейзажи, царство животных, пляжи и сады. Его работы выставляются в музеях и в частных галереях по всему миру.
«Я нарисовал попугаев и рыбу-попугая. И те, и другие красивы и могут передвигаться с фантастической скоростью. Я хотел, чтобы мой BMW создавал такое же впечатление»
После того, как Кен Доун оценил серию работ, созданных его предшественниками, он решил, что задача расписать гоночную машину BMW – это серьезный вызов и «огромный комплимент». Он сравнил это с игрой в гольф против Джека Никлауса (Jack Nicklaus) или участием в гонках вместе с Нельсоном Пике (Nelson Piquet). В течение всего творческого процесса он уделял особенное внимание тому, чтобы его арт-кар сочетал в себе художественный и технический образ мыслей.
У Доуна с первых мгновений была четкая идея, как украсить машину. С одной стороны надо было выразить некую притягательность, которая таилась для него в быстрой и высокотехнологичной M3, с другой, дизайн должен был оставаться типично австралийский. Жизнеспособность и оптимизм его родного континента должны были бросаться в глаза, поскольку именно эти качества особенно нравились Кену в Австралии.
Арт-кар Кена Доуна был взят в отделение спортивных автомобилей BMW в Австралии. Этим М3 управлял знаменитый австралийский гонщик Франк Гарднер. Машина вышла на трассы в 1987 году с командой JPS-BMW и принесла победу Джиму Ричардсу в австралийских гонках группы «А». В сезоне 1988 года автомобиль участвовал только в одной гонке, после чего был снят с соревнований и стал демонстрироваться как произведение искусства.
Matazo Kayama - 1990
Матазо Каяма родился в Киото в 1927 году. Изучал живопись и традиционное японское искусство. Впервые его работы были выставлены в 1949 году. Годом позже он получил Приз исследовательского общества, а в 1951 году приз «Художник нового поколения», и многие другие награды. На протяжении нескольких лет он экспериментировал с животными мотивами, а в 1965-м занялся рисунками «byobu» - художественное украшение специальных ширм.
Привнося модернизм в область традиционного изобразительного искусства, Каяма участвовал в создании новых форм художественного выражения в Японии. В 1978 году он завоевал гран-при изобразительного искусства Японии и закончил работу «Снег, Луна и цветы», порученную ему национальным музеем современного искусства. В 1984 году Матазо создал свои самые известные произведения: роспись потолка китайскими чернилами под названием «Дракон» и рисунки для шестнадцатисекционной ширмы. Оба его творения сейчас украшают храм Коуджони (Koujoni) в горах Минобу (Minobu). Позже область его творчества расширилась. Каяма выполнял различные проекты – от дизайна ювелирных украшений и работ по металлу, до разработки дизайна интерьера самолета Боинг 747, что еще раз доказывает широту его творческих способностей.
«Ровные линии BMW стали очевидными, тогда как сама машина была полностью скрыта»
Как и многие другие художники, расписывавшие арт-кары, Матазо Каяма видел в BMW прекрасные возможности для дизайна и вызов своим творческим способностям. Идея его дизайна возникла практически сразу. С одной стороны ему хотелось выразить свое восхищение технологиями BMW, а с другой пробудить яркие ассоциации с современной Японией.
Хотя Каяма обратился к своей ранней теме «Снег, Луна и цветы», техника его рисунка была принципиально новой. Сначала он использовал аэрограф, нанеся легкие голубые тона на серебряный кузов BMW 5 Серии, чтобы подчеркнуть контраст и элегантность машины. После этого, применив классические японские техники «Киригане» (Kirigane - резьба по металлу) и «Араре» (Arare - оттиски на фольге), он покрыл машину маленькими кусочками серебряной, золотой и алюминиевой фольги. По окончании проекта художник признался, что особую сложность в работе представляла трудность визуализации его произведения как цельного из-за трехмерной природы поверхности автомобиля.
Каяма не предполагал что его арт-кар будет участвовать в гонках или ездить по дорогам, прежде всего он создавал машину как художественный экспонат. Такой подход дал ему возможность использовать эффектный, но хрупкий материал - японскую фольгу.
Cesar Manrique - 1990
Цезарь Манрике родился в 1919 году на одном из Канарских островов – Ланцароте. Некоторые знают его как архитектора, другие как скульптора, остальные как дизайнера, художника и живописца. Манрике был наделен универсальным талантом, он увлеченно занимался экологией, ландшафтным дизайном и охраной окружающей среды, умудряясь в равной степени распределять свою креативность на все сферы.
Впервые его работы были выставлены публично в 1959 году. Вскоре за прорывом на Венском биеннале 1960 года последовал успех в США. Король Испании наградил Цезаря Большим крестом за отличную службу. В 1986 году одна из картин Манрике была выставлена наряду с работами Гойи и Веласкеса, представляя его страну на выставке Испанского искусства в музее Сейбу (Seibu) в Токио. В 1990 году около 40 000 человек со всего мира пришли посмотреть на работы художника во дворец Хиберну (Hibernu) в Праге. Большинство картин Манрике посвящены теме «Геология и вулканизм», так как его родной Ланцароте – остров вулканического происхождения. Используя сверкающие и приглушенные тона, он изображает свет, лаву и взаимодействие между ними.
«Это объясняет мою идею расписать автомобиль BMW так, будто он летит сквозь космос, не встречая на пути никакого сопротивления»
Поскольку Цезарь Манрике был и художником, и архитектором, он имел четкое представление об автомобиле. Необходимый предмет повседневной жизни, он участвует в формировании внешнего вида наших городов и оказывает сильное влияние на мир вокруг нас. Придумывая дизайн арт-кара, Манрике был вдохновлен концепцией движения. Он попытался объединить понятия скорости и аэродинамики с эстетической привлекательностью в одном объекте. Яркие, светящиеся цвета и широкие мазки кистью, смешивающиеся с контурами автомобиля, показывают непринужденное скольжение машины сквозь пространство, не встречающее никакого сопротивления.
Будучи сторонником гармонии между человеком, культурой и природой, Манрике полностью отдавал себе отчет в том, что достигнув мобильности с изобретением колеса, человеческая цивилизация совершила огромный скачок вперед. Мобильность - одна из ключевых тем интернационального выставочного тура BMW Art cars.
A.R. Penck - 1991
А. Р. Пенк (настоящее имя Ральф Винклер) родился в Дрездене в 1939 году. Там же в 1956 году были впервые выставлены работы этого художника-самоучки. Затем Пенк был сильно увлечен работами Пикассо, Рембрандта и доисторическими пещерными рисунками, влияние которых привело к появлению в начале 60-х его знаменитых «stick men». Интерес к математике, кибернетике и теоретической физике расширил его изобразительный язык до «картин мира».
В 1966 году Пенку было отказано в членстве Ассоциации изобразительных искусств бывшей ГДР, после чего он обосновался в ФРГ, где его работы выставлялись уже с 1969 года. Там ему удалось достичь международного признания. С тех пор работы Пенка можно было увидеть более чем на 100 выставках в западной Европе, Японии и Северной Америке. Его произведения появлялись на вытавках documenta 5, 6 и 7 в Касселе. Он был одним из важнейших художников, представлявших ФРГ на венецианском Биеннале 1984 года. Большая ретроспектива его работ была показана в Берне в 1975, в Кёльне в 1981, и в Берлине в 1988 годах.
«Мне интересно, как искусство соотносится с искусством, как искусство соотносится с технологией и больше всего, как искусство соотносится с твердыми объектами»
«Мне также интересно исследовать технический дизайн» - так прокомментировал Пенк автомобиль BMW Z1. При росписи своего арт-кара он черпал вдохновение из самого продукта, который, по его мнению, является показателем креативности тех инженеров и дизайнеров, которые смогли вложить в развитие этой машины особую свободу творческого выражения.
Работы Пенка бросают вызов зрителям. Чтобы понять его вселенную и язык знаков, необходимо тщательно изучить всю композицию характеров и цифр. Кажущиеся однозначными, символы усложнены абстракцией и фактически являются шифрами, которые надо декодировать.
Esther Mahlangu - 1991
Эстер Малангу родилась в районе Мидделбург, южноафриканской провинции Трансвааль в 1936 году. Она обучилась традиционной живописи Ндебеле у своей матери. Это одна из многих племенных форм искусства в Южной Африке. Используемая для росписи стен хижин, Ндебеле выполняется только женщинами племени. Каждый узор имеет свое значение и смысл, которые во многом растворились в тумане времени.
Малангу считается ведущим мастером этого искусства в Южной Африке и постоянно сотрудничает с музеем под открытым небом Ботшабело, недалеко от места ее рождения. В последнее время она перешла от исключительно настенной живописи к работе на холсте. Ее картины демонстрировались по всей Южной Африке и после выставки в Париже получили международное признание. Эстер с гордостью несет ответственность за сохранение удивительного и мощного искусства племени.
«Искусство Ндебеле великолепно по своей форме, ему только лишь надо было добавить концепцию движения»
BMW 525i, расписанная Малангу, - это традиция её племени, переведенная на язык высоких технологий. Эстер посчитала, что этот переход был абсолютно естественным, хотя и непростым. Осознавая всю мощь компании, к которой она присоединилась, когда ее пригласили поучаствовать в коллекции Art Cars, она особенно гордилась тем, что является первой женщиной-художником в этом проекте.
«Мое искусство выросло из традиций племени украшать свои дома. Узоры, которые я использовала, соединяют наши традиции с современностью автомобилей BMW». Попробовав свои силы на поверхности двери машины, чтобы прочувствовать материал совершенно не похожий на все с чем она работала раньше, Эстер Малангу превратила белый BMW чуть больше чем за неделю в произведение искусства.
Арт-кар Эстер Малангу в конце 1991 года был показан на трех выставках – в Йоханнесбурге, Дурбане и Кейп Тауне в Южной Африке. Впоследствии автомобиль побывал в Германии и выставлялся по всему миру наряду с остальной коллекцией.
Sandro Chia - 1992
Сандро Чиа родился в 1946 году во Флоренции, сейчас живет в Нью-Йорке, Лондоне и Тоскане. Проведя детство и юность в «городе Ренессанса» он с легкостью, почти играючи, познакомился с величайшими произведениями искусства.
В 70-е Чиа добился известности - его выставки проходят в Риме, Турине и Кёльне. К 1982 году его работы демонстрировались в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, на documenta 7 в Касселе и на Zeitgeist в Берлине. Он считается одним из самых значительных художников итальянской «Transavanguardia» и видит себя нео-экспрессионистом. В его метафорических работах можно найти следы творчества Пабло Пикассо и многих других известных художников.
«Я создал образ - мир! Попробуйте посмотреть на что-нибудь достаточно напряженно, и эта вещь превращается в лицо. А лицо - это фокальная точка жизни и мира»
Изобразительный язык художника контрастирует своей беспечностью с жесткостью большого города, к которому, по его ощущениям, он привязан. Фигуры сказочного вида чередой проходят перед нами на фоне идиллического безвременья.
«Автомобиль – это вожделенный предмет в обществе, к нему приковано много глаз. Люди внимательно разглядывают машины. Та, которую я расписал, отражает их пристальный взгляд. Она как зеркало предстает перед людьми, смотрящими на нее». Когда он видит поверхность, то слышит, как она зовет его: «Разрисуй меня, разрисуй меня!». Именно так и произошло с машиной, участвовавшей в соревнованиях, вспоминал Чиа в том момент, когда поставил подпись на BMW Art Car 9 октября 1992 года и объявил о завершении своей работы.
David Hockney - 1995
Дэвид Хокни родился в Брэдфорде (Англия) в 1937 году. Учился в Брэдфорде и в Королевской академии искусств в Лондоне, окончил обучение в 1962 году и вскоре достиг известности как один из художников, внесших большой вклад в «разгульные шестидесятые». Он вышел в первые ряды интернационального искусства в начале 60-х и с тех пор стал одним из главных действующих лиц.
Хокни жил в Лос-Анджелесе с 1964 года, создавая художественное наследие, которое теперь ассоциируется с его именем среди знатоков искусства по всему миру. Он разработал свой собственный стиль в поп-арте, став таким же популярным, как Энди Уорхол. Работая в Калифорнии и Лондоне, Хокни сосредоточил свое внимание на людях и их окружении. Его портреты особенно подчеркивают индивидуальность. В восьмидесятые Дэвид интенсивно работал с фотографией и в театральном дизайне. Эти две совершенно разные области принципиально поменяли его подход к творчеству и продолжают оказывать на него влияние по сей день даже несмотря на то, что Хокни вернулся к живописи.
«BMW дали мне модель машины, я все смотрел и смотрел на нее. Признаюсь, я рассматривал и другие Art Cars. В конце концов я подумал, возможно было бы интересно показать машину так, будто вы смотрите внутрь нее»
Процесс росписи автомобиля занял несколько месяцев. Хокни упорно воплощал свою идею, стараясь выполнить работу визуально прозрачной, позволив внутренностям машины стать видимыми снаружи. Стилизованные впускные коллекторы двигателя появляются на капоте, через дверь видны водитель и такса на заднем сиденье. По мнению Дэвида, вождение автомобиля и дизайн идут рука об руку. «Езда на машине означает соприкосновение с природными пейзажами – это одна из причин, по которой я остановил свой выбор на зеленом цвете».
«Когда я прекращал расписывать модель, я фотографировал результат. Я углублялся в него и менял формы до тех пор, пока не получалось то, что мне хотелось. Я верю в то, что всегда нужно время для того, чтобы посмотреть и подумать. У машины потрясающий силуэт и я просто следовал этим линиям» - рассказывал Хокни.
Дэвид очень коротко резюмировал свою работу над росписью BMW 850CSi: «Это было очень весело!».
Jenny Holzer - 1999
Дженни Хольцер родилась в 1950 году в Галлиполисе, штат Огайо. Хольцер является художником, чьи работы нелегко классифицировать. С конца 70-х она отказалась от языка традиционного искусства. Метафорические образы, экспрессивная абстракция и ироничный минимализм уступили место словам без рисунков.
Возможно, сейчас нет другой художницы, которая так часто возникает в поле зрения общественности, как Дженни Хольцер. Ее работы выставлялись в Музее современного искусства, в музее Соломона Гуггенхайма, музее американского искусства Уитни, галерее Тейт, музее современного искусства в центре Помпиду и в Рейхстаге. Ей присудили «Золотого Леона» за лучший павильон венецианского биеннале 1990 года, «Хрустальную премию» от Мирового экономического форума в Давосе (1994 год) и «Приз товарищества» от американской академии в Берлине за 1999-2000 годы. В 1994 году она получила почетное звание доктора искусств от университета Огайо.
«Для меня нет более подходящего средства передвижения, чем гоночная машина»
Дженни Хольцер использует билборды, постеры, футболки, наклейки на бамперы, бронзовые таблички, парковые скамейки и стадионные табло, дабы «вырваться за пределы четырех стен элитных культурных институтов». Ее работам во многом удалось оживить обыкновенное понятие публичного искусства, предполагая, что общие истины могут быть наполнены неопределенностями и противоречиями.
На BMW V12 Le Mans Roadster, созданном Дженни Хольцер для коллекц
|
Почитать ещё: