Инструмент для убийства и обмана
|
У этой коробочки единственная цель в жизни — выставлять себя на продажу не реже раза в неделю. Каждые 10 минут вещица соединяется с интернет-аукционом и проверяет, включена ли она в список лотов. Если нет, ящик сам открывает новые торги и назначает цену, на которой закончился прошлый аукцион. Когда куб узнаёт, что продан, он немедленно запускает новый цикл продаж уже от имени нового владельца.
Пожалуй, в жизни многих произведений искусства хоть раз возникает коммерческий аспект. Полотна и скульптуры, даже те, что создавались когда-то «для души», рано или поздно попадают на аукционы, чтобы уйти в руки коллекционеров. Музеи охотятся за редкостями и историческими реликвиями, и даже на самые примитивные поделки мастеров художественного цеха находятся свои покупатели.
Художники же нередко прилагают все силы, чтобы уйти от коммерции к чистому искусству. Или, во всяком случае, любят рассуждать о таком «побеге». Наш же герой поступил самым парадоксальным образом: в его творении, напротив, коммерция и составляет суть художественного образа. Ведь «Инструмент для обмана и убийства» регулярно продает сам себя на eBay и больше ни на что не пригоден.
Быть проданным снова и снова — и есть единственное назначение данного предмета. А создал эту занятную вещицу дизайнер Калеб Ларсен (Caleb Larsen), известный нам по жуткой инсталляции, обращающей реальную смерть в леденцы.
Облик «инструмента» — невероятно прост и вызывает в памяти пример из истории искусства. Гениальный в своей примитивности «Черный квадрат» Малевича не даёт покоя последователям почти 95 лет. Так и хочется сказать: вот и на этот раз молодой американец позаимствовал для своего творения знаменитый «дизайн».
Сам Ларсен, впрочем, пишет, что вдохновлялся работой американского скульптора-минималиста Роберта Морриса «Box With the Sound of Its Own Making» 1961 года, а также историей многократной перепродажи оной коробочки на аукционе.
Упомянутое произведение известного сторонника неодадаизма может показаться бессмысленным, однако абсурдность работ этого направления (как и его прародителя — дадаизма) вызывает протест только у зрителя, привыкшего, что произведения искусства по большей части – это материализованные ответы художника на вопросы. Вопросы о любви, смысле жизни, месте человека в мире…
Да о чём угодно. А в данном случае перед нами скорее сам вопрос, обращённый к наблюдателю. Скажем, что он привык вкладывать в понятие «самовыражение художника»?
Вопрос Ларсена — предложение подумать об отношении людей к ценности той или иной вещи и условности такой ценности. И правда, велик ли смысл купить на аукционе предмет, который тут же и непременно следует продать?
Да, одним из условий получения «Инструмента для обмана и убийства» на eBay является соглашение покупателя и художника, гласящее, что новый владелец вещицы обязуется тут же подключить её к Интернету и не мешать ей снова выставить себя на аукцион. Это условие «художественной целостности произведения».
Собственно, по условиям продажи коробка должна быть подключена к Сети всегда, за исключением моментов транспортировки от одного владельца к другому.
Таким образом, возникает шанс, что в очередной раз на этот странный товар найдётся свой покупатель и что первый счастливчик вернёт себе затраченные деньги (выгода от разницы цен может оказаться просто смехотворной), ну а «чёрный квадрат XXI века» продолжит выставляться на аукционе и далее. И это напоминает картину, на которой художник стоит за мольбертом и рисует картину, на которой художник стоит за мольбертом и рисует картину...
По идее такая прогрессия может привести к росту стоимости куба до заоблачных высот. Только каждый новый владелец едва ли с этого извлечёт выгоду, ведь он сможет обладать этим странным предметом в лучшем случае считанные дни (время транспортировки).
Такая бессмысленность интригует почище, чем загадочность. Помнится, один итальянец интриговал публику 999 черными кубами, которые открывать никак было нельзя, а вот купить по всё возрастающей цене — запросто.
Мы давно подозревали, что ценностью предмет искусства наделяет сам зритель и что ему можно продать даже «заправленную» неким эфемерным «отношением» пустоту (примеры —
A «Инструмент для обмана и убийства» на самом деле – объект, изучающий данный странный аспект человеческих взаимоотношений (вот где действительно бывает обман) и механику коммерции в искусстве (а это порой «чистое убийство»).
Кстати, искусствоведы говорят, что «Чёрный квадрат» Казимира Малевича вовсе не так прост, как кажется, и приводят много замысловатых интерпретаций идеи художника. Однако искать в том «квадрате» скрытые письмена и намёки — бесполезно. Главный секрет заключается в наблюдателе: каждый может найти в картине такой смысл, какой пожелает. И ценность.
|
Почитать ещё: