Глазами поляка. Как выжить в Москве
|
Во-первых, не выходить на пешеходную «зебру», как только загорится зеленый сигнал светофора, лучше уж перебегать дорогу на красный. И не подбирать внезапно упавшую вам под ноги пачку долларов. В остальном Москве прекрасный город, достойный посещения.
Осторожно, джигит!
Самое опасное место в столице — это пешеходные переходы. Особенно те, что оснащены светофорами. В России рассказывают историю про иностранного туриста, который приехал в один северокавказский город и сел там в такси. Водитель, как и положено горцу — горячий брюнет, видя перед собой красный свет светофора с радостным криком «я джигит!» каждый раз прибавлял газу. Такая картина повторилась несколько раз, пока на одном из перекрестков такси не встретило зеленый сигнал и не остановилось. «Что случилось?» — спрашивает ошарашенный безумной ездой интурист. «Там джигит», — объяснил таксист, показывая на пересекающуюся с их маршрутом улицу.
Впрочем, чтобы встретить такого «джигита», совсем не обязательно ездить на Кавказ. У выхода из станции метро «Белорусская» есть очень оживленный переход со светофором. Это особенно неприятное место, потому что разогнавшиеся автомобили выезжают там из-за поворота, обзор на котором закрыт забором. Но пешеходы не обращают на это внимания и целыми табунами перебегают дорогу на красный свет. И ничего плохого не происходит. По крайней мере, мне не довелось увидеть в этом месте ни одной аварии, хотя я часто там бываю. Водители, которые едут на зеленый, ругаются на чем свет стоит, но уступают дорогу.
Однако когда для пешеходов загорается зеленый сигнал, никто не спешит выходить на проезжую часть. Люди помнят, что там могут быть «джигиты». И действительно, на красный через «зебру» на полной скорости обязательно проскакивает две-три машины. Так, в принципе, происходит на всех московских перекрестках, и везде, где загорается зеленый свет для пешеходов, стоит немного подождать.
Помощи полиции, которая должна, в принципе, следить за участниками дорожного движения, ждать не приходится. Несколько дней назад я видел, как на одном переходе немолодой мужчина солидного вида едва увернулся от несущегося черного джипа и подошел пожаловаться полицейскому, который с интересом следил за событиями на дороге. Страж порядка очень удивился, что человеку что-то от него понадобилось, и посоветовал возмущенному пешеходу громким криком «Обращайтесь в полицию!»
Осторожно, доллары!
В Москве, да и не только там, а на всем постсоветском пространстве, вам под ноги из кармана идущего рядом человека может упасть пачка долларов. Со мной такое случалось несколько раз. Это плохой знак, свидетельствующий, что местные видят в вас простофилю. Вы рефлекторно поднимаете деньги, хотите отдать их владельцу, а он уже исчез. Зато к вам сразу же подходит другой прохожий и начинает радостно уговаривать: «О, у нас тут куча денег, давай отойдем за угол и разделим пополам». За углом появляется «пострадавший», требует вернуть доллары, пересчитывает банкноты и поднимает крик, что их было гораздо больше. На шум прибегает полицейский, который готов забрать вас в отделение. Незадачливый простак, перед которым открывается перспектива познакомиться с системой ФСИН (как называется сейчас прежний ГУЛАГ), чтобы избежать неприятностей, готов отдать не только найденное, но все содержимое своего кошелька. Так что с летящими под ноги пачками долларов следует быть осторожным.
С привезенной с собой из-за границы валютой, впрочем, тоже. Центр Москвы усеян обменными пунктами. На Тверской, главной столичной артерии, каждый второй дом украшает электронное табло, на котором большими красными цифрами светится курс евро и доллара. Но быть их тут недолжно: функционирование «обменников» было строго запрещено два года назад. Однако, как говорят россияне «строгость наших законов компенсируется необязательностью их выполнения». Так что пункты обмена валют сменили вывески, назвались «операционными кассами» и продолжили работать, как работали. И обманывать, как обманывали.
Самый простой фокус: привлечь клиента высоким курсом. Табло у входа уверяет, что в этом обменнике за валюту можно получить гораздо больше рублей, чем в соседних. Человек заходит, отдает деньги и выясняет, что на самом деле курс очень низкий, слыша в ответ, что высокий курс распространяется только на крупные суммы, например, от тысячи евро. Это написано на вывеске у входа — только очень мелкими буквами, на которые неопытный клиент не обратил внимания.
Со мной произошла такая история в обменном пункте, который предлагал очень хороший курс при продаже от тысячи долларов. Я решил поменять 1100, но девушка в окошке вернула мне гораздо меньше денег, чем я думал. Я начал кричать, а она спокойно ответила, что сейчас хороший курс начинается не с тысячи, а с десяти тысяч, в чем можно убедиться на табло у входа. Так оно и было: кассирша со своего компьютера дописала там еще один ноль. И что тут можно поделать? В принципе, девушка совершила преступление, потому что российское законодательство запрещает варьировать курс в зависимости от обмениваемой суммы. Однако здесь работает принцип компенсации «строгости закона», и большинство пунктов обмена продолжает обманывать клиентов этих нехитрым способом. Так что лучше всего менять деньги в одном из отделений вездесущего Сбербанка, где дают меньше чем в обменниках, зато по крайней мере не жульничают. Тем не менее, в Россию лучше приезжать с наличными, а не с банковскими картами. Здесь распространено мошенничество с копированием карт в банкоматах, которое позволяет потом опустошить счета их владельцев.
Джихад-такси
Перемещаться в Москве на такси — особое искусство. Здесь есть постепенно развивающиеся таксомоторные компании, но машины у них нужно заказывать за несколько часов до поездки — иначе таксист не успеет добраться к вам из-за постоянных пробок. Помочь в этой ситуации могут «бомбилы» — люди, которые кружат по городу на своих машинах и охотятся за клиентами. Достаточно встать у дороги и вытянуть руку, чтобы к вам сразу же подъехал кто-то, кто будет готов подбросить вас в нужное место за разумные деньги.
Такая поездка может оказаться очень любопытной, если наткнуться на «бомбилу»-доктора наук, инженера из серьезной лаборатории, подрабатывающего к своей невысокой зарплате, или поэта, ищущего вдохновения в поездках по городу. Есть с кем и о чем поговорить. Однако в этом бизнес становится все больше настоящих «джигитов» — приезжих с Кавказа и Закавказья. Они покупают за пару тысяч долларов старые проржавевшие «Жигули» и отправляются на заработки в совершенно неизвестный им город, не понимая, куда едут. Однажды мне довелось попасть в такое, как говорят москвичи, джихад-такси. Водитель мчал меня на бешеной скорости по каким-то странным улицам и когда сам понял, что заблудился, похвастался на ломанном русском: «В Тбилиси я бы тебя отвез на раз-два, там я орел!»
Ездить и есть по-советски
Хотя, зачем в Москве «бомбилы» или джихад-такси, ведь еще в культовой советской комедии «Бриллиантовая рука» прозвучала мысль, что «наши люди в булочную на такси не ездят». Для «наших» есть метрополитен имени В.И.Ленина — то есть если не лучшая, то одна из лучших городских подземных транспортных систем мира. Метро начали строить при Сталине, предполагая, что ежедневно им будут пользоваться четыре миллиона человек. Сейчас оно перевозит девять миллионов, неплохо справляясь с такой массой народа. Насколько метро необходимо и удобно, становится заметно, когда под землей происходят аварии или теракты: движение в городе сразу же оказывается парализованным.
Еще москвичи возвращаются к советским гастрономическим традициям, и приезжим стоит взять с них в этом пример. В городе, конечно, есть шикарные заведения вроде ресторана, созданного по образцу старого «Яра», где уплетал стерлядь, куропаток и разную икру еще Александр Пушкин. Сейчас там по фантастическим ценам подают те же деликатесы.
Тем временем молодые, еще не слишком состоятельные москвичи, открывают для себя «общепит» — систему общественного питания, которая существовала здесь в советские времена. Возрождаются и открывают свои двери для гостей столовые при предприятиях, где во вполне приемлемой обстановке можно съесть обед за 200 рублей, то есть в пять раз дешевле, чем в ресторане. В моду входит почти исчезнувший «советский фаст-фуд»: пельменные, специализирующиеся на пельменях, или блинные, подающие блины с разной начинкой. В этих заведениях, как и в прошлую эпоху, обычно очень скромная обстановка, но дешево и безопасно (я ни разу не слышал, чтобы в России произошло массовое отравление пельменями или блинами).
В современной Москве заведения общепита любят использовать в своем названии прилагательное «советский». Есть, например, «советские чебуречные», где подают популярные большие пироги с начинкой, или «советские хинкальные», предлагающие великолепные грузинские «пельмени» с мясом. Это, конечно, идеологически неправильно, но под вывеской «советское» в Москве кормят вкусно и дешево.
Жаль только, что на Ленинградском проспекте не прижилось название «Антисоветская шашлычная»: власти велели владельцам заведения сменить вывеску, чтобы не «оскорблять чувства» ветеранов.
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: