Единое правило Канта
|
На взгляд современных людей, Эммануил Кант был самым скучным человеком из всех когда-либо живших на нашей планете. Начиная с 40-летнего возраста, он просыпался каждое утро в 5:00 утра и писал в течение ровно трёх часов. Затем он ровно четыре часа читал лекции в университете. Далее он обедал – каждый день в одном и том же ресторане. Затем, во второй половине дня, он прогуливался в одном и том же парке по одному и тому же маршруту, после чего возвращался домой всегда в одно и то же время. Каждый день.
«Всю свою жизнь Кант провёл в Кенигсберге в бывшей Восточной Пруссии. Это буквально. Он никогда не покидал город. Несмотря на то, что море было всего в часе езды, он никогда не видел моря». (1)
Кант был крайне педантичен. Он был настолько предсказуем в своих привычках, что соседи шутили, что они могут настраивать свои часы на основании того, когда он покидает свою квартиру. Он отправлялся на ежедневную прогулку в 15:30, каждый вечер ужинал с одним и тем же другом и возвращался домой, чтобы закончить работу и лечь спать ровно в 22:00.
Нам трудно не рассмеяться над подобным парнем. Что за идиотизм. Серьезно, взгляни на жизнь, чувак.
«Но Кант был одним из самых важных и влиятельных мыслителей в человеческой истории. Сидя в своей однокомнатной квартире в Пруссии, он изменил мир больше, чем многие короли и армии и до, и после него». (2)
Если вы живёте в демократическом обществе, которое защищает права личности, вам следует благодарить за это Канта. Он был первым человеком, который когда-либо задумался о создании глобального руководящего органа, который мог бы гарантировать мир на большей части нашей планеты. Он описал пространство и время таким образом, что это вдохновило Эйнштейна на создание теории относительности. (3) Он первый выступил с идеей, что потенциально животные могут иметь права (4), он создал философию эстетики и красоты, урегулировав 200-летнюю философскую дискуссию. Он изобрёл моральную философию, от начала и до конца, отвергнув идеи, которые со времён Аристотеля были основой западной цивилизации.
Кант был интеллектуалом. Если бы у мозгов были яйца, у Канта они бы были стальными. Его идеи, особенно в отношении этики, и по сей день служат предметом дискуссий и обсуждений в тысячах университетов.
Именно об это мы и будем сейчас говорить: моральная философия Канта и почему это имеет для нас значение.
Предвижу ваши вопросы. Моральная философия? Да кого она, к чёрту, волнует? Лучше посмотреть на солнечный закат или картинки с котятами!
Ну, это, собственно, и есть моральная философия. Каждый раз, когда вы спрашиваете: «Кого это волнует?» или «В чём, собственно, дело?», вы, по сути, сомневаетесь в ценности чего-либо. Стоит ли это вашего времени и внимания? Будет ли это лучше (хуже), чем что-то ещё?
Все эти вопросы правомерны, и все они относятся к той области, которую изучает моральная философия.
Наша моральная философия определяет наши ценности – то, о чём мы должны заботиться, и то, что нас не волнует, а наши ценности определяют наши решения, действия и убеждения. Поэтому моральная философия относится ко всему в нашей жизни.
Моральная философия Канта уникальна и противоречива. Кант считал, что для того, чтобы что-то было хорошим, оно должно быть универсальным, то есть не может быть так, что нечто является «правильным» в одной ситуации и «неправильным» в другой. Если лгать плохо, то это должно быть плохо всегда. Даже тогда, когда все это делают. Если же это не всегда правильно или неправильно, то это не может быть базовым этическим принципом.
Кант назвал эти универсальные этические принципы «категорическими императивами» – правилами жизни, которые действительны во всех контекстах, во всех ситуациях и для каждого человека.
Универсальные законы, которые диктуют нормы морали для каждого человека?
Это кажется и невозможным, и нелепым. Но Кант сделал такую попытку. Фактически, он предпринял ряд попыток создать категорические императивы. Некоторые из этих попыток были быстро разорваны в клочья другими философами. Часть из них в определённой степени выдерживала испытание в течение какого-то времени.
В частности, один из его императивов застрял надолго. И за все мои годы, когда я читал и изучал философию, психологию и другие науки, это было одним из самых мощных заявлений, с которыми я когда-либо сталкивался. Его следствия касаются каждой области жизни человека. В одном предложении Кант суммирует основную часть нашей интуитивной этики и предположений. И в каждой ситуации это указывает на чёткое направление того, как мы должны действовать и почему.
Единое правило для всех случаев жизни
Хорошо, достаточно прелюдии. Вот это правило Канта:
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». (5)
Что это значит? Давайте начнём разбираться.
Кант считал, что рациональность сакральна. Когда я говорю о рациональности, я не имею в виду то, что движет разгадывателем судоку или шахматным гроссмейстером. Я имею в виду тот факт, что мы являемся единственными известными существами во вселенной, которые способны принимать решения, взвешивать варианты и рассматривать моральные последствия любых действий.
Сознание – это основа всего.
По Канту, единственное, что отличает нас от остальной вселенной – это наша способность обрабатывать информацию и сознательно действовать в окружающем мире. И он считал это особым даром. Чрезвычайно особым. Насколько мы знаем, мы единственные во Вселенной, кто способен к интеллектуальной самоорганизации. Поэтому мы должны серьёзно относиться к этому. И поэтому защита права на сознательный выбор должна быть основой всех наших моральных рассуждений.
Кант писал, что «без рациональности вселенная будет пустой и бесцельной». По мысли Канта, без разума и возможности пользоваться этим разумом, мы могли бы с таким же успехом быть просто кучкой камней. Ничего собой не представляющей.
Поэтому Кант считал, что всякая мораль должна защищать рациональное сознание в каждом отдельном человеке.
Как это сделать?
Смотреть правило Канта выше.
Итак, давайте переформулируем правило Канта на более современный язык, чтобы сделать его более читаемым:
«Ни один человек никогда не должен рассматриваться только как средство для достижения какой-то цели, он сам должен рассматриваться как конечная цель».
Если эта версия правила Канта для вас более или менее понятна, следующую главу вы можете пропустить. Если же вам всё ещё не ясно, как человек может быть «средством» или «конечной целью», то есть ещё одно пояснение.
Полезное пояснение для тех, кто всё ещё путается в понятиях «цель» и «средство»
Скажем, я голоден и хочу купить буррито. Я сажусь в свою машину, еду в Чипотл и заказываю своего обычного двойного мясного гиганта, который раз в неделю делает меня сверхсчастливым.
В этой ситуации съесть буррито – это моя «конечная цель». В конце концов, почему я делаю всё остальное – сажусь в машину, еду в другой город, покупаю бензин и т. д.? Всё, что я делаю, чтобы получить буррито – это «средства», т.е. то, что помогает мне достичь «конечной цели».
Если вы позвоните другу, чтобы узнать, чем он сейчас занимается – это средство, а выяснение того, что он делает – это ваша цель. Если вы рано уходите с вечеринки, потому что утром вам надо пораньше встать, ваш уход – это средство, а утреннее пробуждение – конечная цель.
Средства – это то, что мы делаем по необходимости. Я не хочу садиться в машину и ехать. Но я хочу буррито. Поэтому поездка – это средство достижения моей конечной цели.
Цель – это именно то, что мы хотим получить. Это определяющий мотивирующий фактор наших решений и нашего поведения. Если бы я хотел съесть буррито только потому, что моя жена захотела буррито, а я решил составить ей компанию, то буррито уже не будет моей целью – оно станет средством достижения другой цели: осчастливить жену. А если бы я хотел сделать мою жену счастливой только для того, чтобы вечером получить секс – то сделать жену счастливой было бы средством, а секс – конечной целью.
Вероятно, этот последний пример показался вам не совсем корректным. И это именно то, о чем говорит Кант. Государства, которые рассматривают любое человеческое существо лишь как средство для достижения какой-то цели, являются основой всего неэтичного поведения. Поэтому покупка буррито в том случае, когда конечной целью является счастье моей жены – это хорошо. Но если я отношусь к своей жене как к способу достижения конечной цели (секса), то это значит, что я отношусь к ней как к средству, и, по мнению Канта, это неправильно.
Давайте сделаем некоторые выводы, следующие из правила Канта:
Ложь – это зло, потому что вы вводите в заблуждение сознание другого человека и тем самым меняете его поведение ради достижения собственной цели. Следовательно, вы относитесь к этому человеку как к средству. Поэтому ложь неэтична.
Измена недопустима по той же причине. Вы обманываете ожидания других существ ради своих личных целей. Вы рассматриваете договорённости с другими людьми лишь с точки зрения своих интересов.
Сюда же относится и насилие: вы относитесь к другому человеку как к средству достижения своих политических или личных целей.
Формулировка Канта подходит ко всему, чего мы ожидаем от моральных норм. Но она также выходит за рамки здравого смысла. Я попытаюсь утверждать, что в реальности правило Канта распространяется на почти всё, что мы сегодня считаем правильным и положительным. Проверим это:
Моральные выводы из правила Канта
Приведенный ниже список является неполным. О некоторых из этих вещей писал Кант. Другие – экстраполяция его работ применительно к моим собственным ценностям. Я надеюсь, что к концу списка вы увидите невероятную универсальность этой единой моральной максимы, которая распространяется почти на все сферы человеческой жизни.
Лень. Итак: я чрезвычайно ленив. И из-за этого я часто чувствую себя виноватым. Мы все знаем, что удовольствие от лени краткосрочно, а вред от неё долгосрочен. Но по какой-то причине это знание на нас никак не влияет и не меняет наши привычки. Однако это не то, почему Кант считает это неправильным. На самом деле Кант бы сказал, что это неправильный способ думать о лени. Всего вышеназванного недостаточно. Кант считал, что у всех нас есть моральная обязанность делать всё, на что мы способны, но не из-за того, что это приносит пользу лично нам или обществу. Он идёт дальше. По его утверждению, вы должны делать всё возможное, потому что если вы делаете меньше – то вы относитесь к самому себе как к средству, а не как к конечной цели. Да, к себе самому тоже можно относиться как к средству. Когда вы сидите на диване и в 28-й раз обновляете страничку в Twitter, вы относитесь к своему разуму и вниманию как к простому удовольствию. Вы не максимизируете потенциал своего сознания. Фактически, вы используете свое сознание как средство для стимулирования своих эмоций. Это не только вредно, это неэтично. Вы активно наносите вред самому себе.
Зависимость. Верьте или нет, но Кант не был сторонником абсолютного воздержания. За обедом он наслаждался вином. Он курил трубку (но только в одно и то же время каждое утро, и только одну порцию табака). Кант не был противником веселья. Но он был против того, чтобы прятаться от действительности. Он писал, что употребление алкоголя или наркотических веществ с целью ухода от собственной жизни является неэтичным, потому что вы начинаете использовать свой рациональный ум и свободу как средство для достижения посторонних целей. (6) Кант не прятался от проблем. Он считал, что страдание иногда оправдано и необходимо в жизни. Мы склонны судить о безнравственности в зависимости от ущерба, причиняемого посторонним. Но Кант считал, что чрезмерное потворство своим слабостям является, прежде всего, актом безнравственности по отношению к самому себе, а вред, причиняемый другим, является всего лишь побочным ущербом. Это неспособность противостоять реальности собственного разума и сознания, и эта неспособность сродни лжи самому себе и обкрадыванию собственного драгоценного жизненного потенциала. По Канту, лгать себе так же неэтично, как лгать другим.
Погоня за признанием и одобрением. Хорошо, я знаю, что гоняться за похвалами ослов – это не самая лучшая стратегия, но что в этом неэтичного? Что плохого в том, что люди хотят признания своих достоинств? Не всё так просто. В погоне за одобрением вы можете изменить свои действия и свои речи, вы перестанете говорить то, что чувствуете, и делать то, что считаете нужным. В такие моменты вы уже относитесь к себе как к средству, а не как к цели. Но этим вред не ограничивается. Потому что, если вы меняете свои речи и действия, чтобы получить похвалу от других людей, это значит, что и они тоже становятся для вас лишь средством для достижения своей цели. Вы их обманываете и манипулируете их восприятием, чтобы получить благоприятный отзыв. Нет никаких сомнений, что Кант назвал бы это неэтичным. Я подробно расписал, почему погоня людей за одобрением приводит к установлению нездоровых отношений, но Кант, как обычно, заходит ещё дальше. Потому что Кант – это настоящий хардкор.
Манипулирование или принуждение – даже если вы не лжёте, но общаетесь с человеком с целью что-то от него получить и не ставите его в известность об этом, вы поступаете неэтично. Кант был большим сторонником обоюдного сознательного согласия. Он считал, что это единственный путь создания здорового взаимодействия между людьми. Для его времени эта идея была радикальной, и даже сейчас её готовы принять далеко не все. В современном мире есть две области, где, как я думаю, значение вопроса о согласии имеет огромное значение, и Кант мог бы много чего рассказать об этом. Первая область очевидна: это секс и знакомства. Согласно правилу Канта, всё, что выходит за рамки явного, полностью информированного (и полностью трезвого) согласия, является неэтичным. Сегодня этот вопрос горячо обсуждается, и моё личное мнение, что люди делают всё намного сложнее, чем требуется. Все в основном говорят о почтительности. Люди предполагают, что это означает спрашивать разрешение по 20 раз за свидание. Это не так. Всё, что вам нужно сделать – это рассказать о своих чувствах и спросить о чувствах партнёрши, а затем с уважением принять ответ, каким бы он ни был. Вот и всё. Ничего сложного. По Канту, уважительное отношение к другим тоже является священным, потому что все сознательные существа имеют фундаментальное чувство достоинства, которое необходимо уважать во все времена. Для Канта согласие было актом демонстрации уважения. Всё, что делалось без согласия обоих людей, являлось актом неуважения. Я знаю, что сегодня слова Канта звучат как ворчание рассерженной бабки, но последствия вопроса о согласии слишком далеко идущие и широкие, они затрагивают все отношения между людьми, какие мы можем себе представить. Вторая область, которая сегодня является проблематичной – это продажи и реклама. Практически любая маркетинговая тактика строится вокруг того, что люди рассматриваются как средство достижения цели (зарабатывание денег). Фактически, Кант большую часть своей жизни боролся с этическими последствиями капитализма и неравномерного распределения богатства. Он считал, что никто не сможет накопить состояние без некоторой степени манипулирования или принуждения на этом пути. Поэтому он сомневался во всей системе. Он не был антикапиталистом (коммунизм ещё не существовал), но ошеломляющее неравенство, свойственное его времени, вызывало у него беспокойство. Он считал, что любой, кто накопил состояние, имел моральный императив, чтобы отдать большую часть голодающим массам. (7)
Фанатизм. Он тоже достоин упоминания здесь, тем более, что мыслителей Просвещения часто обвиняют в том, что они высказывали довольно расистские взгляды (которые были распространены в своё время). Интересно, что Кант, несмотря на то, что в начале своей карьеры выливал довольно много дерьма на другие расы, в конечном итоге изменил свои взгляды и понял, что никакая раса не имеет права подчинять кого-то другого. В конце концов, это имеет смысл: расизм, как и другие формы фанатизма, рассматривают других людей как средство, а не как цель.(8) Кант пришёл к выводу, что если всякая рациональность священна, то нет ничего, что позволяло бы европейцам иметь особые привилегии перед любыми другими расами и народами. Помимо прочего, он стал яростным антиколониалистом. Кант утверждал, что, независимо от расы, насилие и угнетение, требуемые для подчинения населения, могут уничтожить в итоге всё человечество. Это было высшей степенью неэтичности. Для того времени его взгляды являлись радикальными. Настолько, что многие считали их абсурдными. Но Кант считал, что единственный способ предотвратить войны и угнетение – это создать международное правительство, которое объединило бы национальные государства. Спустя столетия на его взглядах будет основана Организация Объединённых Наций.
Обязанность самосовершенствоваться. Большинство философов эпохи Просвещения считали, что самым правильным способом жизни является максимальное увеличение счастья и максимально возможное уменьшение страданий. В этике такой подход называют «утилитаризмом», и он по-прежнему является преобладающим для многих современных мыслителей. (9) У Канта был совершенно иной взгляд на то, как следует продвигаться по жизни. Этот подход можно назвать «максимой Майкла Джексона» – потому что Кант, как и Майкл Джексон, считал, что если вы хотите сделать мир лучше, начните с себя.
Кант изложил свои доводы с жестокой рациональностью. Вот его аргументы:
• Кант считал, что, как правило, невозможно узнать, заслуживает ли человек счастья или страданий, потому что вы никогда не сможете узнать, каковы были его истинные намерения и цели.
• Точно так же, даже если вы хотите сделать других людей счастливыми, не существует способа точно узнать, как это сделать. Вы не знаете, что они чувствуют, каковы их ценности и ожидания. Вы не знаете, к каким последствиям приведут ваши действия.
• Кроме того, на самом деле, в большинстве неэкстремальных ситуаций не ясно, что есть страдание и что есть счастье. Развод может причинить вам невероятную боль сегодня, но через год это может оказаться лучшим, что когда-либо с вами случалось. Вы можете наслаждаться радостью праздника в кругу друзей, но возможно, что это отвлекает вас от решения тех проблем, которые в будущем принесут вам страдания.
• Поэтому Кант утверждал, что единственным логичным способом улучшения мира является улучшение самих себя. Потому что единственное, о чём мы можем судить с какой-то долей определённости – это мы сами. (10)
Кант определил самосовершенствование как развитие способности придерживаться категорического императива. И он видел самосовершенствование как обязанность – непреложную обязанность всех и каждого.
По Канту, вознаграждение или наказание за то, что человек не выполнил свой долг, ждало его не на небесах, а в той жизни, на которую человек себя обрекал. Приверженность нравственным нормам давала лучшую жизнь как самому человеку, так и всем окружающим. Точно так же, неспособность придерживаться нравственных норм доставляла ненужные страдания и самому себе, и окружающим.
Правило Канта имеет эффект кругов, расходящихся по воде. Совершенствование способности быть честными с самими собой увеличивает вашу честность по отношению к другим. А ваша честность с другими поможет им быть честными с самими собой, что поможет улучшить их жизнь. Это справедливо для всех аспектов правила Канта, будь то честность, продуктивность, благотворительность или согласие. Максима Майкла Джексона предполагает, что правило Канта, однажды принятое достаточным количеством людей, создаст во всём мире эффект снежного кома, вводя более позитивные изменения, чем любая расчётливая политика или госучреждения.
Обязательность самоуважения. Кант интуитивно понимал, что существует фундаментальная связь между нашим уважением к себе и нашим уважением к миру. То, как мы взаимодействуем с нашей собственной психикой – это шаблон, по которому мы меряем наши взаимодействия с другими, и мы не сможем добиться прогресса в отношениях с другими людьми, пока не достигнем личного прогресса. Он, вероятно, почувствовал бы отвращение к современной пропаганде самолюбия, посчитав его ещё одним способом использования других людей в качестве средства для достижения личных целей. Смысл самоуважения состоит не в том, чтобы почувствовать себя лучше, а в том, чтобы осознать свою реальную ценность. Это понимание того, что каждый человек, независимо от того, кто он, заслуживает основных прав и достоинства. Того, что каждое разумное существо священно и должно рассматриваться как таковое. Кант утверждал, что заявлять о собственной бесполезности так же плохо, как говорить другим, что они бесполезны. Лгать самому себе так же неэтично, как лгать другим. Самопринижение так же отвратительно, как унижение других. Любовь и внимание к себе – это не то, чему можно научиться на занятиях. Они должны культивироваться внутри себя самого. Даже если у вас больше нет ничего другого.
Влияние философии Канта
Философия Канта, если вы погрузитесь в неё, пронизана несогласованностью и проблемами. Но сила его оригинальных идей, несомненно, изменила весь мир. И, как ни странно, когда я наткнулся на них год назад, они изменили меня.
В свои двадцатые годы я посвятил много времени развитию в себе тех качеств, которые перечислены выше. Но я стремился развить их, преследуя сугубо практические цели. Я считал их средством, способным улучшить мою жизнь. Между тем, чем больше я работал над этим, тем большую неудовлетворённость я чувствовал.
Чтение Канта стало прозрением. Всего 80 страниц, написанных Кантом, перевернули все мои предположения и убеждения, выработанные за десять лет жизни. (11) Он показал мне, что всё, что мы делаем, на самом деле не имеет значения, если нет цели. И пока вы не найдёте правильную цель, вы ничего не достигнете.
Кант не всегда был занудным, одержимым рутиной педантом. На самом деле, в молодые годы Кант любил шумные вечеринки. Он допоздна пил вино и играл в карты со своими друзьями. Он поздно ложился спать, любил и поесть, и гульнуть.
Только когда ему исполнилось 40 лет, он всё это бросил и разработал тот распорядок, которым он позже прославился. Кант говорил, что создал такой распорядок потому, что к 40 годам осознал моральные последствия своих действий и решил, что он больше не позволит себе тратить впустую своё драгоценное время и остатки энергии.
Кант назвал это «воспитанием характера» и создал тот распорядок, который способствовал максимальному раскрытию его потенциала. Он считал, что большинство людей не могут по-настоящему воспитать свой характер, пока не достигнут среднего возраста, потому что до этого времени они слишком увлечены фантазиями и капризами мира, впадая попеременно то в восторг, то в отчаяние. Мы слишком одержимы накоплением средств, безнадежно забывая о том, для каких целей они нам нужны.
Чтобы развить характер, человек должен стать хозяином своих действий и самого себя. И хотя немногие из нас могут добиться этого за всю свою жизнь, Кант полагал, что у каждого из нас есть обязанность работать над этим.
Он считал, что на самом деле это единственное, к чему нужно стремиться.
Сноски
1. Забавный факт: Исаак Ньютон тоже никогда не видел моря, несмотря на то, что находился всего в нескольких часах езды от него. Ещё более невероятно то, что именно Ньютон установил взаимосвязь между лунной гравитацией и морскими приливами. Он понял это, ни разу не видя приливов.
2. Дерек Парфит, известный профессор философии из Оксфорда, назвал его самым важным философом морали со времён древних греков.
3. Эйнштейн прочитал «Критику чистого разума» Канта ещё подростком, и он говорил, что это сформировало способ его мышления при рассмотрении вопросов физики.
4. Кант утверждал, что всё, что обладает сознанием и автономией, обладает присущим ему достоинством и к этому должно относиться с уважением (то есть нельзя причинять никакого вреда). Кант считал, что у животных не было сознания или свободной воли, но утверждал, что если они разовьются, то животные должны получить такой же уровень уважения, как и люди. Интересно, что то же самое Кант говорил и в отношении инопланетян.
5. Это правило известно как «Формула для человечества» Канта.
6. Мне было бы интересно узнать, что сказал бы Кант о социальных сетях и видеоиграх.
7. Я предполагаю, что если бы Кант жил сегодня, он поддержал бы универсальный базовый доход.
8. К сожалению, Кант никогда не приходил к таким же очевидным выводам относительно женщин. Вероятно, поэтому он оставался одиноким всю свою жизнь.
9. Одни из наиболее видных утилитаристов – Сэм Харрис, Тайлер Коуэн, Стивен Пинкер и Питер Сингер.
10. И я бы сказал, что современная психология даже это поставила под вопрос.
11. Книга, которую я имею в виду – это «Фундаментальный принцип метафизики морали».
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – перевёл Дмитрий Оськин по статье Марка Мэнсона
Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус...
|
Почитать ещё: