Что такое «Трудовая армия»? Архивы, истина, война...
|
Память о войне. Она оживает в нас 9 мая, в день празднования Великой Победы и одновременно скорби о многих погибших в те страшные четыре года. Мы пытаемся найти, узнать еще сохранившиеся семейные истории о наших родных, прошедших тяжелые испытания, погибших или пропавших без вести. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…».
Двадцать лет назад мне пришлось открыть еще одну малоизвестную страницу в истории той тяжелой войны. Тогда я училась в Челябинском университете, и как многие студенты была беззаботна и счастлива. Мой папа попросил меня однажды узнать о своем двоюродном дяде, пропавшем в 1943 году без вести, но не на фронте, а здесь в тылу, в Челябинске. Честно, я была очень удивлена, не поверила, что в глубоком тылу, далеко от фронта мог без вести пропасть человек.
В своих поисках я пришла в отдел кадров Челябинского тракторного завода, в архивах нашла запись о том, что мой двоюродный дед был уволен весной 1943 года с завода, и все… Что дальше? Я узнала, что увольнение в то время часто производили «задним числом», если человек не появлялся несколько дней на заводе, его даже больше не разыскивали. Работница отдела кадров сказала, что вероятно мой двоюродный дед служил в трудовой армии, и посоветовала обратиться в архивы на кладбищах, где производились захоронения в годы войны.
В похоронном бюро кладбища ЧТЗ мне показали на пыльный шкаф в углу – это и был архив. В нем лежали книги регистрации умерших. Я открыла год 1943. Это было второе потрясение за время моих поисков. Мы знаем из истории, что во время войны в блокадном Ленинграде замерзших или умерших от истощения и болезней людей собирали и хоронили в братских могилах. Часто не было записей данных о них, потому что у погибших не находили документов. Но чтобы в Челябинске, за несколько тысяч километров от фронта, в надежном тылу в книге регистрации на каждые две строчки с фамилиями приходилось двадцать записей «Неизвестный»?! Старые пожелтевшие листы и на них друг за другом: «неизвестный, неизвестный, неизвестный…». Как оказалось, и голод, и холод, и продовольственные карточки были в военной истории уральских городов.
На этом мои поиски в то время закончились, оставив тяжелый осадок и загадочное слово «Трудармия». Вскоре я уехала из Челябинска. И совсем недавно, разыскивая информацию о другом родственнике, я снова вернулась к той давней теме и стала узнавать страшную историю «рабочих колонн» времен Великой Отечественной Войны.
Термин «трудовая армия» возник раньше, в годы гражданской войны, когда специальным декретом была объявлена всеобщая трудовая повинность и сформированы «революционные армии труда» для решения хозяйственных задач в военное время.
В годы Великой Отечественной войны вновь была введена принудительная трудовая повинность и тех, кто ее нес, стали называть «трудармейцами». Но ни в одном официальном документе периода 1941-1945 гг. понятие «трудовая армия» не встречается.
Большую часть этих формирований составили люди, считавшиеся неблагонадежными по социальному или национальному признаку: поволжские немцы, евреи, эстонцы, финны, румыны, венгры, итальянцы. Они использовалась на стройках НКВД в различных отраслях народного хозяйства. Стали бесплатной рабочей силой, пополнив обширную сеть ГУЛАГа в Сибири и на Урале. В наше время потомки тех людей, пострадавших от репрессий, организовывают поисковые движения и открывают тяжелую правду о судьбе своих близких.
Но мой двоюродный дед был потомственным уральским казаком и не был репрессирован. Как он оказался в «трудовой армии»? Оказалось, что в эти батальоны зачислялись также военнообязанные, признанные негодными к строевой службе по возрасту и состоянию здоровья. Им тоже пришлось испытать на себе все тяготы «рабочих колонн», вместе с другими ковавших победу в уральском тылу.
В годы Великой Отечественной войны в Челябинск было эвакуировано около 60 промышленных предприятий. На них стали выпускать военную продукцию – тяжелые танки, самоходные орудия, танковые моторы. На каждом втором советском танке стоял двигатель Челябинского тракторного завода. В 1941-45 годах в Челябинске были построены 19 заводов и 2 фабрики союзного значения. Основной строительной силой были трудармейцы. Трудовая армия работала ударными темпами: заводы вводились в действие менее чем за год, порой даже за несколько месяцев. Но эти достижения были оплачены многими жизнями: к концу войны из 120 тысяч трудармейцев, работавших на Южном Урале, в живых остались чуть больше 34 тысяч человек.
Мне удалось найти информацию по старому кладбищу района ЧТЗ Челябинска.
Оказывается на нем, в братских могилах времен Великой Отечественной войны по подсчетам уральских поисковиков похоронено в 1943–1945гг. 2235 человек. По воспоминаниям старых жителей прилегающих к кладбищу домов массовые захоронения проводились по ночам. Трупы привозили на подводах и складывали в общие могилы, на которых не устанавливались таблички, поэтому братские могилы на сегодняшний день отличить от других невозможно. Эти захоронения регистрировались как «особенные». Кого же хоронили в них? Организации, производившие захоронения, тоже записывались. На первом месте стоят эвакогоспитали. Во всех крупных городах в глубоком тылу их создавали для приема раненых, в Челябинске их было 17. И не всегда у бойцов, умерших от ран, были документы.
На втором месте среди организаций, проводивших захоронения на этом кладбище, стоит Отдел рабочих колонн (трудовая армия) Кировского завода. Первый документ приема и устройства рабочих колонн на Кировском заводе датирован 8 февраля 1942 года. На завод прибыло 4500 трудармейцев. Пока достраивались бараки с двухъярусными нарами, людей поселили в двух школах. На размещение и оформление на работу прибывших отводилось от 2-х до 5 дней. Они обеспечивались постельными принадлежностями, спецодеждой и хозяйственным инвентарем.
О качестве проживания в бараках можно судить хотя бы по тому, что перед зимой 1943 г. был отдан приказ директора завода обеспечить отдел трудовых колонн 50 вагонами шлака для подсыпки к стенам жилья в качестве утеплителя. Но были и другие бытовые проблемы – недоставало теплой одежды, белья, постельных принадлежностей, обуви. Известен приказ о создании мастерской из 40 трудармейцев по плетению лаптей.
Одна из докладных записок на имя директора говорит о том, что основной процент смертности на заводе идет за счет рабочих трудармии. В одной из колонн было зарегистрировано 344 человека, больных дистрофией. Из них 262 человека не были госпитализированы, а продолжали трудиться. В этой же колонне было зафиксировано 16 смертельных случаев от дистрофии. Только в 1943–1945 гг. подразделением похоронено на кладбище в Тракторозаводском районе 229 умерших. Это сухие сводки из архивов.
К сожалению, о бойцах трудовой армии на заводе ЧТЗ и о судьбе своего двоюродного деда я и сейчас пока ничего не нашла. Уже 20 лет, как я уехала из Челябинска, но надеюсь вернуться и узнать больше.
Но даже такой результат моих поисков дал мне понять точно, что мы должны для себя, для детей, для будущего открывать печальные картины нашей истории. Сохранить память о наших предках, страдавших, но приблизивших Победу в той войне. Менять себя, менять мир вокруг, делать его лучше, воспитывать своих детей так, чтобы страшные уроки истории не повторялись.
|
Почитать ещё: